ОБЩИЕ СЛОВА
Вторая половина XVIII — первая половина XIX веков.
Всё началось с так называемой европеизации России, проводимой при Екатерине II. Дело в том, что любительница всего европейского императрица Екатерина вела в стране политику просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов (императрица читала и вела переписку с Руссо, Дидро, Вольтером), которые желали подчинить государство чистому разуму. Вот лишь несколько положений этой политики:
· обновление и систематизация законов,
· церковь должна была подчиняться государству,
· цензура временно ослабевала,
· книгоиздательство и образование поощрялось.
· предпринимательство стало развиваться
То есть власть монарха абсолютна, но она существует лишь во благо всего государства и его общества (монарх – добрый родитель своего народа, поучающий и наставляющий).
Вместе с просветительской политикой пришло соответственно и европейское искусство классицизма, служащее государственным целям – укрепить власть и авторитет монарха (Екатерины II), изобразить настоящего гражданина, привить гражданам чувство патриотизма, долга перед отечеством т.д. Одним словом, как мы уже говорили, искусство – морализатор, служащий монарху на благо общества.
Особенность классицизма в России заключается, пожалуй, в том, что он благополучно уживался не только с противодействующим ему барокко, но и более экстравагантными его подстилями, типа шинуазри (китайщины), псевдоготика, сентиментализм (классический пример – Дворцовая площадь). Вспомним, что Екатерина была большой любительницей барочной архитектуре – обновила Зимний дворец, отстроила Екатерининский Царскосельский дворец, участвовала в достройке Петергофскогоансамбля и т.д. Однако, так как классицизм оказался уместным в условиях укрепления культа государственности в Российской империи, императрица решила подружить эти противоборствующие стили и щедро наполнила города классицистическими постройками.
|
Тот факт, что Россия стала такой благоприятной почвой для европейского классицизма, свидетельствовал о том, что Россия развивалась в ногу со временем, была державой достойной конкуренции, была на уровне с Европой.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. САНКТ ПЕТЕРБУРГ.
Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:
· Ранний классицизм
· Зрелый классицизм
· Высокий классицизм
Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди.Прмер: Аничков дворец, Александринский театр.
Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) —неприятие любых неклассических тенденций. Появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
|
Одним из примечательных произведений строгого русского классицизма стал Таврический дворец в Спб. архитектора Ивана Егоровича Старова. Это усадьба Г.А. Потёмкина была построена в честь победы в русско-турецкой войне и предназначалась для торжественных и праздничных приёмов. Парадный двор усадьбы выходил на Неву, по другую сторону красовался парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом здания и двух, выступающих по бокам, флигелей со внутренними двориками. Центральная часть украшена портиком с высоким фронтоном. Фасад нарочито сдержан, практически лишён декоративных элементов, прямоугольные окна его без наличников. Лаконичности и строгость подчёркивают торжественность. «Древний изящный вкус – его достоинство: оно просто и величественно» - писал о дворце поэт Державин. По сравнению со сдержанностью фасада интерьеры дворца отличались парадностью и богатством – множество залов, главный из который огромный зал с белыми колоннами, а так же зимний сад с ротондой.
Вспоминаем, что именно этот архитектурный стиль стал работать уже с целыми городами как с объектами искусства. Главным объектом воздействия классицистического стиля стал сам город Санкт Петербург. Основная магистраль города – невский проспект выходит на главную Дворцовую площадь – центр города. Протяжённые фасады, украшенные скульптурами, обрамляют широкие улицы.
Над Невой
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчёркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
|
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским —
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.
1963. Давид Самойлов
Одной из главных достопримечательностей города стало здание Адмиралтейства, символизирующее военно-морскую мощь страны. К нему вели три главные магистрали города. К началу 19 века здание обветшало, его реконструкцию доверили А.Д. Захарову. У главного фасада была большая протяжённость (более 400 метров), и чтобы избежать монотонности, архитектор поделил его на 5 частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы» (72 метра). Кораблик, венчающий иглу – символ города-столицы морской державы. Башню огибает изящная колоннада, а въезд оформлен как триумфальная арка. По обеим сторонам от главной башни расположены портики с 12 колоннами в дорическом стиле. Им вторят дополнительные ризалиты, украшенные колоннами. На сторону Невы выходят два павильона, перед одним из них дремлют львы – символ силы и власти, перед другим лежат амфоры – символ вечной красоты и гармонии.
Казанский собор – величественное детище А.Н. Воронихина. Павел I принял решение выстроить собор в честь иконы Казанской Божьей матери, который должен был походить на Собор Св. Петра в Риме. После Отечественной войны 1812 годаприобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Давайте вспомним части собора. Гармоничный и лёгкий портик с 6 коринфскими колоннами и огромным фронтоном. Обязательное условие заказчика – колоннада перед фасадом (144 колонны в 4 ряда). С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет. Высокий купол торжественно венчает барабан с прорезанными узкими окнами. При сооружении купола впервые были применены металлические конструкции из железа и чугуна.
Также к выдающимся творениям строгого классицизма относятся здание российской биржи, Михайловский дворец, здание Главного штаба.
Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике. После пожара 1812 года Москва застраивалась по новой, и, конечно же, в духе классицизма. В духе классицизма перестраивались и другие города (Кострома, Тверь, Ярославль). Но главной перестройке подвергся Спб.
Отечественная война 1812 года породила высокий патриотизм, в искусстве отразившийся в интересе к воспеванию величия победившего народа. Популярный во Франции при Наполеоне стиль ампир, перешёл как эстафета в страну победительницу, став Александровским ампиром.
Исакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления. Построен в 1818—1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. Четвёртый по счёту храм на этом месте в честь Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором. Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) (Пётр с ключами, Павел с мечом, Иоанн с орлом и т.д.) — причём вершины увенчаны статуями евангелистов. На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием ». Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи. Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского. В правой части — коленопреклонённые воины. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана. Надпись по фризу — «Царю царствующих». На фронтоне южного портика – «Поклонение волхвов ». На барельефе восточного портика «ИсаакийДалматский останавливает императора Валента », ударившегося в ариантство, являющееся ересью.
Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора - быть погребённым в собственном творении - было отказано, поскольку Огюст был католиком, а храм строился, как православный.
Русская архитектура тогда поднялась на небывало высокий уровень. В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов. Архитекторы Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси.