Значение.
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Подбор объектов.
При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.
Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп —комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения, доступные детям, или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые по уходу за ними.
Помимо растений, за которыми ухаживают дети, в комнате рекомендуется помещать декоративные растения, за которыми ухаживают взрослые.
Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.
Животных можно держать только таких, которые безвредны, хорошо переносят неволю, легко приручаются и не требуют сложного ухода, интересны для наблюдений.
Лучше брать животных, распространенных в данной местности, чтобы дети могли наблюдать их и в естественных условиях. На таких животных легче показать связь их внешнего вида и повадок с необходимыми им условиями жизни.
Держать в уголке природы одновременно большое количество объектов не рекомендуется, некоторых животных приносят только для рассматривания.
Необходимо сохранять в уголке живой природы постоянных обитателей, чтобы дети могли наблюдать происходящие с ними изменения и проявлять заботу о них.
Пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них.
При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение либо обитает животное постоянно, определить место ему в уголке природы и рассказать детям, как за ним надо ухаживать. Если это животное, то вместе с детьми придумать ему кличку.
В каждой группе детского сада нужно иметь аквариум с рыбками и комнатные растения.
В уголок природы средней и старших групп можно помещать зерноядных птиц и других мелких животных, которых дети находят на участке, в лесу, на лугу, в водоеме, за которыми могут ухаживать. Можно также иметь мелких зверьков — ежа, морскую свинку, белку.
Размещение объектов в уголке природы.
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так, чтобы они были хорошо освещены и не загораживали свет из окна.
Окно для уголка живой природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.
К каждому объекту необходим свободный подход для наблюдений и ухода за ним.
Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них.
При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь, например цитрусовые, герань, амариллис, кливия, алоэ, лучше растут на солнечной стороне. Поэтому их надо размещать около окон, выходящих на юг.
Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки.
Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.
Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.
Т еррариумы ставят на светлом и теплом месте.
Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.
Сезонные изменения в уголке природы.
В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.
Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки (астры, хризантемы, табак, левкои и др.). Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах), наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.
Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов. Хорошо держать здесь в это время и птиц (снегиря, щегла; весной их надо обязательно выпустить).
Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.
Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.
Контрольные вопросы.
1. Какое воспитательное и образовательное значение имеют уголки природы в детском саду?
2. Чем следует руководствоваться при подборе растений и животных для уголка природы?
3. Как размещают растения и животных в уголке природы?
4. Как изменяют состав обитателей уголка природы по сезонам года?
РАСТЕНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ
Комнатные растения.
В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот, которые на родине имеют условия, сходные с комнатными,— бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь — амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические — герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. С помощью комнатных растений дети знакомятся с растениями, у них прививаются трудовые навыки по уходу за ними, черенкованию и пересадке их.
Перечисленные выше растения используют и для дидактических игр на описание объектов.
Для уголка природы младших и средних групп нужно брать растения, не требующие сложного ухода, цветущие (герань зональная, бегония вечноцветущая), растения с крупными кожистыми листьями (фикус, аспидистра), которые удобно детям мыть, и с мелкими для сравнения (лигуструм, традесканция).
В старших группах дети знакомятся с разнообразными формами стеблей, листьев, цветков, наблюдают за изменением в росте растений.
В уголках природы старших групп нужно иметь такие растения, у которых при сравнении дети могут выделять не только различные, но и сходные признаки (герань зональная, герань душистая), а также растения, требующие более сложного ухода (луковичные, бегония реке, узамбарская фиалка) и легкочеренкующиеся (фуксия, традесканция, колеус и др,).
Амариллис (сем. Амариллисовые). Родина — пустыни Африки. Луковичное растение с крупными, очень красивыми, похожими на лилию цветками красной, розовой или белой окраски, с ремневидными листьями; цветет в марте — мае. После того как засохнут листья, горшки с луковицами ставят в темное сухое место и прекращают поливку; в феврале — марте, когда начнут появляться цветочные стрелки, переносят на свет и начинают поливать. Условия хорошего цветения амариллиса — небольшой горшок, дренаж, обильная поливка во время роста.
Аспидистра, или плектогина, «дружная семейка» (сем. Лилейные). Родина—леса Южного Китая. Красивое растение с длинными и широкими, как у ландышей, листьями, темно-зеленого цвета, отходящими от корневища; теневыносливо, нетребовательно к почве, на свету и при удобрении сильно разрастается; цветет осенью и зимой, размножается корневищем.
Растение интересно для наблюдения за развертыванием листьев и появлением цветков.
Бальзамин, или огонек, Ванька мокрый, недотрога (сем. Бальзаминовые). Родина — тропические леса Африки. Стебли сочные, прозрачные, вздутые в узлах; листья очень нежные, яйцевидной формы, заостренные, с пильчатыми краями; розовые или красные цветки находятся под листьями, как под зонтиком. За яркую окраску цветков растение называют «огоньком». Из опыленных цветков образуются сухие плоды, которые от прикосновения к ним растрескиваются и стреляют семенами. Размножаются черенками и семенами, которые высевают летом и поздней осенью.
Бегония реке, царственная, или королевская бегония, ухо Наполеона (сем. Бегониевые). Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, богато окрашенными, крупными листьями, которые, как и черешки, опушены, размножается листовыми черенками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно зимой; опрыскивать нельзя, так как от этого на листьях образуются пятна.
Бегония вечноцветущая, или девичья краса (сем. Бегониевые). Родина — Бразилия. Растение с небольшими блестящими зелеными листьями, быстро растет и обильно цветет все лето до глубокой осени; хорошо размножается черенками. Растение не переносит пересыхания; держать следует на солнечном окне, весной подрезать, летом обильно поливать и подкармливать.
Виноград комнатный (сем. Виноградных). Родина — Австралия. Растение с овальными, зубчатыми, плотными, листьями и усиками, которые охватывают опору, теневыносливо. Хорошо размножается отводками и черенками.
Герань, или пеларгония, журавлиный нос (сем. Гераниевые). Родина — Южная Африка, растет на Кавказе; бывает разных видов.
Герань зональная, или окаймленная. Листья душистые, зеленые, с коричневой или белой каймой, обильно цветет яркими цветками, собранными в зонтик.
Герань большецветная. Цветки крупные, разной окраски, листья слегка складчатые.
Герань душистая. Листья глубокоразрезные, покрыты волосками, очень сильно и приятно пахнут, мелкие цветки сиреневой окраски.
Летом герани обильно поливают, зимой держат полусухими, размножают с марта по июнь черенками.
Зефирантес, или выскочка (сем. Амариллисовые). Родина — Центральная Америка.
Небольшое луковичное растение с узкими линейными листьями и некрупными воронковидными белыми, желтыми, розовыми или красными цветками. Может цвести с апреля до осени. Название «выскочка» растение получило за то, что цветочная стрелка как бы выскакивает из земли и быстро зацветает (через один-два дня). Растение очень неприхотливое, пересаживать нужно ежегодно весной в широкую низкую посуду. Летом можно высадить в грунт. Размножается детками, которые отделяют при пересадке.
Камнеломка, паучок (сем. Камнеломковые). Родина — Китай, Япония. Камнеломка — красивое ампельное растение с круглыми, кожистыми, пестроокрашенными листьями. Растение образует тонкие свешивающиеся стебли — усы, на концах которых образуются молодые растения с розетками маленьких листочков и корнями. Они похожи на паучков, поэтому камнеломку называют еще «паучком».
Весной двух-, трехлетние растения цветут белыми или розовыми цветками, которые образуют метельчатые соцветия на высокой стрелке. Цветы эти рекомендуется удалять, так как иначе растение будет чахнуть. Камнеломка неприхотлива, летом ей нужна обильная поливка и полутеневое место; зимой надо содержать в светлом прохладном помещении, поливать умеренно. Легко размножается молодыми листовыми розетками — паучками.
Колокольчик, или невеста, снегурочка (сем. Колокольчиковые). Родина — Южная Италия. Очень красивое ампельное комнатное растение. Свешивающиеся побеги с мелкими, округлыми, светло-зелеными листочками к лету обильно покрываются белыми пятилепестковыми колокольчиками. За этот белоснежный наряд растение и получило название «невеста», «снегурочка». Цветет с начала лета до поздней осени. Держать можно на светлых и на северных окнах, но защищать от яркого солнца. Зимой растение помещают в прохладном месте и поливают умеренно.
Размножается черенками, делением куста и семенами.
Колеус (сем. Губоцветные). Родина — остров Ява. У растений прямой, светло-зеленый, сочный стебель и супротивно расположенные листья овальной формы. Растение ценится за красивые, пестроокрашенные листья с узорами и каемками; цветки мелкие, голубые, собраны в метелку.
Яркость расцветок листьев зависит от освещения. Если света мало, окраска бледнеет. При уходе за колеусами летом нужны обильная поливка и систематическая подкормка, а зимой —уме* репная и редкая поливка, достаточное тепло. Размножается коле* ус черенками и семенами.
Кливия (сем. Амариллисовые). Родина — субтропики. У растения длинные ремневидные, красиво изогнутые листья; цветет в феврале — апреле, иногда второй раз — в июне. Во время цветения необходимы яркий свет и обильная поливка.
Кринум (сем. Амариллисовые). Родина — пустыни Африки. Луковичное растение с широкими, длинными, волнистыми по краям, свисающими листьями; цветет осенью и в начале зимы; цветки крупные белые или бледно-розовые в виде воронок на высокой стрелке. Уход такой же, как и за амариллисом.
.Лигуструм, или бирючина (сем. Маслинные). Родина — субтропики. Кустарник с маленькими овальными листьями, которые окаймлены белым ободком; цветет белыми мелкими цветками; неприхотливо, теневыносливо. Обрезая ветки, растению молено придать любую форму (шара, пирамиды).
Традесканция (сем. Коммелиновые). Родина — тропические леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелеными ланцетовидными листьями, бледнеющими на ярком свете; размножается черенками с весны до осени, отломленные стебли легко укореняются.
У традесканции зебровидной листья с белыми, серебристыми, коричневыми или фиолетовыми полосками, на свету окраска листьев ярче, в тени они зеленеют. Хорошо растет в аквариумах я террариумах. Когда на опущенных в воду побегах появляются корни, кусок стебля с ними и парой листьев молено обрезать и посадить на дно аквариума.
Узамбарская, или Африканская, фиалка (сем. Геснерие-. вые). Родина — Узамбарские горы Африки. Узамбарская фиалка — это небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из многочисленных зеленых с серым опушением округлых листьев. Обильно цветет почти круглый год. Цветки небольшие, собраны в кисть, по форме и окраске похожи на цветки обычной фиалки. Встречаются растения с сиреневыми, фиолетовыми и розовыми цветками.
Узамбарская фиалка любит свет, но не переносит прямых лучей солнца и сквозняков. Поливать это растение лучше с поддонника, так, чтобы земляной ком был всегда умеренно влажным.
Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают в любое время года листьями, которые сажают в воду или прямо в землю. После появления молодых листьев черенки пересаживают в горшки; молодое растение зацветает через 10 месяцев после черенкования. Высаженное растение первое время надо часто увлажнять.
Фикус (сем. Тутовые). Родина — джунгли Восточной Индии. Растение с крупными кожистыми листьями, быстро растет, не требует много света, размножается верхушечными черенками, которые легко образуют корни в бутылке с водой на свету. Растение интересно для наблюдения над появлением и ростом новых листьев.
Филлокактус, или листостебельный кактус (сем. Кактусовые). Родина — леса Центральной Америки. Плоские зеленые стебли с зазубренными краями похожи на листья. Весной или летом на их концах образуются красивые крупные цветы, которые держатся от двух до пяти дней. Легко размножаются черенками.
Примечание. В настоящее время филлокактус называют эпифиллюмом.
Фуксия (сем. Кипрейные). Родина — Южная Америка. Листья супротивные с вдавленными жилками; обильно цветет с весны до поздней осени красивыми, опущенными книзу, разнообразно окрашенными цветками. Размножается черенками, быстро растет. Растение требует хорошего освещения, опрыскивания и обильной поливки.
Хлорофитум (зеленое растение) (сем. Лилейные). Родина — Южная Африка. Листья длинные, линейные, растут пучками; иногда на тонких и длинных цветочных стрелках появляются маленькие белые цветки, которые похожи на звездочки. На концах длинных побегов образуются отводки (пучок листьев с корешками), которые можно отсадить для получения новых особей. Растение требует много света и влаги, но поливают его редко, так как оно имеет вздутые, очень сочные корни, в которых накапливается влага.
Цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин) (сем. Ритовые). Родина — Азия. Хорошо разводятся черенками и семенами. Листья красивые, плотные, душистые.
Перенос в комнату растений из цветника.
Осенью уголок природы хорошо пополнить растениями, выкопанными из цветника. Пересаженные в цветочные горшки, они долго цветут в комнате. Сравнение этих растений с оставшимися в цветнике позволяет детям старших групп наблюдать влияние тепла и холода иа жизнь растений.
Растения, намеченные для переноса в комнату, не допускают летом до цветения путем удаления появляющихся у них бутонов (лобелию просто подстригают).
Пересаживать можно следующие растения:
Астры легко переносят пересадку из клумб в горшки, если не нарушается их корневая система.
Кустарниковые хризантемы (ромашки) для зимнего цветения черенкуют в июне.
Табак душистый для зимнего цветения в комнатах сеют в июне.
Левкой для комнатного содержания выращивают на клумбах в горшках.
В комнате можно держать также лобелию, анютины глазки, гвоздику.
Перенос в комнату растений леса и луга.
В уголок природы можно пересадить и дикие растения, которые легко приживаются на новом месте и при хорошем уходе зацветают раньше, чем в лесу и на лугу. К таким растениям относятся цветущие весной и в начале лета; г у с и.н ы й лук, любка, медуница, м а т ь – и - м а- чеха, первоцвет, ветреница, брусника, кислица, одуванчик, земляника и