Перенос в комнату растений леса и луга.




Значение.

 

Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экс­курсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развива­ется наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за оби­тателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

 

Подбор объектов.

 

При подборе обитателей для уголков приро­ды нужно учитывать требования программы и конкретные воз­можности их размещения.

Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп —комнатные растения. Из них надо выбирать быст­рорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения, доступные детям, или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые по уходу за ними.

Помимо растений, за которыми ухаживают дети, в комнате ре­комендуется помещать декоративные растения, за которы­ми ухаживают взрослые.

Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.

Животных можно держать только таких, которые безвред­ны, хорошо переносят неволю, легко приручаются и не требуют сложного ухода, интересны для наблюдений.

Лучше брать животных, распространенных в данной местно­сти, чтобы дети могли наблюдать их и в естественных условиях. На таких животных легче показать связь их внешнего вида и повадок с необходимыми им условиями жизни.

Держать в уголке природы одновременно большое количество объектов не рекомендуется, некоторых животных приносят только для рассматривания.


Необходимо сохранять в уголке живой природы постоянных обитателей, чтобы дети могли наблюдать происходящие с ними изменения и проявлять заботу о них.

Пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети мог­ли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них.

При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмот­реть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение либо обитает животное постоянно, определить место ему в уголке при­роды и рассказать детям, как за ним надо ухаживать. Если это животное, то вместе с детьми придумать ему кличку.

В каждой группе детского сада нужно иметь аквариум с рыб­ками и комнатные растения.

В уголок природы средней и старших групп можно помещать зерноядных птиц и других мелких животных, которых дети нахо­дят на участке, в лесу, на лугу, в водоеме, за которыми могут ухаживать. Можно также иметь мелких зверьков — ежа, морскую свинку, белку.

Размещение объектов в уголке природы.

 

В детских садах уго­лок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так, чтобы они были хорошо освещены и не загора­живали свет из окна.

Окно для уголка живой природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.

К каждому объекту необходим свободный подход для наблю­дений и ухода за ним.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них.

При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон север­ной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропи­ков и пустынь, например цитрусовые, герань, амариллис, кливия, алоэ, лучше растут на солнечной стороне. Поэтому их надо разме­щать около окон, выходящих на юг.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы дере­вянные подставки.

Для равномерного развития растения время от времени пово­рачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яр­кого освещения их летом.

Т еррариумы ставят на светлом и теплом месте.

Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквоз­няков.

 

Сезонные изменения в уголке природы.

 

В связи со сменой вре­мен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки (астры, хризантемы, табак, левкои и др.). Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах), наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, ко­торые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Хорошо держать здесь в это время и птиц (снегиря, щегла; весной их надо обязательно выпу­стить).

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Контрольные вопросы.

1. Какое воспитательное и образовательное значение имеют уголки природы в детском саду?

2. Чем следует руководствоваться при подборе растений и жи­вотных для уголка природы?

3. Как размещают растения и животных в угол­ке природы?

4. Как изменяют состав обитателей уголка природы по сезонам года?

 

РАСТЕНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ

 

Комнатные растения.

 

В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот, которые на родине имеют условия, сходные с комнатными,— бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь — амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические — герань, аспидистра. Эти ком­натные растения украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных за­дач. С помощью комнатных растений дети знакомятся с растения­ми, у них прививаются трудовые навыки по уходу за ними, черен­кованию и пересадке их.

Перечисленные выше растения используют и для дидактиче­ских игр на описание объектов.

Для уголка природы младших и средних групп нужно брать растения, не требующие сложного ухода, цветущие (герань зо­нальная, бегония вечноцветущая), растения с крупными кожисты­ми листьями (фикус, аспидистра), которые удобно детям мыть, и с мелкими для сравнения (лигуструм, традесканция).

В старших группах дети знакомятся с разнообразными форма­ми стеблей, листьев, цветков, наблюдают за изменением в росте растений.

В уголках природы старших групп нужно иметь такие расте­ния, у которых при сравнении дети могут выделять не только раз­личные, но и сходные признаки (герань зональная, герань душистая), а также растения, требующие более сложного ухода (луковичные, бегония реке, узамбарская фиалка) и легкочеренкующиеся (фуксия, традесканция, колеус и др,).

Амариллис (сем. Амариллисовые). Родина — пустыни Аф­рики. Луковичное растение с крупными, очень красивыми, похо­жими на лилию цветками красной, розовой или белой окраски, с ремневидными листьями; цветет в марте — мае. После того как засохнут листья, горшки с луковицами ставят в темное сухое ме­сто и прекращают поливку; в феврале — марте, когда начнут по­являться цветочные стрелки, переносят на свет и начинают поли­вать. Условия хорошего цветения амариллиса — небольшой гор­шок, дренаж, обильная поливка во время роста.

Аспидистра, или плектогина, «дружная семейка» (сем. Ли­лейные). Родина—леса Южного Китая. Красивое растение с длинными и широкими, как у ландышей, листьями, темно-зеленого цвета, отходящими от корневища; теневыносливо, нетребователь­но к почве, на свету и при удобрении сильно разрастается; цветет осенью и зимой, размножается корневищем.

Растение интересно для наблюдения за развертыванием листь­ев и появлением цветков.

Бальзамин, или огонек, Ванька мокрый, недотрога (сем. Бальзаминовые). Родина — тропические леса Африки. Стебли соч­ные, прозрачные, вздутые в узлах; листья очень нежные, яйцевид­ной формы, заостренные, с пильчатыми краями; розовые или красные цветки находятся под листьями, как под зонтиком. За яркую окраску цветков растение называют «огоньком». Из опы­ленных цветков образуются сухие плоды, которые от прикоснове­ния к ним растрескиваются и стреляют семенами. Размножаются черенками и семенами, которые высевают летом и поздней осенью.

Бегония реке, царственная, или королевская бегония, ухо Наполеона (сем. Бегониевые). Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, богато окрашенными, крупными листьями, которые, как и черешки, опушены, размножается листовыми черен­ками. Растения следует защищать от прямых лучей солнца, обильно поливать летом, умеренно зимой; опрыскивать нельзя, так как от этого на листьях образуются пятна.

Бегония вечноцветущая, или девичья краса (сем. Бего­ниевые). Родина — Бразилия. Растение с небольшими блестящими зелеными листьями, быстро растет и обильно цветет все лето до глубокой осени; хорошо размножается черенками. Растение не пе­реносит пересыхания; держать следует на солнечном окне, весной подрезать, летом обильно поливать и подкармливать.

Виноград комнатный (сем. Виноградных). Родина — Ав­стралия. Растение с овальными, зубчатыми, плотными, листьями и усиками, которые охватывают опору, теневыносливо. Хорошо размножается отводками и черенками.

Герань, или пеларгония, журавлиный нос (сем. Гераниевые). Родина — Южная Африка, растет на Кавказе; бывает разных видов.


Герань зональная, или окаймленная. Листья души­стые, зеленые, с коричневой или белой каймой, обильно цветет яркими цветками, собранными в зонтик.

Герань большецветная. Цветки крупные, разной окра­ски, листья слегка складчатые.

Герань душистая. Листья глубокоразрезные, покрыты во­лосками, очень сильно и приятно пахнут, мелкие цветки сиреневой окраски.

Летом герани обильно поливают, зимой держат полусухими, размножают с марта по июнь черенками.

Зефирантес, или выскочка (сем. Амариллисовые). Ро­дина — Центральная Америка.

Небольшое луковичное растение с узкими линейными листьями и некрупными воронковидными белыми, желтыми, розовыми или красными цветками. Может цвести с апреля до осени. Название «выскочка» растение получило за то, что цветочная стрелка как бы выскакивает из земли и быстро зацветает (через один-два дня). Растение очень неприхотливое, пересаживать нужно ежегод­но весной в широкую низкую посуду. Летом можно высадить в грунт. Размножается детками, которые отделяют при пересадке.

Камнеломка, паучок (сем. Камнеломковые). Родина — Китай, Япония. Камнеломка — красивое ампельное растение с круглыми, кожистыми, пестроокрашенными листьями. Растение образует тонкие свешивающиеся стебли — усы, на концах которых образуются молодые растения с розетками маленьких листочков и корнями. Они похожи на паучков, поэтому камнеломку называ­ют еще «паучком».

Весной двух-, трехлетние растения цветут белыми или розовыми цветками, которые образуют метельчатые соцветия на высокой стрелке. Цветы эти рекомендуется удалять, так как иначе расте­ние будет чахнуть. Камнеломка неприхотлива, летом ей нужна обильная поливка и полутеневое место; зимой надо содержать в светлом прохладном помещении, поливать умеренно. Легко раз­множается молодыми листовыми розетками — паучками.

Колокольчик, или невеста, снегурочка (сем. Колокольчиковые). Родина — Южная Италия. Очень красивое ампельное комнатное растение. Свешивающиеся побеги с мелкими, округлыми, светло-зелеными листочками к лету обильно покрываются белыми пятилепестковыми колокольчиками. За этот белоснежный на­ряд растение и получило название «невеста», «снегурочка». Цве­тет с начала лета до поздней осени. Держать можно на светлых и на северных окнах, но защищать от яркого солнца. Зимой расте­ние помещают в прохладном месте и поливают умеренно.

Размножается черенками, делением куста и семенами.

Колеус (сем. Губоцветные). Родина — остров Ява. У расте­ний прямой, светло-зеленый, сочный стебель и супротивно распо­ложенные листья овальной формы. Растение ценится за красивые, пестроокрашенные листья с узорами и каем­ками; цветки мелкие, голубые, собраны в метелку.


Яркость расцветок листьев зависит от освещения. Если света мало, окраска бледнеет. При уходе за колеусами летом нужны обильная поливка и систематическая подкормка, а зимой —уме* репная и редкая поливка, достаточное тепло. Размножается коле* ус черенками и семенами.

Кливия (сем. Амариллисовые). Родина — субтропики. У рас­тения длинные ремневидные, красиво изогнутые листья; цветет в феврале — апреле, иногда второй раз — в июне. Во время цветения необходимы яркий свет и обильная поливка.

Кринум (сем. Амариллисовые). Родина — пустыни Африки. Луковичное растение с широкими, длинными, волнистыми по краям, свисающими листьями; цветет осенью и в начале зимы; цветки крупные белые или бледно-розовые в виде воронок на высокой стрелке. Уход такой же, как и за амариллисом.

.Лигуструм, или бирючина (сем. Маслинные). Родина — субтропики. Кустарник с маленькими овальными листьями, кото­рые окаймлены белым ободком; цветет белыми мелкими цветка­ми; неприхотливо, теневыносливо. Обрезая ветки, растению моле­но придать любую форму (шара, пирамиды).

Традесканция (сем. Коммелиновые). Родина — тропиче­ские леса Америки. Растение с длинными свисающими стеблями и зелеными ланцетовидными листьями, бледнеющими на ярком све­те; размножается черенками с весны до осени, отломленные стеб­ли легко укореняются.

У традесканции зебровидной листья с белыми, серебристыми, коричневыми или фиолетовыми полосками, на свету окраска листьев ярче, в тени они зеленеют. Хорошо растет в аквариумах я террариумах. Когда на опущенных в воду побегах появляются корни, кусок стебля с ними и парой листьев молено обрезать и посадить на дно аквариума.

Узамбарская, или Африканская, фиалка (сем. Геснерие-. вые). Родина — Узамбарские горы Африки. Узамбарская фиал­ка — это небольшое, очень изящное растение с плоской розеткой из многочисленных зеленых с серым опушением округлых листь­ев. Обильно цветет почти круглый год. Цветки небольшие, собра­ны в кисть, по форме и окраске похожи на цветки обычной фиал­ки. Встречаются растения с сиреневыми, фиолетовыми и розовыми цветками.

Узамбарская фиалка любит свет, но не переносит прямых лу­чей солнца и сквозняков. Поливать это растение лучше с под­донника, так, чтобы земляной ком был всегда умеренно влажным.

Пересаживают фиалку каждый год весной, размножают в лю­бое время года листьями, которые сажают в воду или прямо в землю. После появления молодых листьев черенки пересаживают в горшки; молодое растение зацветает через 10 месяцев после черенкования. Высаженное растение первое время надо часто ув­лажнять.

Фикус (сем. Тутовые). Родина — джунгли Восточной Индии. Растение с крупными кожистыми листьями, быстро растет, не тре­бует много света, размножается верхушечными черенками, кото­рые легко образуют корни в бутылке с водой на свету. Расте­ние интересно для наблюдения над появлением и ростом новых листьев.

Филлокактус, или листостебельный кактус (сем. Кактусо­вые). Родина — леса Центральной Америки. Плоские зеленые стебли с зазубренными краями похожи на листья. Весной или ле­том на их концах образуются красивые крупные цветы, которые держатся от двух до пяти дней. Легко размножаются черенками.

Примечание. В настоящее время филлокактус называют эпифиллюмом.

Фуксия (сем. Кипрейные). Родина — Южная Америка. Ли­стья супротивные с вдавленными жилками; обильно цветет с вес­ны до поздней осени красивыми, опущенными книзу, разнообразно окрашенными цветками. Размножается черенками, быстро растет. Растение требует хорошего освещения, опрыскивания и обильной поливки.

Хлорофитум (зеленое растение) (сем. Лилейные). Роди­на — Южная Африка. Листья длинные, линейные, растут пучка­ми; иногда на тонких и длинных цветочных стрелках появляются маленькие белые цветки, которые похожи на звездочки. На кон­цах длинных побегов образуются отводки (пучок листьев с кореш­ками), которые можно отсадить для получения новых особей. Ра­стение требует много света и влаги, но поливают его редко, так как оно имеет вздутые, очень сочные корни, в которых накаплива­ется влага.

Цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин) (сем. Ритовые). Родина — Азия. Хорошо разводятся черенками и семенами. Листья красивые, плотные, душистые.

 

Перенос в комнату растений из цветника.

 

Осенью уголок при­роды хорошо пополнить растениями, выкопанными из цветника. Пересаженные в цветочные горшки, они долго цветут в комнате. Сравнение этих растений с оставшимися в цветнике позволяет де­тям старших групп наблюдать влияние тепла и холода иа жизнь растений.

Растения, намеченные для переноса в комнату, не допускают летом до цветения путем удаления появляющихся у них бутонов (лобелию просто подстригают).

Пересаживать можно следующие растения:

Астры легко переносят пересадку из клумб в горшки, если не нарушается их корневая система.

Кустарниковые хризантемы (ромашки) для зимнего цветения черенкуют в июне.

Табак душистый для зимнего цветения в комнатах сеют в июне.

Левкой для комнатного содержания выращивают на клум­бах в горшках.

В комнате можно держать также лобелию, анютины глазки, гвоздику.

 

Перенос в комнату растений леса и луга.

 

В уголок природы можно пересадить и дикие растения, которые легко приживаются на новом месте и при хорошем уходе зацветают раньше, чем в лесу и на лугу. К таким растениям относятся цветущие весной и в начале лета; г у с и.н ы й лук, любка, медуница, м а т ь – и - м а- чеха, первоцвет, ветреница, брусника, кислица, одуванчик, земляника и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: