Тема занятия «Краеведческое ориентирование»
Краеведческое ориентирование позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве, по мемориальным объектам, памятникам архитектуры.
Цель проведения краеведческогоориентирования: патриотическое воспитание школьников через изучение историко-культурного наследия.
Историческое и городское ориентирование на местности разрабатывается и проводится коллективом туристско - краеведческого отдела МУДО г. Горловки «ЦТКЭ» или руководителем кружка для своих обучающихся.
Ориентирование проводится в форме спортивно-краеведческой игры на территории города или района, в которых есть значимые архитектурные, скульптурные, культурные, исторические памятники.
Цели и задачи мероприятия: расширение и углубление обучающимися знаний о своем регионе, укрепление здоровья, развитие чувства взаимопомощи и сплочения в коллективе. В процессе ориентирования (рогейна), обучающиеся, в увлекательной игровой форме с элементами соревнования, знакомятся с местностью, либо населенным пунктом, познают свой край, учатся быть внимательными, наблюдательными, дружными.
На стадии подготовки мероприятия необходимо осуществить разработку правил, его вопросов и заданий, подготовить карты-схемы для ориентирования, определить район для игры, нанести точки контрольных пунктов. По существу этап подготовки городского краеведческого ориентирования является основным, определяющим и наиболее трудоемким. Если место выбрано удачно, правила игры изложены доступно и однозначно, вопросы КП корректны, интересны, оригинальны, то и само ориентирование пройдет успешно и останется только подсчитать полученные командами баллы и подвести итоги соревнования.
|
1. Выбор места для ориентирования. На выбор территории для городского краеведческого ориентирования влияют следующие факторы:
- удобство для участников игры;
- наличие интересных в историческом, архитектурном, природно-географическом отношении объектов;
- удобство и безопасность перемещения от одного КП к другому;
- компактность и относительная равномерность достопримечательных, запоминающихся, любопытных, оригинальных точек для КП;
- возможность связать разрозненные иногда на первый взгляд памятники и городские постройки общей темой мероприятия;
- размер территории для ориентирования должен учитывать предполагаемое время, отведенное на соревнование.
2. Составление (подготовка) карты-схемыдля городского краеведческого ориентирования. Подготовка карты-схемы для участников игры является важнейшим этапом. Она должна быть: наглядной, разборчивой; на ней должны быть четко видны и обозначены улицы с их названиями, переулки, площади, дорожки, по которым можно будет перемещаться в ходе ориентирования.
1 Рогейн - ориентирование без определенного порядка прохождения точек (контрольных пунктов – КП). - КП и ФКП (фото контрольные пункты).
2 следует обозначать цифрами и располагать так, чтобы один не сливался с другим, каждый из пунктов должен иметь четкие ориентиры и положение на карте-схеме.
3. Предварительный краеведческий поиск КП, связанный с определением наиболее достопримечательных точек (мест) на территории, где будет проходить городское ориентирование.
|
Одной из задач мероприятия является познание и изучение учащимися в форме увлекательного соревнования своего родного края, ее истории, культуры, природы. Во время проведения рогейна ребята увидят, возможно впервые, многочисленные достопримечательности города, выбранного для игры. Отвечая на вопросы КП, участники ориентирования смогут лучше ознакомиться с памятниками и оригинальными городскими объектами, отметить и запомнить важные детали и особенности с ними связанные.
а) Начинается поисковая работа с тщательного изучения города или части городской территории, по литературным, публицистическим, научным, интернет-источникам. Все исторические сведения, которые будут включены в текст бланка с вопросами для участников рогейна, должны быть максимально достоверны и однозначны. В случае необходимости авторы-разработчики и организаторы игры обязаны знать, откуда исходит краеведческая информация. Наиболее важные сведения по истории города или района в дальнейшем даются участникам игры в форме исторической справки, либо являются составной частью текста вопросов КП.
б) Памятники и достопримечательности, выявленные в ходе предварительного историко-краеведческого поиска становятся «каркасом» предполагаемого маршрута игры, являются основными точками, вокруг которых в дальнейшем формируется совокупность КП, ФКП, старта и финиша рогейна.
в) Затем, используя информацию краеведческой литературы, путеводителей, справочных данных, найденных в интернете предварительно наносятся на карту-схемы точки, интересные в культурном, историческом, архитектурном, техническом и природном отношениях.
|
4. Идентификация предварительных точек на местности, поиск и нанесение новых точек ФКП и КП. Эта стадия подготовки рогейна является, пожалуй, определяющей и вместе с тем самой напряженной в физическом плане. Группа (2-3 человека) авторов-составителей игры выезжает на местность, где должно пройти мероприятие с подготовленной картой-схемой, на которой должны уже быть нанесены предположительные основные точки, выявленные ранее.
а) Изначально составляется оптимальный маршрут поиска новых КП, просмотр и фотографирование уже выявленных. Протяженность предполагаемых перемещений может превышать четыре-пять километров, поэтому необходимо минимизировать «холостые» и двойные перемещения по маршруту.
б) Точки, планируемые для КП, осматриваются, фотографируются, предварительно описываются и по возможности сразу формулируется от одного до трех вопросов, либо заданий по каждой точке.
в) Для того, чтобы рогейн был достаточно интересен, интенсивен, продолжителен (не менее одного часа) общее число точек КП и ФКП не должно быть менее 35-40 штук.
г) Объект, выбранный для КП, должен быть внешне запоминающимся, по возможности – ярким, оригинальным, информативным, таким, чтобы было трудно «пройти мимо» него.
д) Необходимо найти как можно больше точек, пригодных для КП и ФКП, чтобы в дальнейшем определить их оптимальное расположение и количество.
5. Составление вопросов и заданий КП. Это один из самых трудоемких и ответственных этапов подготовки городского ориентирования
а) Часть вопросов составляется на стадии №3 (предварительный краеведческий поиск), на местности они проверяются и корректируются.
б) Значительная часть вопросов и заданий для КП формулируется в процессе обработки предварительных вариантов, выработанных на местности. Используя фотографии каждой предполагаемой точки, составляется максимально возможное количество вопросов и заданий.
в) Затем следует отбор и проверка вопросов и заданий на стилистическую, языковую и фактическую грамотность, точность, лаконичность и однозначность формулировок.
После того, как вопросы составлены, необходимо их распределить по степени сложности и оценить определенным числом баллов, которое затем будет суммироваться при подсчете итогов рогейна.
6. Окончательная подготовка бланков для команд-участниц краеведческого городского ориентирования. 2 ФКП – точки, с которых необходимо произвести фотоснимки определенных объектов и после игры представить организаторам и судьям. Бланк дается каждой команде, участвующей в рогейне,за15-20 минут до старта. Бланк должен быть красиво и наглядно оформленным, доступно изложенным.
Бланк состоит из нескольких частей:
Вводная часть.
а) В верхней части бланка оставляется место для указания названия команды и ее руководителя, а также для того, чтобы проставить время старта и финиша.
б) Ниже четко и лаконично излагаются правила проведения городского краеведческого ориентирования с указанием контрольного времени (КВ), системы штрафов и начисления баллов, контактным телефоном главного судьи соревнований.
Контрольное время должно устанавливаться так, чтобы за этот отрезок времени пройти все точки КП, было бы очень сложно. Команда сама вправе определять порядок и предполагаемое количество КП для прохождения. По сути команда может выстроить свою индивидуальную траекторию «взятия КП» – маршрута движения.
в) Во вводную часть желательно включить краткую историческую справку о местности, где проводится рогейн. Историко-краеведческий текст может послужить определенной подсказкой к отдельным вопросам игры, в справке можно заложить прямую или косвенную информацию для ответов на них. Иногда справочная историко-краеведческая информация включается по необходимости в сам текст вопросов и заданий КП.
Основная часть бланка рогейна.
Главная, наиболее важная, объемная и информативная часть бланка, это собственно перечень КП и ФКП с вопросами и заданиями. При необходимости рядом с текстом помещается фотография объекта для уточнения или идентификации его облика. Сначала обозначается номер точки (КП, ФКП), затем количество баллов за правильный ответ и, наконец, текст самого вопроса или задания. В конце бланка оставляется поле для подсчета баллов («Общее количество баллов»).