В философском знании выделяются отдельные разделы. Основные из них следующие:
1) онтология – учение о бытии;
2) гносеология – теория познания;
3) философская антропология – раздел философии, в центре внимания которого проблемы сущности человека, человеческого бытия, категории человеческого существования;
4) социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики и закономерности развития общественной жизни;
5) философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью человеческой истории, с ее движущими причинами;
6) этика – учение о нравственнности;
7) эстетика – учение о прекрасном, о его смысле и проявлении в жизни и в искусстве;
8) история философии – рассматривает этапы исторического развития философской мысли.
Для современной философии и науки характерны процессы дифференциации и интеграции. С одной стороны, в философском знании выделяются все новые, относительно самостоятельные разделы (*философия науки, техники, медицины, искусства и др.), с другой – многие области философии включают в себя достижения других разделов философии, а также науки и культуры в целом (*философия и методология науки выделилась из теории познания, одновременно вобрала в себя достижения социальной философии, истории философии, а также истории науки; *философия глобальных проблем обобщила знания из области социальной философии, экономики, экологии, политики и др.)
Одним из важных разделов философского знания является история философии. Она рассматривает творчество мыслителей прошлого и настоящего, выделяет эпохи в развитии философии, выявляет основные тенденции развития философской мысли, анализирует связь философских идей с особенностями социально-исторического и культурного развития общества.
|
ИФ как особая область знания зародилась уже в древности. Сочинения Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников. Первым специальным историко-философским трудом принято считать сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Первые историко-философские работы имели описательный характер, постепенно формируется научный подход к анализу философских учений. Гегель впервые показал развитие философской мысли как единый, исторически обусловленный процесс, связанный с социально-историческим развитием общества, прогрессом науки и духовной культуры в целом.
История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания. Ее значение определяется тем, что история человеческого общества не может быть осмыслена без изучения истории общественной мысли. ИФ в концентрированном виде выражает духовный опыт человечества.
Главным источником ИФ являются философские произведения прошлого.
Задача историко-философского исследования – критический анализ философских теорий, выявление общественно-исторической обусловленности их возникновения и связи с другими учениями. Философское мышление – логико-понятийное, категориальное. Философские категории – это формы мышления и одновременно ступени его развития. Поэтому ИФ предполагает также исследование категорий в их историческом развитии.
Основным принципом историко-философского анализа является принцип историзма, согласно которому любое философское учение рассматривается в контексте общественно-политических, экономических, культурных условий, обусловивших его возникновение и развитие, определивших его национальное своеобразие.
|
Философия возникла на Древнем Востоке (Индия, Китай) в середине 1 тысячелетия до н.э. в условиях утверждения системы социального неравенства и формирования государственности.
Западная философия также возникла в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Греции и в своем историческом развитии прошла несколько этапов:
1.античная философия (VI в. до н.э – V в. н.э.);
2.философия Средних веков (распад Римской империи в V в. – XVв.);
3.философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.);
4.философия Нового времени (XVII – XIX вв.);
5.западная философия ХХ в.
Особое место в мировой философской культуре занимает русская философия, которая также прошла в своем развитии ряд этапов и достигла своего расцвета в XIX – нач. XX вв.
Общепризнанным критерием выделения этапов развития философии является периодизация развития гражданской истории. Характер философской мысли каждого этапа обусловлен уровнем экономического развития общества, особенностями социального и политического устройства, уровнем научно-технического прогресса, развития культуры. Эти особенности определяют формирование ключевых мировоззренческих принципов каждой эпохи, которые, в свою очередь, становятся стержнем развития философии и культуры в целом.
Основным философским принципом античности стал космоцентризм, с позиций которого мир рассматривался как единое гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства (влияние мифологии, полисной демократии).
|
В Средние века ключевым принципом философии являлся теоцентризм, с позиций которого Бог рассматривался как источник и основа всего сущего, сверхъестественная и всемогущая сила (феодализм, монархическая форма правления, распространение и упрочение христианства).
Основной философский принцип эпохи Возрождения – антропоцентризм, рассматривающий человека в качестве центра мироздания, венца эволюции природы (переход от феодализма к капитализму, освобождение от влияния религии, развитие науки, утверждение принципа гуманизма в культуре).
В Новое время ключевым принципом становится механицизм, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики (развитие точных наук, где особая роль отводится механике).
В философии ХХ в. определяющим принципом стал иррационализм, с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению и основным способом познания признается интуиция (негативные последствия научно-технического прогресса, мировые войны).
В истории философской мысли также выделяются основные типы философствования, философского анализа.
1) Созерцательный тип характерен для ранних этапов развития философской мысли (Древний Восток, античность). Созерцательность предполагает пассивный процесс восприятия окружающего мира. Действительность рассматривается вне зависимости от деятельности субъекта, в не преобразованном человеком виде. В античности созерцательный тип философствования проявился в натурфилософии («философии природы»), а в Древнем Китае – в принципе «недеяния», т.е. невмешательства в происходящие в мире процессы.
2) Умозрительный тип философствования – это способ теоретического постижения действительности, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными. Умозрительный характер носили философские учения средневековых мыслителей. Сама постановка вопросов не предполагала их практического решения и применения (*Далеко ли от человека Бог? Есть ли у ангелов крылья? и т.п.) Ярким примером умозрительного типа философствования являются доказательства существования Бога в учении Ф.Аквинского.
3)В Новое время формируется рационально-прагматический тип философствования. Основным предметом философского осмысления в это время становится научное познание, направленное на принесение практической пользы человечеству, на решение экономических и социальных проблем («знание – сила» Ф.Бэкон).
4) Деятельностный тип (марксизм) подчеркивает практически-преобразовательный характер знания в период расцвета капиталистических отношений. Сущность этого типа философствования выражается в знаменитых «тезисах о Фейербахе» К.Маркса (11-й тезис): «...раньше философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
5)В современной философии наметилась тенденция к складыванию нового, социально-экологического типа философствования. Его возникновение связано с негативными последствиями активного вмешательства человека в природные процессы, в результате чего само общество начало испытывать обратное негативное влияние измененной природной среды. Исходный принцип данного типа философствования – идея взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, идея необходимости сохранения человечестваи природной среды его обитания.
Философия и медицина.
В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.
1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.
2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологическойбазы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).
3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.
В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.