ИТТ
Уровни сложности систем управления (СУ) различаются степенью неопределенности внешних воздействий и информационных связей внутри СУ.
По сложности системы разделяются на следующие уровни систем:
1. технические системы;
2. технологические системы;
3. организационные системы;
4. социально - экономические системы;
5. самоорганизующиеся системы.
Функции управления на более высоких уровнях включают в себя функции управления системами низких уровней.
1. Технические системы – представляют собой искусственные (созданные человеком) системы, основными элементами которых являются технические устройства.
Функции управления:
1) стабилизация - СУ старается поддержать значение фактического параметра управления как можно ближе к нормативному (не меняется во времени). Например, термостат в холодильнике.
2) программное управление – нормативное значение изменяется заранее известным образом, т.е. по программе, известной СУ. Например, стиральная машина.
3) слежение – нормативное значение параметра управления меняется неизвестным образом, но задается путем передачи в СУ сигналов или информации. На основе получения информации СУ меняет фактическое значение параметра управления. Например, военная самонаводящаяся техника.
4) оптимальное управление – нормативное значение параметра управления неизвестно, но требуется определить такую траекторию изменения фактического параметра, чтобы достичь цель управления наилучшим образом.
2. Технологические системы - это совокупность людей, техники, материальных ресурсов и технологий, преобразующих исходные ресурсы в готовую продукцию или услуги. Основным элементом технологической системы является технология, человек выполняет роль исполнителя (не принимает решения).
Присутствие человека вносит неопределенность в работу СУ.
Неопределенность приводит к необходимости сбора большого количества информации. На основе анализа этой информации СУ должна принимать решение об устранении таких отклонений в технологии.
Задача управления – регулирование производительности различных технологических операций с целью сокращения запасов и простоев.
Функции управления:
1) оптимизация параметров технологических операций – временное увеличение производительности одних операций за счет снижения производительности других (переброс локомотивов на загруженную станцию).
2) оптимизация структуры технологической системы, т.е. изменение числа элементов и связей в технологической системе и изменение ее конфигурации (увеличение числа путей на станции)
3) системная оптимизация – изменение организации работы (реализация контактного графика, графика движения поездов);
4) оптимизация целей, т.е. изменение целей работы (переход на другую технологию).
Данные функции помогают СУ адаптироваться к изменению входного потока. Поэтому рассмотренные функции также называют функциями адаптации технологической системы.
Основная задача информационной системы – своевременное выявление задержек и простоев в технологической системе для их устранения путем реализации функций адаптации.
3. Организационные системы – совокупность технологических процессов, целей и её структуры. Основным элементом организационной системы является человек, принимающий решения (управленческие) и вступающий в информационные взаимоотношения в коллективе.
Функции управления:
1) мотивация персонала;
2) планирование (определение целей организации);
3) организация (как действие) – распределение задач по достижению целей между работниками организации;
4) контроль – анализ результатов работы организации по достижению цели;
5) регулирование – изменение планов, самой организации работ, системы мотиваций.
В совокупности эти функции реализуют задачу развития организации.
Развитие отличается от адаптации тем, что при развитии не происходит возврата к предыдущему состоянию системы.
4. Социально - экономические системы – основным элементом является человек, как носитель экономических интересов и потребностей. Функция развития:
В точке бифуркации выбор одной из двух возможных траекторий развития происходит случайным образом. На дальнейшую траекторию развития оказывают влияние случайные факторы. В остальные периоды на траекторию развития случайные факторы влияние не оказывают.
В момент приближения к точке бифуркации повышается интенсивность процессов самоорганизации.
Основная задача информац. систем – мониторинг и контроль показателей (уровень безработицы, доходы населения, прирост населения, стоимость ресурсов и т.д.).
5. самоорганизующиеся системы – это социально-экономические системы, находящиеся в состоянии самоорганизации, т.е. когда в социально-экономической системе интенсивно происходят процессы самоорганизации.
Самоорганизация – свойство сложных систем образовывать новые устойчивые структуры.
В точке бифуркации наблюдается снижение эффективности существующих структур. Повышение эффективности возможно за счет процессов самоорганизации, в результате которых происходит появление более эффективных структур, либо разрушение системы.
Особенностью процесса самоорганизации является то, что он происходит самопроизвольно и практически не зависит от управления системой.
Отсутствие процесса самоорганизации всегда приводит к разрушению системы.
Основная задача информац. системы по управлению самоорганизующимися системами – контроль условий возникновения процессов самоорганизации.