Обеспечивающая часть – совокупность видов обеспечения или частей ИС, целью которой является обеспечение эффективной работы ИС.
Обеспечивающая часть включает в себя следующие виды обеспечения:
1. функциональное обеспечение – функции, которые выполняет ИС, или задачи, которые она решает;
2. информационное обеспечение – методы и способы организации, хранения данных в компьютерных БД, а также способы и методы организации информационных потоков.
Структура и конструкция БД определяет быстродействие ИС, а также длительность жизненного цикла ИС (до реконструкции).
Наибольшее распространение получили реляционные БД – это совокупность прямоугольных таблиц. Данные хранятся в разных небольших таблицах, связанных между собой, т.к. поиск в широкой таблице занимает много времени.
Списковые БД – более эффективные. Все данные делятся на элементарные части, т.е. каждое отдельное данное размещается в самостоятельной таблице.
Эффективность ИС зависит от способа разделения данных на отдельные таблицы. Чем меньше столбцов в таблицах БД, тем быстрее будет происходить поиск и обработка информации.
3. математическое обеспечение – совокупность методов и алгоритмов преобразования данных ИС в управленческую информацию:
- аналитические методы – простые численные методы первичного анализа данных (подсчет, сумма, % отклонений от плана и т.л.);
- статистические методы – основаны на использовании методов статистики для более глубокого анализа данных с целью прогнозирования;
- методы оптимизации – применяются линейные и нелинейные;
- методы анализа или добычи данных – основан на поиске неочевидных закономерностей в больших объемах разнородных данных;
- метод имитационного моделирования – основан на имитации работы реальной транспортной системы на компьютере;
4. программное обеспечение – совокупность компьютерных программ для решения задач ИС, а также для управления работой технических средств ИС.
ПО бывает:
- системное – для управления работой самих компьютеров и технических средств (операционная система, драйвера устройств, программы защиты компьютера и т.д.);
- прикладное – для решения задач ИС.
5. техническое обеспечение – совокупность технических средств и устройств, необходимых для выполнения технологических операций по:
- сбору информации (клавиатура, микрофон, датчик температуры, сканеры штрих-кодов);
- передаче информации (Bluetooth, Wi-Fi, WiMax, локальная сеть, интернет);
- накоплению информации (жесткие магнитные диски, оптические диски, flash – память);
- обработке информации (процессоры, а также компьютеры, обеспечивающие снабжение процессора исходными данными);
- отображению информации (средства вывода визуальной информации (мониторы, проекторы, плазменные панели) и средства вывода печатной информации (принтеры лазерные, струйные, матричные);
6. эргономическое обеспечение – совокупность норм и правил, а также способов обеспечения безопасных и комфортных условий труда работников ИС.
Факторы, оказывающие вредное влияние на трудоспособность человека:
- электромагнитные излучения от технических устройств;
- мониторы – утомляемость зрения => резкое снижение трудоспособности;
- комфорт рабочего места – конструкция стола и стула, расположение рабочих мест, расположение источников света;
- уровень шума;
- манипуляторы – конструкция мыши и клавиатуры должна удовлетворять потребностям человека.
7. организационное обеспечение – совокупность организационных способов и методов обеспечения и функционирования ИС как организационного подразделения предприятия с учетом коммуникаций между работниками и сотрудниками.
Задачи:
- определение объема работ (расчет численности персонала ИС, распределение функций и обязанностей между работниками ИС);
- организация взаимодействия персонала предприятия с ИС и ее работниками;
- организация обучения персонала в работе с ИС.
8. документальное обеспечение – совокупность норм и правил формирования отчетов и документации на обеспечивающую часть ИС.
Документальное оформление ИС необходимо для возможности постоянного контроля работы и передачи информации об особенностях работы ИС в случае смены штата работников.
9. криптографическое обеспечение – совокупность технических средств, матем. методов, компьютерных программ и организационных способов защиты информации от порчи, потери или пропажи.
Порча данных – частичная потеря данных, возникшая в результате умышленных или неумышленных действий.
Потеря – полная утрата данных.
Пропажа – умышленное хищение информации, при котором данные остаются в физическом смысле.
Методы защиты:
- технические – предназначены для защиты процесса работы ПК (звуковые, световые сигналы, колебания индикаторов);
- программные – защита данных от порчи (антивирусы);
- организационные – регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или затрудняющая неправомерное владение информацией и появление внутренних и внешних угроз.