Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.




ЛОВЛЮ ПТИЦ НА ЛЕТУ.

Детям одевают на голову шапочки с изображением птиц. Произносится текст, адресо­ванный ловушке (водящему): Мыптички-невелички, Любим по небу летать, Ты попробуй нас догнать. Ловушка (водящий) догонят птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.

ПЛЕТЕНЬ.

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противопо­ложной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С нача­лом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

ТРАКТОРА.

Тара-тара-та-ра-ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить!

В исходном положении дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках. Во время чтения стихотворных строк дети выполняют движения.

Первые три строки: дети двигаются дробным топающим шагом.

С окончанием третьей строки разворачиваются на дробном шаге лицом к центру. Ос­тавшиеся строки: дети без остановок продолжают движение дробного шага на месте, выде­ляя ударные слова и слоги более сильным притопом.

МАТУШКА-ВЕСНА.

Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май

Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.



 


ИГРЫДЛЯ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА «ВСТРЕЧА ВЕСНЫ».

ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА!

Дети становятся в круг, выбирают «воробья» и «кошку». «Воробей» в кругу, «кошка» — за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «воробья». Дети не пускают.

ВОРОБЕЙ, ЧИРИКНИ!

Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», кото­рый подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!» «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Сидящий угадывает, кто это.

ЗАЙМИ ДОМИК!

Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК, (ел. А. Барто)

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку!

По сигналу «Дождик пошел, скорей домой!» все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

КОШКА И СКВОРЦЫ.

Один ребенок «кошка», 6 — 8 детей — «скворцы». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — «скво­речники». В каждом размещается по 2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появля­ется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике». В од­ном скворечнике могут находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.

ВОРОНЫИ ВОРОБЬИ.

Выбираются 2 команды: «вороны» и «воробьи». Герасим медленно говорит «Вороны!» и дети-«вороны» ловят «воробьев», команде «Воробьи!» — наоборот!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.



 


— Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена,
плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе — весна на дво­ре.

— За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
На шесте дворец

Во дворце певец

Звать его... (показать соответствующий рисунок)

— Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. А когда прилетают водопла­вающие? Почему в это время?

— Каких водоплавающих птиц вы можете назвать?

— Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему?

(Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)

— Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее).

— Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

— Почему это происходит именно весной? (Большое значение для побуждения птиц к размножению имеет освещенность, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма).

Давайте подумаем, о чем эта загадка: Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо)

— Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птен­
цов, выкормить их. Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде).

Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кус­тах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.

— Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы (выступление детей в ролях дят­
ла, ласточки, жаворонка).

Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

— Где устраивает себе гнездо дятел?

Ласточка: Я — ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слю­ной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

— Как строит себе гнездо ласточка? Где?

Жаворонок: Я — веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких ко­решков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеле­неющих хлебных всходов.

— А у жаворонка где гнездо?

— Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (Скворец, синица)

— Как называются искусственные домики для птиц?

— Как правильно прикреплять скворечник?



 


ПРИМЕТЫИ ПОСЛОВИЦЫНа месяц «Апрель»

Другое название: снегогон, зажги снега, заиграй овражки.

Пословицы о Апреле:

Апрель богат водой, а октябрь пивом.

Апрель водою славен.

Апрель всех напоит.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель открывает ключи и воды.

Апрель с водою — май с травою.

Апрельские лучи будят землю.

Апрельские ручьи землю будят.

Апрельский цветок ломает снежок.

В апреле земля преет — Солнышко с апрельской горки в лето катится.

В апреле мокро — грибное лето, гроза — к теплому лету и урожаю орехов.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Весна днем красна.

Весною дождь парит, а осенью мочит.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Глубже посеешь весной — будешь с хлебом зимой.

Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.

Если сверкает молния, а грома не слышно — к сухому лету.

Журавли летят высоко — к ненастью.

Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай.

Не ломай печи — еще апрель на дворе.

Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.

От снега до листа — таков апрель-водолей.

Первый гром весной — значит тепло не за горами.

Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.

Приметы в Апреле:

Апрельский скворец — весны гонец.

В апреле ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

В конце марта —начале апреля прилетают скворцы.

Для печения хлеба и варения пищи устраивают летние кухни или землянки.

Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет — ледоход.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

Перестают топить в избах печи во избежание пожаров.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён река пойдет.

Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет.

Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят.



 


ПОКУПАТЕЛЬ И ГОРШОК.

По кругу на корточках сидят дети-«горшки».

Один из детей — «продавец» — кричит:

Продаю горшки, продаю горшки!

Появляется «покупатель», бежит по кругу, останавливается у одного ребенка-«горш-ка».

«Продавец» нахваливает горшок:

Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать! Покупай!

«Покупатель» и «горшок» обегают круг, «покупатель» старается занять место «горш­ка». В этом случае «горшок» становится «покупателем». Игра повторяется.

СОБЕРИ ПОДСНЕЖНИКИ!

На полу разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Кто больше?

ДОГАДАЙСЯ!

Водящий выходит из зала, дети загадывают что-нибудь связанное с весной (ручей, под­снежник, нарцисс, лужа, скворец...)

Возвращается водящий и пытается отгадать задуманное слово. Он задает вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».

ВЕСЕННИЕ ЦВЕТОЧКИ.

В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные подснежники, нарциссы и тюльпаны (все «цветы» в одинаковом количестве). Детям дают по ведерку или корзинке. По сигналу один собирает только подснежники, второй — нарциссы, а третий — тюльпаны. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят!



 


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Птицы весной»

Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.


Ход занятия

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти каплиэти слезы, Этот пухне лист, Эти горы, эти долы,

Знаешь ты и знаю я, Как пернатые друзья Песенки в лесу поют, Мошек, червяков клюют, Что все время тук да тук. Дятеллеса верный друг. Ищет дятел для обеда Усача и короеда. Скачет резвая синичка Вправо, влево, вверх и вниз. У синички есть привычка:


Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всевесна. (А.Фет)

Ветку каждую и лист Оглядит, и от букашки Будет лист надолго чист. Вот он, милый скворушка, Греется на солнышке. Верен он своей природе: Он находчив, ловок, смел. Он сегодня в огороде Всю капусту осмотрел И со всех листов капустных Червяков поел. Как вкусно! (Ю.Тувим)


— Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?

— С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются?

— Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на про­талинах можно найти прошлогодние семена и плоды).

— Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

— Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше. Почему?
(Есть корм — нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают

яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз).

— Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют
птицы, уносят муравьи.)

Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насе­комых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.

— Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, обра­
зуются плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

У различных птиц весна наступает в разное время

— Какая птица прилетает раньше всех?

Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач. По­казать изображение этой птицы на картинке).



 


Птицы своих птенцов воспитывают. Детенышей птиц можно разделить на две группы: птенцовые и выводковые. Чем же они отличаются? Птенцовые появляются из яиц голыми, слепыми, беспомощными. Родителям приходится согревать своим их телом, кормить. Такие детеныши рождаются у сорок, скворцов, воробьев, голубей и др. Птенцовые детеныши бы­стро растут, им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям. По несколько сотен раз прилетают они к гнезду с добычей, чтобы накормить птенцов.

Кормом служат в основном насекомые, которые наносят вред сельскому хозяйству. Клю­вы у птенцов широкие, окрашены в яркий цвет: красный или розовый. Эта краска возбуж­дает у птиц аппетит. Если птенец не раскрывает рта, родители его не кормят и даже могут выкинуть из гнезда, как ненужный предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: