ЛОВЛЮ ПТИЦ НА ЛЕТУ.
Детям одевают на голову шапочки с изображением птиц. Произносится текст, адресованный ловушке (водящему): Мы — птички-невелички, Любим по небу летать, Ты попробуй нас догнать. Ловушка (водящий) догонят птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.
ПЛЕТЕНЬ.
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).
ТРАКТОРА.
Тара-тара-та-ра-ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить!
В исходном положении дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках. Во время чтения стихотворных строк дети выполняют движения.
Первые три строки: дети двигаются дробным топающим шагом.
С окончанием третьей строки разворачиваются на дробном шаге лицом к центру. Оставшиеся строки: дети без остановок продолжают движение дробного шага на месте, выделяя ударные слова и слоги более сильным притопом.
МАТУШКА-ВЕСНА.
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май —
|
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
ИГРЫДЛЯ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА «ВСТРЕЧА ВЕСНЫ».
ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА!
Дети становятся в круг, выбирают «воробья» и «кошку». «Воробей» в кругу, «кошка» — за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «воробья». Дети не пускают.
ВОРОБЕЙ, ЧИРИКНИ!
Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!» «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Сидящий угадывает, кто это.
ЗАЙМИ ДОМИК!
Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК, (ел. А. Барто)
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку!
По сигналу «Дождик пошел, скорей домой!» все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
КОШКА И СКВОРЦЫ.
Один ребенок «кошка», 6 — 8 детей — «скворцы». На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — «скворечники». В каждом размещается по 2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике». В одном скворечнике могут находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.
|
ВОРОНЫИ ВОРОБЬИ.
Выбираются 2 команды: «вороны» и «воробьи». Герасим медленно говорит «Вороны!» и дети-«вороны» ловят «воробьев», команде «Воробьи!» — наоборот!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.
— Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена,
плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе — весна на дворе.
— За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворце певец
Звать его... (показать соответствующий рисунок)
— Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. А когда прилетают водоплавающие? Почему в это время?
— Каких водоплавающих птиц вы можете назвать?
— Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему?
(Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)
— Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее).
— Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
— Почему это происходит именно весной? (Большое значение для побуждения птиц к размножению имеет освещенность, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма).
|
Давайте подумаем, о чем эта загадка: Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо)
— Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птен
цов, выкормить их. Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде).
Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
— Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы (выступление детей в ролях дят
ла, ласточки, жаворонка).
Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.
— Где устраивает себе гнездо дятел?
Ласточка: Я — ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.
— Как строит себе гнездо ласточка? Где?
Жаворонок: Я — веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.
— А у жаворонка где гнездо?
— Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (Скворец, синица)
— Как называются искусственные домики для птиц?
— Как правильно прикреплять скворечник?
ПРИМЕТЫИ ПОСЛОВИЦЫНа месяц «Апрель»
Другое название: снегогон, зажги снега, заиграй овражки.
Пословицы о Апреле:
Апрель богат водой, а октябрь пивом.
Апрель водою славен.
Апрель всех напоит.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрель открывает ключи и воды.
Апрель с водою — май с травою.
Апрельские лучи будят землю.
Апрельские ручьи землю будят.
Апрельский цветок ломает снежок.
В апреле земля преет — Солнышко с апрельской горки в лето катится.
В апреле мокро — грибное лето, гроза — к теплому лету и урожаю орехов.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Весна — зажги снега, заиграй овражки.
Весна днем красна.
Весною дождь парит, а осенью мочит.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка.
Глубже посеешь весной — будешь с хлебом зимой.
Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.
Если сверкает молния, а грома не слышно — к сухому лету.
Журавли летят высоко — к ненастью.
Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай.
Не ломай печи — еще апрель на дворе.
Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.
От снега до листа — таков апрель-водолей.
Первый гром весной — значит тепло не за горами.
Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.
Приметы в Апреле:
Апрельский скворец — весны гонец.
В апреле ждут ледохода, смотрят, когда третья хвоя падет.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
В конце марта —начале апреля прилетают скворцы.
Для печения хлеба и варения пищи устраивают летние кухни или землянки.
Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Как третья хвоя падет, так через две недели и река пойдет — ледоход.
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
Перестают топить в избах печи во избежание пожаров.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Синка (трясогузка) прилетит, так через двенадцать дён река пойдет.
Синка на лед садится, лед ножками топчет и растопчет.
Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят.
ПОКУПАТЕЛЬ И ГОРШОК.
По кругу на корточках сидят дети-«горшки».
Один из детей — «продавец» — кричит:
Продаю горшки, продаю горшки!
Появляется «покупатель», бежит по кругу, останавливается у одного ребенка-«горш-ка».
«Продавец» нахваливает горшок:
Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать! Покупай!
«Покупатель» и «горшок» обегают круг, «покупатель» старается занять место «горшка». В этом случае «горшок» становится «покупателем». Игра повторяется.
СОБЕРИ ПОДСНЕЖНИКИ!
На полу разложены бумажные «подснежники». По команде дети начинают их собирать. Кто больше?
ДОГАДАЙСЯ!
Водящий выходит из зала, дети загадывают что-нибудь связанное с весной (ручей, подснежник, нарцисс, лужа, скворец...)
Возвращается водящий и пытается отгадать задуманное слово. Он задает вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
ВЕСЕННИЕ ЦВЕТОЧКИ.
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные подснежники, нарциссы и тюльпаны (все «цветы» в одинаковом количестве). Детям дают по ведерку или корзинке. По сигналу один собирает только подснежники, второй — нарциссы, а третий — тюльпаны. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят!
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Птицы весной»
Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.
Ход занятия
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы,
Знаешь ты и знаю я, Как пернатые друзья Песенки в лесу поют, Мошек, червяков клюют, Что все время тук да тук. Дятел — леса верный друг. Ищет дятел для обеда Усача и короеда. Скачет резвая синичка Вправо, влево, вверх и вниз. У синички есть привычка:
Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна. (А.Фет)
Ветку каждую и лист Оглядит, и от букашки Будет лист надолго чист. Вот он, милый скворушка, Греется на солнышке. Верен он своей природе: Он находчив, ловок, смел. Он сегодня в огороде Всю капусту осмотрел И со всех листов капустных Червяков поел. Как вкусно! (Ю.Тувим)
— Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?
— С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются?
— Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
— Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
— Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше. Почему?
(Есть корм — нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают
яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз).
— Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют
птицы, уносят муравьи.)
Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.
— Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, обра
зуются плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
У различных птиц весна наступает в разное время
— Какая птица прилетает раньше всех?
Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).
Птицы своих птенцов воспитывают. Детенышей птиц можно разделить на две группы: птенцовые и выводковые. Чем же они отличаются? Птенцовые появляются из яиц голыми, слепыми, беспомощными. Родителям приходится согревать своим их телом, кормить. Такие детеныши рождаются у сорок, скворцов, воробьев, голубей и др. Птенцовые детеныши быстро растут, им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям. По несколько сотен раз прилетают они к гнезду с добычей, чтобы накормить птенцов.
Кормом служат в основном насекомые, которые наносят вред сельскому хозяйству. Клювы у птенцов широкие, окрашены в яркий цвет: красный или розовый. Эта краска возбуждает у птиц аппетит. Если птенец не раскрывает рта, родители его не кормят и даже могут выкинуть из гнезда, как ненужный предмет.