Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.




Введение

 

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Следует иметь в виду тот факт, что в большинстве исследований, выполненных в годы советской власти, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, тенденциозно, с позиций партийности науки и установок коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности. При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не признавалась ведущая тенденция развития мировой педагогической мысли – тенденция движения к гуманной педагогике. В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания.

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.

Всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского посвящены многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей. В изучение и внедрение в практику наследия Ушинского большой вклад внесли такие видные педагогики дооктябрьского периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, В.Е. Ермилов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский, Н.А. Константинов. Возросший интерес к педагогическому наследию прошлого обусловил возрождение и целенаправленное изучение идей К.Д. Ушинского в конце XX века. Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики, учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, Н.И. Лифинцевой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Л.В. Черновой, Ю.И. Юдина и других.С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть идею народности воспитания как центральной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского.

2.Рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского.

3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского (труд, родной язык, народная школа, женское образование).

 

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, прин­ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во мно­гих произведениях в та­ких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспи­тательном значении», «О пользе педагогической литера ту­ры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в обще­ственном воспитании [2, стр. 54].Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспита­ние, созданное самим народом и основанное на народных нача­лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с.252-253].

Вос­питание он рассматривал как «создание истории», как обществен­ное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог ра­ционально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать са­мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].

Ушинский счи­тал, что решающим в этом процессе является воспитание и что раз­витие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может да­леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[6, стр. 11].

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности. [4, стр.14-15]

Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически разви­ты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходи­мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содей­ствовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.

Считая народность источником деятельности и разви­тия, выражением стремлений народа сохранить свои на­циональные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народ­ность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.

Ушинский критиковал всех, кто недооцени­вал богатый многовековый опыт великого русского народа в об­ласти воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспи­тание: воспитание существует в русском народе столько же ве­ков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним вы­росло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худ­шие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколе­ния России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский [9, стр. 205].

Русское же дворянство, как известно, подражало вку­сам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественного как «простонарод­ного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Чуж­дое всему русскому направление воспитания проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечест­венной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и пат­риоте, которому дорого все родное - язык, свое уст­ное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных на­чалах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са­мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, стр. 161).

И он не только в форме критики повёл беспощадную борьбу про­тив насаждения на русской почве чуждой русскому народу си­стемы воспитания, но и построил свою оригинальную педагоги­ческую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного разви­тия русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя толь­ко продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваи­вать то, что появляется за границей... Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, что­бы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сроднить­ся с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу истори­ческую дорогу вперёд»[10, стр. 44].

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каж­дого народа проникнуты национальным духом до того, что не­возможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и осно­ванное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, ко­торой нет в самых лучших системах, основанных на абстракт­ных идеях или заимствованных у другого народа» [11, стр. 37].

Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи обществен­ного воспитания, система школьного обучения, разные методи­ческие правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны духе требований каждого народа в отдельности.

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это поль­зование оказывается безвредным только тогда, когда ос­нования общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше ха­рактера в общественном образовании народа, тем свобод­нее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» [11, стр. 38].

В развитии человечества существуют общие законо­мерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз­ни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова­ния разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не слу­чайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита­ния проявляется народность как основная идея воспита­ния. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою само­бытность» [11, стр. 37].

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос­питания.

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каж­дый народ имеет свои особенный идеал человека и требу­ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот­ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли­тературы» [11, стр. 37-38].

К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамич­ность воспитательного идеала народа, его развитие, свя­занное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра­жаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен­ным в прошлом, имеет в глазах современного человечест­ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан­цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове­ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].

К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и вос­питательный, исторически обусловлен, что в нем присут­ствуют элементы национальные, что «народный идеал че­ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло­виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове­ка стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля­ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату­ра, — все, из чего слагается историческая жизнь наро­да, — составляют его действительную школу...» [7, стр. 148].

По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита­ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор­мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен­ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ­ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело­века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате­лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на­родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го­раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа­ние того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из­меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.

Воспитание будет подлинно народным и по своей направ­ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково­дит сам народ, если сама система народного образования за­висит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.

Таким образом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической си­стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.

Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.

Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народ­ности Ушинского содержит следующие элементы:

1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего зна­чит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обя­зательного обучения и формировать эти поколения в духе эконо­мических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руково­дить сам народ.

2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, что­бы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общена­родное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как факто­ра и как одного из основных принципов воспитания.

3. Центральное место в формировании человека должен за­нимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирова­ния высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча­стье, за его прогресс.

5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - лич­ности равноправные, равно самостоятельные и равно ответствен­ные», - писал Ушинский.

6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопу­стимо [6, стр. 11].

Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора вос­питания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.

Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу­чения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования на­равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами на­рода [3, стр. 138-139].

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: