Проект конкурсных заданий по направлению «Культурология»
Образец для возрастной группы 10 – 11 классы
Блок 1. Знание теории
1. Основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры выступают ________________.
2. В какой стране находится известная пещера Ласко, оба зала которой расписаны наскальной живописью? ________________________________.
3. Самый крупный по размерам римский купольный храм, расположенный в вечном городе, называется _______________________________________.
4. Архитектурный стиль, достигший своего расцвета в России в середине XVIII века – ___________________________________________________.
5. Самое известное строение Ф.Б. Растрелли, украшающее по сей день центр Петербурга – ___________________________________________________.
6. Внимательное отношение к изображению внутреннего мира человека в автопортрете носит название принципа _____________________________.
7. Ведущий жанр музыки барокко – __________________________________.
8. В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху короля ________________________________________________________.
9. Основоположником сентиментализма считают французского просветителя, видевшего главную задачу искусства в научении добродетели ___________________________________________________.
10. Дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей, центр туризма мирового значения – ____________.
11. Создатель жанра классического концерта, автор 20 опер, в том числе «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» – _____________.
12. Автор картины «Последний день Помпеи» – ________________________.
13. В каком музее хранится картина А.А. Иванова «Явление Христа народу»?_______________________________________________________
14. Какой герой Д.Г. Байрона получил имя «нового Гамлета»?______________________________________________________
|
15. Русский художник, вошедший в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт» – ______________________________________________.
16. Выдающийся немецкий композитор, последний крупный романтик западноевропейской музыки XIX века, автор оперы «Тристан и Изольда» – _____________________________________________________________.
17. Как в советское время называлась опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»? _______________________________________________________________
18. Какое историческое событие изображено на полотне В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»? ________________________________________
19. Автор оперы «Моцарт и Сальери» по мотивам трагедии А.С. Пушкина – _______________________________________________________________.
20. Направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах, отличающееся использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм – _______________________________________________.
21. История художественной культуры Древнего Египта традиционно делится на 6 периодов. Соотнесите название периода с его хронологическими рамками:
название периода | хронологические рамки |
Додинастический период | XI – 332 г. до н.э |
Раннее царство | XVII – XI вв. до н.э |
Древнее царство | XXI – XVIII вв. до н.э |
Среднее царство | XXVIII – XXIII вв. до н.э. |
Новое царство | XXX – XXVIII вв. до н.э. |
Позднее царство | V – IV тыс. до н.э. |
22. Соотнесите название произведения с его автором:
название произведения | автор |
Сикстинская Мадонна | Рафаэль |
Мадонна Бенуа | Микеланджело |
Поцелуй Иуды | Джотто |
Фреска «Страшный суд» | Леонардо да Винчи |
23. Укажите, соответствуют ли истине следующие утверждения:
1) Египтяне верили, что душа в любой момент должна вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным: лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.
|
2) Египтяне пользовались разнообразными музыкальными инструментами. Далеко не все из них нам известны. Среди инструментов, облик которых донесли древние изображения, лютня, барабан, шумовой инструмент систр (систрум).
3) Кульминация в развитии художественного творчества Древней Индии приходится на эпоху, когда индийское религиозное знание выросло до уровня мировой религии — конфуцианства.
Блок 2. Практические задания
1. Темы для сочинений
1) Образы «русского Египта» в Санкт-Петербурге
2) Образ глупости в искусстве Северного Возрождения
3) Донкиходство в современном мире: существует ли оно?
4) Новые художественные практики и их причины
5) Образ человека в современном искусстве
2. Проблемная ситуация / задача
Человеческие фигуры, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Что означают эти позы?
3. Творческое задание
1) Автор этой картины после окончания художественной академии в 1827 году отправляется в Италию для изучения классического искусства римской империи, где у него и зарождается ее замысел. Назовите автора картины и дайте ее название.
2) Какое историческое событие изображено на картине?
3) Как вы считаете, что хотел донести до зрителя автор картины?