Тема 7. Учет материально-производственных запасов
Методические указания
Практические задания по теме 7 являются продолжением ранее выполненных студентами заданий по темам 1-6 и выполняются на примере деятельности условного предприятия за один месяц (январь 20ХХ года). Сведения об организации приведены в исходных данных к практическим заданиям по теме 1 «Организация бухгалтерского учета в организациях ».
При выполнении заданий по теме «Учет материально-производственных запасов» необходимо использовать знания, полученные при изучении аналогичной темы по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет».
Материалы это часть материально-производственных запасов организации, используемых при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи, либо для управленческих целей.
При выполнении заданий по теме 7 необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов, определенными следующими нормативными документами:
1 Приказ МФ РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)», от 09.06.2001 № 44н (с учетом последующих изменений и дополнений).
2 Приказ МФ РФ "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов " от 28.12.2001 № 119н (с учетом последующих изменений и дополнений).
Особое внимание следует обратить на документальное оформление операций с материалами.
Операции с материалами оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету материалов» от 30.10.1997 № 71 а (с учетом последующих изменений и дополнений).
|
Для документирования операций с материалами должны использоваться следующие формы:
- доверенность (форма М-2);
- приходный ордер (форма № М-4);
- акт о приемке материалов по форме № М-7;
- лимитно-заборная карта (форма № М-8);
- требование-накладная (форма № М-11);
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
- карточка учета материалов (форма N М-17).
Образцы первичных документов, используемых для оформления операций с материалами, а также учетных регистров и пояснения по их заполнению приведены ниже (п.7.4).
Практические задания
1. Составить приходный ордер №5 от 19.01.20ХХ
2. Составить требование-накладную №6 на отпуск материалов со склада
3. Открыть карточку складского учета материалов № 1 для ДСП (номенклатурный номер 10101) и записать в ней данные об остатке на 01.01.20ХХ года, о поступлениях и отпуске за январь 20ХХ года, об остатке на конец месяца.
4. Составить сальдовую ведомость, отразив в ней остатки материалов на складе на начало января 20ХХ года (графы 5-7).
№ п/п | Наименование материалов | Номенклатурный номер | Ед. изм. | Средняя себестоимость ед. в остатке на 01.01, руб. | Остаток на 01.01 | |
Кол-во | Сумма, руб. | |||||
Цена приобретения за ед., руб. | Поступило за месяц | Средняя себестоимость ед. в январе, руб. | Израсходовано за месяц | Остаток на 01.02 | |||
Кол-во | Сумма, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | Кол-во | Сумма, руб. | ||
|
5. Записать в ведомость данные о поступлении материалов за месяц (графы 8-10)
6. Определить среднюю себестоимость каждого вида материалов в январе и записать ее в сальдовой ведомости (графа 11).
7. Записать в ведомость данные о количестве израсходованных за месяц материалов (графа 12), определить и записать в ведомости величину остатка материалов на начало следующего месяца в натуральных единицах измерения (графа 14)
8. Провести таксировку израсходованных за месяц материалов и остатков материалов на конец месяца по каждому номенклатурному номеру и записать их стоимость в сальдовой ведомости (графы 13 и 15).
9. Записать в журнале регистрации хозяйственных операций хозяйственные операции по учету материалов за январь 20ХХ года и сделать записи на счете 10 «Материалы» и корреспондирующих с ним счетах. При отражении операций на счете 10 «Материалы» и корреспондирующих с ним счетах во избежание их повторной записи следует обратить внимание не была ли сделана запись данной операции ранее в связи с выполнением задания по предыдущим темам.
Исходные данные для выполнения практических заданий
Сведения о наличии материалов на 1 января 20ХХ года
№ п/п | Наименование материалов | Номенклатурный номер | Ед. изм. | Средняя себестоимость ед. в остатке на 01.01, руб. | Остаток | |
Кол-во | Сумма, руб. | |||||
Основные материалы | ||||||
1. | ДСП, 10 мм | м.кв | 8 400 | |||
2. | Пиломатериалы | м.куб. | 10 000 | 0,8 | 8 000 | |
3. | Оргалит | м.кв | 3 190 | |||
4. | Стекло, 6 мм | м.кв | 8 850 | |||
Вспомогательные материалы | ||||||
5. | Лак | кг | 2,4 | 1 200 | ||
6. | Клей | кг | 5,5 | 2 200 | ||
7. | Болты №1 | кг | 1,2 | |||
8. | Болты № 2 | кг | 1,2 | |||
9. | Гайки №1 | кг | 1,2 | |||
10. | Гайки №2 | кг | 1,2 | |||
11. | Шайбы №1 | кг | 0,4 | |||
12. | Шайбы №2 | кг | 0,4 | |||
13. | Петли | шт | 1 150 | |||
14. | Саморезы | кг | 1,5 | |||
Упаковочные материалы | ||||||
15. | Полиэтилен | м | 1 120 | |||
Итого | 36 339 |
|
Хранение материалов осуществляется на складе материалов и готовой продукции. Заведующий складом Кораблев В.Р.одновременно исполняет обязанности кладовщика, осуществляет прием и отпуск материалов, учет их движения и является материально ответственным лицом (приказ о назначении материально ответственного лица №21 от18.09 2004 года). Экспедитор – Кошкин П.Б.
Учет материалов на складе ведется оперативно-сальдовым методом. В конце каждого месяца заведующий складом заполняет и передает в бухгалтерию сальдовую книгу. Первичные документы по операциям, связанным с движением материалов на складе, заведующий складом сдает в бухгалтерию по реестру.
Согласно учетной политике ООО «Лотос» учитывает состояние и движение материалов на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости. Счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» в учете не используются. Стоимость израсходованных материалов определяется по средней себестоимости единицы материалов. Резерв под снижение стоимости материалов не создается.
Стоимость основных материалов, израсходованных на изготовление продукции, учитывается как прямые затраты на счете 20 «Основное производство» без подразделения по видам продукции. Стоимость вспомогательных материалов, израсходованных на изготовление продукции, учитывается как косвенные затраты на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Стоимость израсходованных упаковочных материалов учитывается как расходы на продажу на счете 44 «Расходы на продажу». Стоимость израсходованных канцелярских принадлежностей учитывается как косвенные затраты на счете 26 «Общехозяйственные расходы».