Изобразительные возможности синтаксиса
Фигуры речи (Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении)
Фигура
| Значение термина
| Пример
| Анафора (или единоначатие)
| Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
| Антитеза
| Стилистический приём контраста,
противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
| А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
| Градация
| (постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
| Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых
яблонь дым.
| Инверсия
| Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
| Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
| Лексический повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
| Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
| Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
| Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
| Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
| Синтаксический
параллелизм
| Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
| Гляжу на будущность
с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
| Эпифора
| Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
| Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок.)
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины
| Значение
| Примеры
| Антонимы,
контекстные
антонимы
| Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
| Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
| Синонимы,
контекстные
синонимы
| Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
| Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
| Паронимы
| Близкие по звучанию, но различные по значению слова
| Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
| Диалектизмы
| Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
| Драники, шанежки, буряки
| Жаргонизмы
| Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
| Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
| Профессионализмы
| Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
| Камбуз, боцман, акварель, мольберт
| Термины
| Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
| Грамматика, хирургический, оптика
| Книжная лексика
| Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
| Бессмертие, стимул, превалировать...
| Просторечная
лексика
| Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
| Болван, вертихвостка, вихлять
| Неологизмы (новые слова)
| Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
| Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
| Устаревшие слова (архаизмы)
| Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия
| Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец — иностранец
| Фразеологизмы
| Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
| Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
1. Ряды однородных членов предложения
| Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
| 2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
| Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
| 4. Диалогичность изложения
| — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
| 5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил
| Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
|
|
Поиск по сайту:
|