Тесты для итогового контроля




В соответствии с программой дисциплины «Культурология», одной из форм итоговой проверки знаний по предмету является устное собеседование по тестам. В последнее время тестирование является одним из основных способов проверки знаний. Широкое применение тестов связано с объективной необходимостью подготовки современного специалиста как всесторонне развитой личности. Способной ориентироваться в любой области знаний и адекватно реагировать на возникающие проблемы.

Итоговые тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой и представляют собой вопрос, для ответа на который предполагается три альтернативы, правильной из которых является только одна. Чтобы определить ответ, необходимо познакомиться с материалом темы, изложенном в электронном учебнике или учебными пособиями, рекомендованными в качестве обязательных источников по темам (См. 3.1.2.). В случае, если правильным кажется два ответа, предлагается более внимательно прочитать тестовый вопрос и сделать единственно правильный выбор.

Для того, чтобы подготовится к зачетному тестированию студенту необходимо самостоятельно выбрать три темы и выучить их, ответив на итоговые тесты. При выборе тем надо следить, чтобы они не совпадали с темой контрольной работы. На зачете проходит устная проверка знания тестов. Так как материал подготовлен заранее, допускается лишь одна ошибка. В случае успешных ответов на тесты по темам, устный зачет признается сданным.

 

Тестовые вопросы по теме 1. «Культура как предмет изучения».

1. Что первоначально обозначало понятие «культура» в переводе с латинского языка?

А – обучение, воспитание

Б – возделывание, культивирование

В – поклонение, почитание

 

2. Кто из деятелей Просвещения критично воспринимал культуру и прогресс, полагая, что они ведут к упадку нравов?

А – Кант

Б – Руссо

В – Гегель

 

3. Какую форму культуры можно назвать «культура, одетая в вещь»?

А – материальную культуру

Б – духовную культуру

В – художественную культуру

 

4. Кто является творцом культуры, ее созидающим, творческим началом?

А – природа

Б – разум

В – человек

 

5. Как называется самый ранний способ обеспечения единства поколений и устойчивой целостности общества?

А – традиция

Б – закон

В – порядок

 

6. Чем характеризуются традиционные культуры?

А – динамичным развитием и активным заимствованием технических достижений

Б – антиисторизмом, отрицанием развития и прогресса

В – верой в прогрессивное развитие цивилизации

 

7. Как называется культура, ориентированная на массовое потребление?

А – народная культура

Б – массовая культура

В – популярная культура

 

8. Как называется совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальные человеческие группы, занимающие в обществе специфическое положение, пытаются усвоить и переосмыслить существующую систему ценностей?

А – контркультура

Б – традиционная культура

В – субкультура

 

9. Как называется совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих ей?

А – контркультура

Б – традиционная культура

В – субкультура

 

10. Как называется функция культуры, которая изменяет и преобразует окружающий мир?

А – регулятивная

Б – ценностная

В – преобразовательная

 

Тестовые вопросы по теме 2. «Современные культурологические концепции».

 

1. Как называется интегральная гуманитарная дисциплина, которая была своего рода прообразом современной культурологии?

А – социальная философия

Б – социальная или культурная антропология

В – историческая культурология

 

2. Как называется период формирования социальной антропологии, в течение которого преобладала идея о зависимости развитых цивилизаций от первобытной культуры, основоположником которой был Э.Б.Тайлор?

А – эволюционистский этап

Б – исторический этап

В – структурно-функционалистский этап

 

3. Какие теории осмысления культуры были сформулированы А.Бергсоном и Э.Кассирером?

А – теории о символическом кодировании мира, своеобразном удвоении реальности

Б – теории о возникновении первых орудий труда

В – теории о появлении общественной организации в первобытном стаде

 

 

4. Кто является основателем особого психологического учения о бессознательном, получившего название «психоанализ»?

А – Э.Б.Тайлор

Б – Э.Кассирер

В – З.Фрейд

 

5. Как называется в теории психоанализа процесс замещения объекта впечатления или отклонение инстинктов от внутренне присущей им направленности?

А – переосмысление

Б – сублимация

В – катарсис

 

6. Каким образом З.Фрейд трактовал кризис современной культуры?

А – как болезнь культуры, вызванную неконтролируемым развитием техники

Б – как болезнь культуры, рассматриваемую через призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей

В – Фрейд не считал, что современная культура находится в кризисе, напротив, по его мнению, она переживает расцвет

 

7. Кто из основателей «парижской школы фрейдизма» особо подчеркивал роль символических структур и языка для анализа бессознательного?

А – З.Фрейд

Б – К.Юнг

В – Ж.Лакан

 

8. Как в свой теории К.Юнг назвал своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, воспринимаемый только интуитивно и выходящий из глубин психики в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений и фантазий?

А – архетип

Б – сублимация

В – пережиток

 

 

9. Кто из французских структуралистов был создателем оригинальной культурологической дисциплины, называющейся «археология знания»?

А – М.П.Фуко

Б – Р.Барт

В – К.Леви-Строс

 

10. Как называлась особая исследовательская стратегия, выработанная Деррида по отношению к тексту, исходным пунктом которой было положение о невозможности для исследователя занять по отношению к тексту некоторую внешнюю позицию?

А – деконструкция

Б – «археология знания»

В – эпистема

 

Тестовые вопросы по теме 3. «Мифологическое сознание как основа духовной культуры первобытной эпохи».

 

1. Как называются архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющим им силах?

А – предание

Б – миф

В – сказка

 

2. Священные мифологические сказания, доступные лишь посвященным, называются:

А – эзотерические

Б – экзотерические

В – эсхатологические

 

3. Толкование мифов, построенное на восприятии богов как древних правителей, а событий мифа – как реальных исторических событий, называется:

А – эзотерическое

Б – аллегорическое

В – эвгемеристическое

 

4. Мифологическая школа, основанная во второй половине XIX века Э.Тейлором, называлась:

А – эстетическая

Б – антропологическая

В – биологическая

 

5. Как называются мифы о происхождении Вселенной?

А – астральные

Б – эсхатологические

В – космогонические

 

6. Как называется важная черта мифологического сознания, основанная на представлении о том, что место обитания данного народа – есть центр вселенной, а сам этот народ наиболее полно выражает истинно человеческие качества?

А – эгоцентризм

Б – эгоизм

В – национализм

 

7. Как называется важная характеристика мифологического мышления, выражающаяся в едином, слитном восприятии всех событий, в отсутствии их дифференциации и расчленения?

А – эгоцентризм

Б – синкретизм

В – дуализм

 

8. Представления о борьбе двух миров: «своего, доброго» и «чужого, злого», находящее отражение в мифологическом сознании, называется:

А – эгоцентризм

Б – синкретизм

В – дуализм

 

9. Многие греческие философы толковали мифы как своеобразные иносказания, подобное толкование называется:

А – экзотерическое

Б – аллегорическое

В – символическое

 

10. Как называются мифы, отражающие дуалистическое восприятие мира через образы братьев-близнецов, противоположных друг другу по поведению:

А – календарные мифа

Б – близнечные мифы

В – мифы о культурных героях

 

 

Тестовые вопросы по теме 4. «Социодинамика русской культуры».

 

1. Когда в исторических источниках впервые появляются слова «Рус» и «Рос»?

А – в VI-VII веках

Б – в VIII-IX веках

В – в X-XI века

 

2. Какие два социально-политических центра формируются на Руси в VIII-X веках?

А – Киев и Новгород

Б – Новгород и Полоцк

В – Киев и Полоцк

 

3. В каком из центров древнерусской культуры формируется вечевая, демократическая форма государственности?

А – Киев

Б – Новгород

В – Полоцк

 

4. Какие религиозные верования появляются у восточных славян раньше всего в период родо-племенных отношений?

А – почитание духов предков

Б – обожествление природных стихий и плодородия

В – поклонение племенным божествам

 

5. При каком древнерусском князе была крещена Русь, в качестве государственной религии было принято византийское православие?

А – при князе Олеге в IX веке

Б – при князе Владимире в X веке

В – при князе Ярославе в XI веке

 

6. Какой христианский образ пользуется наибольшим почитанием на Руси, так как именно в нем синтезируются ментальные представления о родной земле?

А – образ Христа Спасителя

Б – образ Духа Святого

В – образ Богородицы

 

7. Какие элементы, по мнению Н.А.Бердяева играли и продолжают играть важную роль в русском мировоззрении?

А – языческие

Б – христианские

В – атеистические

 

8. Каким образом в формирующейся культуре Древней Руси переосмысляется понятие святости, в результате чего оно приобретает черты, отличные от западноевропейского понимания?

А – русское понимание святости подчеркивает принадлежность человека к церковному клиру

Б – русское понимание святости подчеркивает принадлежность человека к иному миру

В – русское понимание святости подчеркивает особые заслуги человека перед обществом

 

9. Какими чертами, по мнению Пигалева А.И., определяется своеобразие русской культуры?

А – прерывистость российской истории, колебания между Востоком и Западом, частая смена ценностных ориентаций

Б – четкая ориентация на ценности западной цивилизации, вера в прогресс и ценность человеческой индивидуальности

В – ориентация на ценности восточных цивилизаций, приоритет коллективистских ценностей и уважение к традициям

 

10. Кто из русских философов и мыслителей считал, что российская цивилизация составляет «как бы исключение среди народов. Принадлежит к тем из них, которые не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру»?

А – В.В.Токарев

Б – Н.А.Бердяев

В – П.Я.Чаадаев

 

 

Тестовые вопросы по теме 5. «Эпоха Возрождения и сущность гуманизма».

1. Почему эпоха Возрождения, охватывающая период с XIV века по начало XVII века в Италии получила такое название?

А – потому что ее духовные вожди ставили своей задачей возродить христианские ценности

Б – потому что ее духовные вожди понимали эту эпоху как возвращение к античным ценностям, возрождение греческой и римской античности

В – потому что ее духовные вожди собирались создать совершенно новую, уникальную культуру, в которой бы возродилась ценность человеческого духа

 

2. Почему за активными деятелями эпохи Возрождения закрепилась характеристика «титан»?

А – потому что Возрождение было временем ярких, неординарных индивидуальностей, способных к разностороннему и мощному творчеству

Б – потому что эти деятели создали очень большое количество картин, скульптур, архитектурных и литературных произведений

В – потому что они сами так себя называли

 

3. Как называют мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, которое подчеркивает ценность человеческой личности, проникнуто любовью к людям и уважением к человеческому достоинству?

А – антропоцентризм

Б – политеизм

В - гуманизм

 

4. Какие исторические события положили начало росту экономического благосостояния и могущества итальянских городов?

А – крестовые походы

Б – эпидемии чумы

В – появление инквизиции

 

5. Благодаря каким политическим коллизиям итальянские города получили независимость и от королевской власти и от власти пап?

А – благодаря борьбе православных патриархов с властью римских пап

Б – в результате борьбы императорской власти с властью римских пап

В – вследствие войн между светскими феодалами за власть над итальянскими городами

 

6. Кто считается первым представителем возрожденческого гуманизма?

А – поэт Данте Алигьери

Б – поэт Франческо Петрарка

В – художник Леонардо да Винчи

 

7. Кто из ученых эпохи Возрождения считается основателем современного естествознания?

А – Джордано Бруно

Б – Николай Коперник

В – Галилео Галилей

 

8. Кто из названных деятелей Возрождения был автором знаменитого трактата «Государь», в котором переосмысливалась сущность общественных процессов?

А – Джованни Бакаччо

Б – Никколо Макиавелли

В – Николай Кузанский

 

9. Гуманистический пафос и культ человеческой субъективности нашел отражение во всей ренессансной культуре, однако, по мнению Пигалева, в одной из областей искусства он был особенно ярок. В какой из перечисленных?

А – в поэзии

Б – в музыке

В – в живописи

 

10. Чем можно объяснить краткость эпохи Возрождения?

А – переходным характером этой эпохи и ее тесной связью с феодальными общественными отношениями

Б – слабостью влияния культурных традиций античности

В – началом междуусобных войн в Италии

 

 

Тестовые вопросы по теме 6. «Цивилизация и культура в XX веке».

 

1. Что Бердяев Н.А. называет «единственной сильной верой современного цивилизованного человека, его последней любовью, под влиянием которой он готов даже изменить свой образ?»

А – науку

Б – технику

В – искусство

 

2. Кто из философов культуры XX века считал, что «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины»?

А – Бердяев Н.А.

Б – Хабермас Ю.

В – Шпенглер О.

 

3. Как называется последняя, неизбежная фаза развития всякой культуры, которая выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм?

А – цивилизация

Б – распад

В – апогей

 

4. Какая форма человеческого творчества наиболее интенсивно развивается на стадии цивилизации?

А – искусство

Б – религия

В – техника

 

5. Какая из общественных сфер, по мнению Хабермаса Ю., не способна к вытеснению и смягчению кризиса, так как неподвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство?

А – культура

Б – политика

В – экономика

 

6. Как культурологи называют процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, что приводит к нарушению культурной целостности и разрыву органической связи человека с природной основой?

А – апогей

Б – отчуждение

В – катарсис

 

7. Кто из философов увидел в кризисе современной цивилизации отрицание христианских ценностей и торжество идеалов эстетического величия над нравственными убеждениями?

А – Шпенглер О.

Б – Хабермас Ю.

В – Ницше Ф.

 

8. Как принято называть отношения, возникающие между индивидами, связанными между собой социальными связями, но сохраняющими свои индивидуальные черты?

А – общение

Б – деятельность

В – взаимодействие

 

9. Как Библер В.С. назвал развитие культуры на основе принципа духовной преемственности и учета внутреннего диалога культурных типов?

А – «взаимодействие»

Б – «драматическое произведение»

В – «культурное проникновение»

 

10. Что по мнению Радугина А.А. сегодня является единственной возможностью преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи, к которым может прийти современная цивилизация?

А – развитие принципа диалога культур

Б – развитие науки и техники

В – развитие социально-экономических отношений

 

Тестовые вопросы по теме 7. «Древние цивилизации Востока и их культура».

 

1. Какая из перечисленных культур не входит в понятие Древневосточных цивилизаций?

А – Месопотамская цивилизация

Б – Античная цивилизация

В – Древнеегипетская цивилизация

 

2. Где впервые происходит переход к оседлому земледелию, так называемая «неолитическая революция»?

А – в междуречье Тигра и Ефрата

Б – в бассейне реки Хуанхе

В – на Пелопонесском полуострове, на территории древнегреческих государств

 

3. Что является экономической основой древневосточных цивилизаций?

А – охота и собирательство

Б – активная международная торговля

В – ирригационное земледелие

 

4. Какой характер носит власть в древневосточных цивилизациях?

А – демократический и конституционный характер

Б – теократический и деспотический характер

В – децентрализованный и партикулярный характер

 

5. Какие мифологические сюжеты не присутствуют в древнеегипетских мифах об Оссирисе?

А – антропогонические и астральные мифы

Б – близнечные мифы и мифы о культурных героях

В – календарные мифы и мифы о непорочном зачатии

 

6. Какая социальная группа играет значительную роль в древневосточных цивилизациях?

А – крестьяне

Б – воины

В – жрецы

7. Как называется письменность древнеегипетской цивилизации?

А – линейное письмо А

Б – клинопись

В – иероглифическая

 

8. Как называются египетские сакральные сооружения периода Древнего Царства, служившие усыпальницами фараонам?

А – мавзолеи

Б – пирамиды

В – зиккураты

 

9. Определите наиболее характерные черты искусства древневосточных цивилизаций:

А – монументализм и каноничность

Б – камерность и миниатюрность

В –функционализм и эклектичность

 

10. Какие произведения были основными в древневосточной литературе?

А – лирические и комедийные сочинения

Б – культово-сакральные и эпические сочинения

В – лирические и эпические сочинения

 

Тестовые вопросы по теме 8: «Гуманистический характер античной культуры»

 

1. Что понимается под термином «античная культура»?

А – культура Древней Греции

Б – культура Древней Греции и Рима

В – культура всех древних рабовладельческих обществ

 

2. На каком основании античную культуру принято считать «колыбелью европейской цивилизации»?

А – потому что античная культура в географическом плане ближе всего к Европе

Б – потому что античная культура содержит в зародышевом состоянии основные элементы современной европейской цивилизации

В – потому что на формирование европейской цивилизации огромное влияние оказала античная философия

 

3. Определите хронологические рамки классического периода древнегреческой культуры:

А – XI-IX вв. до н.э.

Б - VIII-VI вв. до н.э.

В - V-IV вв. до н.э.

 

4. Одна из характерных особенностей древнегреческого национального характера и древнегреческой культуры называется «агонистика или агональный дух». Что это означает?

А – стремление к состязательности, соревновательности, полемичности, принципы благородного и честного противоборства

Б – необыкновенный расцвет греческой цивилизации в классический период

В – стремление к совместным, коллективным действиям, к объединению

 

 

5. Какие спортивные соревнования – игры были настолько популярны в Древней Греции, что по ним даже велось летоисчисление?

А – Пифийские игры

Б – Истмийские игры

В – Олимпийские игры

 

6. В какой период возникла древнегреческая философия?

А – в архаический период, VIII-VI вв. до н.э.

Б – в классический период, V-IV вв. до н.э.

В – в эллинистический период, IV-I вв. до н.э.

 

7. В каких произведениях древнегреческой литературы мы можем обнаружить одну их первых в истории форм гуманизма?

А – в древнегреческом мифе о подвигах Геракла

Б – в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

В – в философских диалогах Платона «Федон» и «Тимей»

 

8. В чем заключается особый смысл понимания «школы» в древнегреческой культуре, отличающейся от всех предшествующих образцов?

А – школа в древнегреческой культуре связывается с идеей штудии и механического заучивания

Б – школа в древнегреческой культуре в определенном смысле оказывается синонимом свободного времени, досуга

В – в древнегреческой культуре школа связывается с эзотерическими, сакральными знаниями

 

9. В чем заключается смысл так называемого «римского мифа»?

А – в предании об основании города Рима потомками троянского героя Энея, сыновьями бога Марса и Реи Сильвии – Ромулом и Ремом

Б – в предании о житии и кончине апостола Павла, казненного Нероном в Риме

В – в идеологическом оправдании завоевательной политики Римского государства, в приписывании римскому народу исключительных добродетелей, а городу Риму – особой исторической миссии

 

10. Одной из характерных черт древнеримского искусства был функционализм. Это:

А – культ полезности и целесообразности

Б – активное заимствование культурных достижений других народов

В – эстетизация повседневной жизни

 

Тестовые вопросы по теме 9. «Культура Западноевропейского средневековья»

 

1. Кто является автором концепции о «долгом средневековье»?

А – Ж. Ле Гофф

Б – А.Я.Гуревич

В – М.М.Бахтин

 

2. Что придает интеллектуальной культуре средних веков целостность и единство?

А – теологическое направление всех научных изысканий

Б – существование университетов

В – единое средство общения всех средневековых интеллектуалов – латинский язык

 

3. Какая из названных культурно-психологических характеристик не относится к цивилизации средневекового Запада?

А – эмоциональность, чувство неуверенности и греха

Б – исторический оптимизм и вера в прогресс

В – символизм и дуализм

 

4. Каким образом средневековые географы представляли себе землю?

А – сферой, вращающейся по орбите вокруг солнца

Б – сферой, вокруг которой движется солнце и луна, а также расположены звезды

В – плоскостью, лежащей на спине у четырех слонов, стоящих на гигантской черепахе, плывущей по мировому океану

 

5. Какой характер имело культурное взаимодействие между христианским Западом и мусульманским Востоком в средневековый период?

А – активное, миролюбивое и плодотворное культурное взаимодействие и взаимовлияние

Б – активное и враждебное противостояние, часто выливающееся в военные конфликты и войны, полное культурное неприятие

В – идейный антагонизм и вытекающие из него военные конфликты не мешали постоянным культурным контактам и заимствованиям

 

6. Каким образом средневековая цивилизация относится ко времени как ментальной категории?

А – пристально следит за его течением, ведется точный хронологический отсчет

Б – равнодушно, не следит за его течением

В – считает время важнейшей мировоззренческой категорией

 

7. Каким образом средневековая культура воспринимает социальный состав общества?

А – в средневековье существовало так называемое «трехчленное деление общества» на молящийся, воюющий и безоружный люд

Б – в средневековье существовало разделение общества на работающих и неработающих, т.е. эксплуатируемых и на господствующий класс

В – в средневековой культуре общество представлялось разделенным на четыре разряда: крестьяне и городская беднота, воины, высшая светская знать и церковные феодалы

 

8. Кто является автором первого в Западной Европе монашеского устава и создателем первого монашеского ордена?

А – Фома Аквинский

Б – Бенедикт Нурсийский

В – Франциск Ассизский

 

9. Формирование рыцарского сословия и рыцарского идеала провоцирует настоящий культурный расцвет в средневековой Европе. Что стало его культурным выражением?

А – активное градостроительство и развитие архитектурного искусства

Б – развитие портретной живописи и камерной музыки

В – лирическая поэзия трубадуров и миннезингеров и куртуазные романы на национальных языках

 

10. Какое из существующих в средневековье сословий было самым многочисленным и разнообразным по социальному и экономическому составу?

А – сословие «молящихся»

Б – сословие «воюющих»

В – «третье сословие – сословие трудящихся

Тестовые вопросы по теме 10. «Европейская культура Нового времени. Просвещение»

 

1.Философы эпохи Просвещения большое внимание уделяли осмыслению общественных процессов. Как они называли состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия и не обремененного нищетой?

А – «справедливое»

Б – «натуральное»

В – «естественное» или «природное»

 

2.Что было зримым воплощением утопических представлений эпохи Просвещения о «лучших мирах»?

А – сады и парки

Б – дворцы и храмы

В – скульптуры и картины

 

3. Какая европейская страна в XVIII веке становится гегемоном духовной жизни и источником идей Просвещения?

А – Германия

Б – Франция

В – Англия

 

4. Как называется направление в европейском искусстве XVIII века, ориентированное на классические, древнегреческие и древнеримские образцы, но наполнившее старые формы новым содержанием?

А – рококо

Б – барокко

В – классицизм

 

5. Как называется стиль светской культуры эпохи Просвещения, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства и отличается ориентированностью на создание комфорта и изящества?

А – рококо

Б – барокко

В - классицизм

 

6. Эпоха Просвещения формулирует новую эстетическую позицию, основным эстетическим требованием которой было:

А – требование полного невмешательства художника в общественную жизнь

Б – требование активного вмешательства художника в общественную жизнь

В – требование от художника использовать в произведениях сюжеты из общественно-политической жизни

 

7. Кто из французских просветителей был родоначальником школы революционного романтизма?

А – Руссо

Б – Вольтер

В – Дидро

 

 

8. Кто из французских просветителей сформулировал принципы идейности нового искусства, исповедующего реализм?

А – Руссо

Б – Вольтер

В – Дидро

 

9. Кем из литераторов и философов Просвещения было придумано идеальное «царство разума» - утопическое государство Эльдорадо, с просвещенной монархией, культом наук и искусств и синтезом цивилизации с природой?

А – Руссо

Б – Вольтер

В – Дидро

 

10. Какая эпоха, с точки зрения Радугина А.А., стала важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни?

А – античность

Б – Просвещение

В – Возрождение

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: