В соответствии с программой дисциплины «Культурология», одной из форм итоговой проверки знаний по предмету является устное собеседование по тестам. В последнее время тестирование является одним из основных способов проверки знаний. Широкое применение тестов связано с объективной необходимостью подготовки современного специалиста как всесторонне развитой личности. Способной ориентироваться в любой области знаний и адекватно реагировать на возникающие проблемы.
Итоговые тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой и представляют собой вопрос, для ответа на который предполагается три альтернативы, правильной из которых является только одна. Чтобы определить ответ, необходимо познакомиться с материалом темы, изложенном в электронном учебнике или учебными пособиями, рекомендованными в качестве обязательных источников по темам (См. 3.1.2.). В случае, если правильным кажется два ответа, предлагается более внимательно прочитать тестовый вопрос и сделать единственно правильный выбор.
Для того, чтобы подготовится к зачетному тестированию студенту необходимо самостоятельно выбрать три темы и выучить их, ответив на итоговые тесты. При выборе тем надо следить, чтобы они не совпадали с темой контрольной работы. На зачете проходит устная проверка знания тестов. Так как материал подготовлен заранее, допускается лишь одна ошибка. В случае успешных ответов на тесты по темам, устный зачет признается сданным.
Тестовые вопросы по теме 1. «Культура как предмет изучения».
1. Что первоначально обозначало понятие «культура» в переводе с латинского языка?
А – обучение, воспитание
Б – возделывание, культивирование
|
В – поклонение, почитание
2. Кто из деятелей Просвещения критично воспринимал культуру и прогресс, полагая, что они ведут к упадку нравов?
А – Кант
Б – Руссо
В – Гегель
3. Какую форму культуры можно назвать «культура, одетая в вещь»?
А – материальную культуру
Б – духовную культуру
В – художественную культуру
4. Кто является творцом культуры, ее созидающим, творческим началом?
А – природа
Б – разум
В – человек
5. Как называется самый ранний способ обеспечения единства поколений и устойчивой целостности общества?
А – традиция
Б – закон
В – порядок
6. Чем характеризуются традиционные культуры?
А – динамичным развитием и активным заимствованием технических достижений
Б – антиисторизмом, отрицанием развития и прогресса
В – верой в прогрессивное развитие цивилизации
7. Как называется культура, ориентированная на массовое потребление?
А – народная культура
Б – массовая культура
В – популярная культура
8. Как называется совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальные человеческие группы, занимающие в обществе специфическое положение, пытаются усвоить и переосмыслить существующую систему ценностей?
А – контркультура
Б – традиционная культура
В – субкультура
9. Как называется совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих ей?
А – контркультура
Б – традиционная культура
В – субкультура
10. Как называется функция культуры, которая изменяет и преобразует окружающий мир?
|
А – регулятивная
Б – ценностная
В – преобразовательная
Тестовые вопросы по теме 2. «Современные культурологические концепции».
1. Как называется интегральная гуманитарная дисциплина, которая была своего рода прообразом современной культурологии?
А – социальная философия
Б – социальная или культурная антропология
В – историческая культурология
2. Как называется период формирования социальной антропологии, в течение которого преобладала идея о зависимости развитых цивилизаций от первобытной культуры, основоположником которой был Э.Б.Тайлор?
А – эволюционистский этап
Б – исторический этап
В – структурно-функционалистский этап
3. Какие теории осмысления культуры были сформулированы А.Бергсоном и Э.Кассирером?
А – теории о символическом кодировании мира, своеобразном удвоении реальности
Б – теории о возникновении первых орудий труда
В – теории о появлении общественной организации в первобытном стаде
4. Кто является основателем особого психологического учения о бессознательном, получившего название «психоанализ»?
А – Э.Б.Тайлор
Б – Э.Кассирер
В – З.Фрейд
5. Как называется в теории психоанализа процесс замещения объекта впечатления или отклонение инстинктов от внутренне присущей им направленности?
А – переосмысление
Б – сублимация
В – катарсис
6. Каким образом З.Фрейд трактовал кризис современной культуры?
А – как болезнь культуры, вызванную неконтролируемым развитием техники
|
Б – как болезнь культуры, рассматриваемую через призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей
В – Фрейд не считал, что современная культура находится в кризисе, напротив, по его мнению, она переживает расцвет
7. Кто из основателей «парижской школы фрейдизма» особо подчеркивал роль символических структур и языка для анализа бессознательного?
А – З.Фрейд
Б – К.Юнг
В – Ж.Лакан
8. Как в свой теории К.Юнг назвал своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, воспринимаемый только интуитивно и выходящий из глубин психики в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений и фантазий?
А – архетип
Б – сублимация
В – пережиток
9. Кто из французских структуралистов был создателем оригинальной культурологической дисциплины, называющейся «археология знания»?
А – М.П.Фуко
Б – Р.Барт
В – К.Леви-Строс
10. Как называлась особая исследовательская стратегия, выработанная Деррида по отношению к тексту, исходным пунктом которой было положение о невозможности для исследователя занять по отношению к тексту некоторую внешнюю позицию?
А – деконструкция
Б – «археология знания»
В – эпистема
Тестовые вопросы по теме 3. «Мифологическое сознание как основа духовной культуры первобытной эпохи».
1. Как называются архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющим им силах?
А – предание
Б – миф
В – сказка
2. Священные мифологические сказания, доступные лишь посвященным, называются:
А – эзотерические
Б – экзотерические
В – эсхатологические
3. Толкование мифов, построенное на восприятии богов как древних правителей, а событий мифа – как реальных исторических событий, называется:
А – эзотерическое
Б – аллегорическое
В – эвгемеристическое
4. Мифологическая школа, основанная во второй половине XIX века Э.Тейлором, называлась:
А – эстетическая
Б – антропологическая
В – биологическая
5. Как называются мифы о происхождении Вселенной?
А – астральные
Б – эсхатологические
В – космогонические
6. Как называется важная черта мифологического сознания, основанная на представлении о том, что место обитания данного народа – есть центр вселенной, а сам этот народ наиболее полно выражает истинно человеческие качества?
А – эгоцентризм
Б – эгоизм
В – национализм
7. Как называется важная характеристика мифологического мышления, выражающаяся в едином, слитном восприятии всех событий, в отсутствии их дифференциации и расчленения?
А – эгоцентризм
Б – синкретизм
В – дуализм
8. Представления о борьбе двух миров: «своего, доброго» и «чужого, злого», находящее отражение в мифологическом сознании, называется:
А – эгоцентризм
Б – синкретизм
В – дуализм
9. Многие греческие философы толковали мифы как своеобразные иносказания, подобное толкование называется:
А – экзотерическое
Б – аллегорическое
В – символическое
10. Как называются мифы, отражающие дуалистическое восприятие мира через образы братьев-близнецов, противоположных друг другу по поведению:
А – календарные мифа
Б – близнечные мифы
В – мифы о культурных героях
Тестовые вопросы по теме 4. «Социодинамика русской культуры».
1. Когда в исторических источниках впервые появляются слова «Рус» и «Рос»?
А – в VI-VII веках
Б – в VIII-IX веках
В – в X-XI века
2. Какие два социально-политических центра формируются на Руси в VIII-X веках?
А – Киев и Новгород
Б – Новгород и Полоцк
В – Киев и Полоцк
3. В каком из центров древнерусской культуры формируется вечевая, демократическая форма государственности?
А – Киев
Б – Новгород
В – Полоцк
4. Какие религиозные верования появляются у восточных славян раньше всего в период родо-племенных отношений?
А – почитание духов предков
Б – обожествление природных стихий и плодородия
В – поклонение племенным божествам
5. При каком древнерусском князе была крещена Русь, в качестве государственной религии было принято византийское православие?
А – при князе Олеге в IX веке
Б – при князе Владимире в X веке
В – при князе Ярославе в XI веке
6. Какой христианский образ пользуется наибольшим почитанием на Руси, так как именно в нем синтезируются ментальные представления о родной земле?
А – образ Христа Спасителя
Б – образ Духа Святого
В – образ Богородицы
7. Какие элементы, по мнению Н.А.Бердяева играли и продолжают играть важную роль в русском мировоззрении?
А – языческие
Б – христианские
В – атеистические
8. Каким образом в формирующейся культуре Древней Руси переосмысляется понятие святости, в результате чего оно приобретает черты, отличные от западноевропейского понимания?
А – русское понимание святости подчеркивает принадлежность человека к церковному клиру
Б – русское понимание святости подчеркивает принадлежность человека к иному миру
В – русское понимание святости подчеркивает особые заслуги человека перед обществом
9. Какими чертами, по мнению Пигалева А.И., определяется своеобразие русской культуры?
А – прерывистость российской истории, колебания между Востоком и Западом, частая смена ценностных ориентаций
Б – четкая ориентация на ценности западной цивилизации, вера в прогресс и ценность человеческой индивидуальности
В – ориентация на ценности восточных цивилизаций, приоритет коллективистских ценностей и уважение к традициям
10. Кто из русских философов и мыслителей считал, что российская цивилизация составляет «как бы исключение среди народов. Принадлежит к тем из них, которые не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру»?
А – В.В.Токарев
Б – Н.А.Бердяев
В – П.Я.Чаадаев
Тестовые вопросы по теме 5. «Эпоха Возрождения и сущность гуманизма».
1. Почему эпоха Возрождения, охватывающая период с XIV века по начало XVII века в Италии получила такое название?
А – потому что ее духовные вожди ставили своей задачей возродить христианские ценности
Б – потому что ее духовные вожди понимали эту эпоху как возвращение к античным ценностям, возрождение греческой и римской античности
В – потому что ее духовные вожди собирались создать совершенно новую, уникальную культуру, в которой бы возродилась ценность человеческого духа
2. Почему за активными деятелями эпохи Возрождения закрепилась характеристика «титан»?
А – потому что Возрождение было временем ярких, неординарных индивидуальностей, способных к разностороннему и мощному творчеству
Б – потому что эти деятели создали очень большое количество картин, скульптур, архитектурных и литературных произведений
В – потому что они сами так себя называли
3. Как называют мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, которое подчеркивает ценность человеческой личности, проникнуто любовью к людям и уважением к человеческому достоинству?
А – антропоцентризм
Б – политеизм
В - гуманизм
4. Какие исторические события положили начало росту экономического благосостояния и могущества итальянских городов?
А – крестовые походы
Б – эпидемии чумы
В – появление инквизиции
5. Благодаря каким политическим коллизиям итальянские города получили независимость и от королевской власти и от власти пап?
А – благодаря борьбе православных патриархов с властью римских пап
Б – в результате борьбы императорской власти с властью римских пап
В – вследствие войн между светскими феодалами за власть над итальянскими городами
6. Кто считается первым представителем возрожденческого гуманизма?
А – поэт Данте Алигьери
Б – поэт Франческо Петрарка
В – художник Леонардо да Винчи
7. Кто из ученых эпохи Возрождения считается основателем современного естествознания?
А – Джордано Бруно
Б – Николай Коперник
В – Галилео Галилей
8. Кто из названных деятелей Возрождения был автором знаменитого трактата «Государь», в котором переосмысливалась сущность общественных процессов?
А – Джованни Бакаччо
Б – Никколо Макиавелли
В – Николай Кузанский
9. Гуманистический пафос и культ человеческой субъективности нашел отражение во всей ренессансной культуре, однако, по мнению Пигалева, в одной из областей искусства он был особенно ярок. В какой из перечисленных?
А – в поэзии
Б – в музыке
В – в живописи
10. Чем можно объяснить краткость эпохи Возрождения?
А – переходным характером этой эпохи и ее тесной связью с феодальными общественными отношениями
Б – слабостью влияния культурных традиций античности
В – началом междуусобных войн в Италии
Тестовые вопросы по теме 6. «Цивилизация и культура в XX веке».
1. Что Бердяев Н.А. называет «единственной сильной верой современного цивилизованного человека, его последней любовью, под влиянием которой он готов даже изменить свой образ?»
А – науку
Б – технику
В – искусство
2. Кто из философов культуры XX века считал, что «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины»?
А – Бердяев Н.А.
Б – Хабермас Ю.
В – Шпенглер О.
3. Как называется последняя, неизбежная фаза развития всякой культуры, которая выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм?
А – цивилизация
Б – распад
В – апогей
4. Какая форма человеческого творчества наиболее интенсивно развивается на стадии цивилизации?
А – искусство
Б – религия
В – техника
5. Какая из общественных сфер, по мнению Хабермаса Ю., не способна к вытеснению и смягчению кризиса, так как неподвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство?
А – культура
Б – политика
В – экономика
6. Как культурологи называют процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, что приводит к нарушению культурной целостности и разрыву органической связи человека с природной основой?
А – апогей
Б – отчуждение
В – катарсис
7. Кто из философов увидел в кризисе современной цивилизации отрицание христианских ценностей и торжество идеалов эстетического величия над нравственными убеждениями?
А – Шпенглер О.
Б – Хабермас Ю.
В – Ницше Ф.
8. Как принято называть отношения, возникающие между индивидами, связанными между собой социальными связями, но сохраняющими свои индивидуальные черты?
А – общение
Б – деятельность
В – взаимодействие
9. Как Библер В.С. назвал развитие культуры на основе принципа духовной преемственности и учета внутреннего диалога культурных типов?
А – «взаимодействие»
Б – «драматическое произведение»
В – «культурное проникновение»
10. Что по мнению Радугина А.А. сегодня является единственной возможностью преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи, к которым может прийти современная цивилизация?
А – развитие принципа диалога культур
Б – развитие науки и техники
В – развитие социально-экономических отношений
Тестовые вопросы по теме 7. «Древние цивилизации Востока и их культура».
1. Какая из перечисленных культур не входит в понятие Древневосточных цивилизаций?
А – Месопотамская цивилизация
Б – Античная цивилизация
В – Древнеегипетская цивилизация
2. Где впервые происходит переход к оседлому земледелию, так называемая «неолитическая революция»?
А – в междуречье Тигра и Ефрата
Б – в бассейне реки Хуанхе
В – на Пелопонесском полуострове, на территории древнегреческих государств
3. Что является экономической основой древневосточных цивилизаций?
А – охота и собирательство
Б – активная международная торговля
В – ирригационное земледелие
4. Какой характер носит власть в древневосточных цивилизациях?
А – демократический и конституционный характер
Б – теократический и деспотический характер
В – децентрализованный и партикулярный характер
5. Какие мифологические сюжеты не присутствуют в древнеегипетских мифах об Оссирисе?
А – антропогонические и астральные мифы
Б – близнечные мифы и мифы о культурных героях
В – календарные мифы и мифы о непорочном зачатии
6. Какая социальная группа играет значительную роль в древневосточных цивилизациях?
А – крестьяне
Б – воины
В – жрецы
7. Как называется письменность древнеегипетской цивилизации?
А – линейное письмо А
Б – клинопись
В – иероглифическая
8. Как называются египетские сакральные сооружения периода Древнего Царства, служившие усыпальницами фараонам?
А – мавзолеи
Б – пирамиды
В – зиккураты
9. Определите наиболее характерные черты искусства древневосточных цивилизаций:
А – монументализм и каноничность
Б – камерность и миниатюрность
В –функционализм и эклектичность
10. Какие произведения были основными в древневосточной литературе?
А – лирические и комедийные сочинения
Б – культово-сакральные и эпические сочинения
В – лирические и эпические сочинения
Тестовые вопросы по теме 8: «Гуманистический характер античной культуры»
1. Что понимается под термином «античная культура»?
А – культура Древней Греции
Б – культура Древней Греции и Рима
В – культура всех древних рабовладельческих обществ
2. На каком основании античную культуру принято считать «колыбелью европейской цивилизации»?
А – потому что античная культура в географическом плане ближе всего к Европе
Б – потому что античная культура содержит в зародышевом состоянии основные элементы современной европейской цивилизации
В – потому что на формирование европейской цивилизации огромное влияние оказала античная философия
3. Определите хронологические рамки классического периода древнегреческой культуры:
А – XI-IX вв. до н.э.
Б - VIII-VI вв. до н.э.
В - V-IV вв. до н.э.
4. Одна из характерных особенностей древнегреческого национального характера и древнегреческой культуры называется «агонистика или агональный дух». Что это означает?
А – стремление к состязательности, соревновательности, полемичности, принципы благородного и честного противоборства
Б – необыкновенный расцвет греческой цивилизации в классический период
В – стремление к совместным, коллективным действиям, к объединению
5. Какие спортивные соревнования – игры были настолько популярны в Древней Греции, что по ним даже велось летоисчисление?
А – Пифийские игры
Б – Истмийские игры
В – Олимпийские игры
6. В какой период возникла древнегреческая философия?
А – в архаический период, VIII-VI вв. до н.э.
Б – в классический период, V-IV вв. до н.э.
В – в эллинистический период, IV-I вв. до н.э.
7. В каких произведениях древнегреческой литературы мы можем обнаружить одну их первых в истории форм гуманизма?
А – в древнегреческом мифе о подвигах Геракла
Б – в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»
В – в философских диалогах Платона «Федон» и «Тимей»
8. В чем заключается особый смысл понимания «школы» в древнегреческой культуре, отличающейся от всех предшествующих образцов?
А – школа в древнегреческой культуре связывается с идеей штудии и механического заучивания
Б – школа в древнегреческой культуре в определенном смысле оказывается синонимом свободного времени, досуга
В – в древнегреческой культуре школа связывается с эзотерическими, сакральными знаниями
9. В чем заключается смысл так называемого «римского мифа»?
А – в предании об основании города Рима потомками троянского героя Энея, сыновьями бога Марса и Реи Сильвии – Ромулом и Ремом
Б – в предании о житии и кончине апостола Павла, казненного Нероном в Риме
В – в идеологическом оправдании завоевательной политики Римского государства, в приписывании римскому народу исключительных добродетелей, а городу Риму – особой исторической миссии
10. Одной из характерных черт древнеримского искусства был функционализм. Это:
А – культ полезности и целесообразности
Б – активное заимствование культурных достижений других народов
В – эстетизация повседневной жизни
Тестовые вопросы по теме 9. «Культура Западноевропейского средневековья»
1. Кто является автором концепции о «долгом средневековье»?
А – Ж. Ле Гофф
Б – А.Я.Гуревич
В – М.М.Бахтин
2. Что придает интеллектуальной культуре средних веков целостность и единство?
А – теологическое направление всех научных изысканий
Б – существование университетов
В – единое средство общения всех средневековых интеллектуалов – латинский язык
3. Какая из названных культурно-психологических характеристик не относится к цивилизации средневекового Запада?
А – эмоциональность, чувство неуверенности и греха
Б – исторический оптимизм и вера в прогресс
В – символизм и дуализм
4. Каким образом средневековые географы представляли себе землю?
А – сферой, вращающейся по орбите вокруг солнца
Б – сферой, вокруг которой движется солнце и луна, а также расположены звезды
В – плоскостью, лежащей на спине у четырех слонов, стоящих на гигантской черепахе, плывущей по мировому океану
5. Какой характер имело культурное взаимодействие между христианским Западом и мусульманским Востоком в средневековый период?
А – активное, миролюбивое и плодотворное культурное взаимодействие и взаимовлияние
Б – активное и враждебное противостояние, часто выливающееся в военные конфликты и войны, полное культурное неприятие
В – идейный антагонизм и вытекающие из него военные конфликты не мешали постоянным культурным контактам и заимствованиям
6. Каким образом средневековая цивилизация относится ко времени как ментальной категории?
А – пристально следит за его течением, ведется точный хронологический отсчет
Б – равнодушно, не следит за его течением
В – считает время важнейшей мировоззренческой категорией
7. Каким образом средневековая культура воспринимает социальный состав общества?
А – в средневековье существовало так называемое «трехчленное деление общества» на молящийся, воюющий и безоружный люд
Б – в средневековье существовало разделение общества на работающих и неработающих, т.е. эксплуатируемых и на господствующий класс
В – в средневековой культуре общество представлялось разделенным на четыре разряда: крестьяне и городская беднота, воины, высшая светская знать и церковные феодалы
8. Кто является автором первого в Западной Европе монашеского устава и создателем первого монашеского ордена?
А – Фома Аквинский
Б – Бенедикт Нурсийский
В – Франциск Ассизский
9. Формирование рыцарского сословия и рыцарского идеала провоцирует настоящий культурный расцвет в средневековой Европе. Что стало его культурным выражением?
А – активное градостроительство и развитие архитектурного искусства
Б – развитие портретной живописи и камерной музыки
В – лирическая поэзия трубадуров и миннезингеров и куртуазные романы на национальных языках
10. Какое из существующих в средневековье сословий было самым многочисленным и разнообразным по социальному и экономическому составу?
А – сословие «молящихся»
Б – сословие «воюющих»
В – «третье сословие – сословие трудящихся
Тестовые вопросы по теме 10. «Европейская культура Нового времени. Просвещение»
1.Философы эпохи Просвещения большое внимание уделяли осмыслению общественных процессов. Как они называли состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия и не обремененного нищетой?
А – «справедливое»
Б – «натуральное»
В – «естественное» или «природное»
2.Что было зримым воплощением утопических представлений эпохи Просвещения о «лучших мирах»?
А – сады и парки
Б – дворцы и храмы
В – скульптуры и картины
3. Какая европейская страна в XVIII веке становится гегемоном духовной жизни и источником идей Просвещения?
А – Германия
Б – Франция
В – Англия
4. Как называется направление в европейском искусстве XVIII века, ориентированное на классические, древнегреческие и древнеримские образцы, но наполнившее старые формы новым содержанием?
А – рококо
Б – барокко
В – классицизм
5. Как называется стиль светской культуры эпохи Просвещения, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства и отличается ориентированностью на создание комфорта и изящества?
А – рококо
Б – барокко
В - классицизм
6. Эпоха Просвещения формулирует новую эстетическую позицию, основным эстетическим требованием которой было:
А – требование полного невмешательства художника в общественную жизнь
Б – требование активного вмешательства художника в общественную жизнь
В – требование от художника использовать в произведениях сюжеты из общественно-политической жизни
7. Кто из французских просветителей был родоначальником школы революционного романтизма?
А – Руссо
Б – Вольтер
В – Дидро
8. Кто из французских просветителей сформулировал принципы идейности нового искусства, исповедующего реализм?
А – Руссо
Б – Вольтер
В – Дидро
9. Кем из литераторов и философов Просвещения было придумано идеальное «царство разума» - утопическое государство Эльдорадо, с просвещенной монархией, культом наук и искусств и синтезом цивилизации с природой?
А – Руссо
Б – Вольтер
В – Дидро
10. Какая эпоха, с точки зрения Радугина А.А., стала важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни?
А – античность
Б – Просвещение
В – Возрождение