Смешанное финансирование




Осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

2.3. Нормативно-правовая база государственного научно-технического и инновационного программирования в России.

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г.

Федеральный Закон об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления инновационной деятельности в научно-технической и производственно-технологической сферах, определяет основы формирования и реализации государственной инновационной политики.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса; государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности; инновационная инфраструктура - совокупность организаций, предоставляющих услуги, по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

Статья 2. Правовая основа осуществления инновационной деятельности

Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Содержание инновационной деятельности

К инновационной деятельности относятся: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения; технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса; осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса; выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат; деятельность по продвижению на рынки новой продукции; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности; передача либо приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно-техническую информацию; экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса; организация финансирования инновационной деятельности.

Статья 4. Цели и задачи государственной инновационной политики

1. Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из приоритетности инновационной деятельности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 2. Основными задачами государственной инновационной политики являются: определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики; обеспечение прогрессивных структурных преобразований экономики; создание и развитие инновационной инфраструктуры; осуществление мер по поддержке продвижения на рынки новой продукции, в том числе поддержка экспорта продукции новой и (или) новых технологических процессов, созданных российскими производителями; обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы для развития инновационной деятельности.

Статья 5. Формирование и реализация государственной инновационной политики Российской Федерации

1. Органы государственной власти Российской Федерации по предметам своего ведения и в соответствии с предоставленными полномочиями участвуют в формировании и реализации государственной инновационной политики посредством: разработки и принятия нормативно-правовых актов; разработки приоритетов государственной инновационной политики; формирования и выполнения программ или мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики; установления порядка государственной аккредитации для субъектов инновационной деятельности; создания и развития инновационной инфраструктуры; установления порядка финансирования инновационной деятельности за счет средств бюджета, средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов, а также за счет средств, привлеченных под поручительство уполномоченных на то органов государственной власти или организаций; установления для субъектов инновационной деятельности льгот по уплате налогов, сборов, пошлин или иных платежей в бюджет или государственные бюджетные и внебюджетные фонды. 2. Порядок разработки и утверждения приоритетов государственной инновационной политики устанавливает Правительство Российской Федерации. 3. Правительство Российской Федерации осуществляет государственную поддержку инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований с учетом приоритетов государственной инновационной политики.

Статья 6. Формы осуществления государственной поддержки инновационной деятельности

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах: а) финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения; б) финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики; в) нормативное правовое обеспечение развития инновационной деятельности; г) размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности; д) предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики; е) поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности; ж) установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной российскими производителями, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами; з) предоставление в установленном порядке права использования принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности; к) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.

Статья 7. Условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности

1. Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности предоставляется только на период осуществления ими такой деятельности Государственная поддержка предоставляется на срок до достижения окупаемости затрат, но не более, чем на три года с момента начала выпуска или применения, либо при наличии свидетельства о государственной аккредитации. 2. Государственная поддержка организаций с негосударственной формой собственности, осуществляющих инновационную деятельность, по подпунктам "а", "б", "д", "е" и "к" статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляется только на долевой основе и условиях возвратности.

Статья 8. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, предусмотренных соответствующими бюджетами; средств государственных внебюджетных фондов или организаций, в установленном порядке осуществляющих финансирование инновационной деятельности, в том числе иностранных инвесторов или международных финансовых организаций и фондов; средств субъектов инновационной деятельности; других источников, разрешенных действующим законодательством.

Статья 9. Государственное финансирование инновационной деятельности

1. Государственное финансирование инновационной деятельности может осуществляться: органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий; организациями, уполномоченными предоставлять государственную поддержку субъектам инновационной деятельности. 2. Правительство Российской Федерации в соответствии с приоритетами государственной инновационной политики устанавливает федеральным органам исполнительной власти норматив средств, направляемых на осуществление и развитие инновационной деятельности, в размере не менее одного процента общего объема средств, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Статья 10. Государственная аккредитация субъектов инновационной деятельности

1. Субъекты инновационной деятельности могут на добровольной основе проходить государственную аккредитацию. 2. Порядок прохождения государственной аккредитации субъектами инновационной деятельности устанавливает Правительство Российской Федерации. 3. Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации субъекта инновационной деятельности не может являться препятствием осуществления инновационной деятельности.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

 

3. Совершенствование государственного научно-технического и инновационного программирования.

3.1.. Пути повышения эффективности государственного научно-технического и инновационного программирования

Необходимо сделать следующие шаги по формированию эффективной системы национального программирования.

небольшое число (не более 5-6) национальных программ на длительную перспективу (15-20 лет), направленных на решение узловых проблем социально-экономического и инновационно-технологического развития страны, реализацию основных национальных приоритетов; (рис.4)

входящих в состав национальных программ либо автономных национальных проектов по решению конкретных крупных задач в той или иной сфере (социальных, энергоэкологических, инновационно-технологических, территориальных и т.п.).

Национальное программирование получило широкое распространение за рубежом – в США, Западной Европе, Японии, других странах. Современным примером могут служить национальные программы в области водородной энергетики, нанотехнологии, освоения Луны и Марса в США, рамочные научно-технические программы, программа "Эврика" и европейская технологическая платформа Европейского Союза с горизонтом до 2050г. (см. приложение 4), многосторонние программы по Международной космической станции и экспериментальному термоядерному реактору.

Можно предвидеть, что в ближайшее десятилетие, для преодоления кластера сложных проблем переходного периода число национальных и международных программ возрастет, расширится поле их применения и повысится их эффективность как одного из важнейших инструментов государственного и многогосударственного инструментов национального и глобального социально-экономического, инновационно-технологического и энергоэкологического развития.

3.2. Совершенствование государственной политики в сфере научно-технического и инновационного программирования

Общие положения.

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (далее именуются - Основные направления) определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

2. В Основных направлениях применяемые термины используются в следующих значениях:

инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;

наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.

3. Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

4. Инновационная система включает:

воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем:

обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;

формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий.

6. Инновационную систему характеризуют следующие основные показатели:

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;

доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;

доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;

сальдо экспорта-импорта технологий.

7. Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

развитие инфраструктуры инновационной системы;

вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

8. Основные направления развивают положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы

9. Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

10. Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи:

сформировать приоритеты инновационной деятельности;

обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;

обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;

обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

III. Основные направления государственной политики в области развития инновационной системы

11. Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:

создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

формирование инфраструктуры инновационной системы;

создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности

12. Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает:

охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Формирование инфраструктуры инновационной системы

13. Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:

создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;

формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;

развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;

содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.

14. Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.

Создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

15. Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется путем:

координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной деятельности;

комплексного решения задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;

совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.

IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

16. Основные механизмы реализации государственной политики в области развития инновационной системы:

1) формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая:

установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства;

2) переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

3) увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая:

создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;

4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

5) привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;

6) формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем:

расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

7) формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;

8) разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции.

17. Основные меры по реализации государственной политики в области развития инновационной системы:

1) организация мониторинга состояния внутреннего и мирового рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их развития, разработка прогнозов инновационно-технологического развития страны;

2) формирование и развитие системы учета и контроля результатов научно-технической деятельности;

3) развитие государственной поддержки отечественных участников инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной продукции для государственных нужд и размещения государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для предприятий любой формы собственности;

4) развитие условий для стимулирования импортозамещения отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;

5) развитие государственной поддержки экспорта конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами на объекты интеллектуальной собственности;

6) развитие условий для создания государственно-частных партнерств в инновационной деятельности;

7) содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности;

8) совершенствование системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования;

9) создание условий для осуществления долгосрочного кредитования и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих инновационную деятельность;

10) создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности;

11) развитие системы непрерывной подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

12) пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах Российской Федерации;

13) создание системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности по основным индикаторам развития инновационной системы.

18. Реализация Основных направлений должна способствовать осуществлению к 2011 году структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг.

Сформированная инновационная система позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

К 2011 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука - это главное богатство и будущее любой страны.

Производственно-технологический сектор мировой экономики и промышленность, особенно в сфере высоких технологий, становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и "локомотивом" экономического роста. Широкое освоение инновационных технологий на основе передовых научно-технических достижений во всех сферах промышленного производства для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения.

Одной из особенностей развития экономики индустриально развитых стран является стремление обеспечить формирование и реализацию научно-технической и инновационной политики. Ускоренное развитие науки и техники усилило необходимость в разработке комплексных прогнозов национального научно-технического развития. При этом в течение последних лет практически во всех индустриально развитых странах значительно повысилась роль государства в разработке различного ряда прогнозов, формировании научно-технических программ, их финансировании и организационном обеспечении. Такое повышение роли государства в выборе приоритетов научно-технического развития и прогнозного обеспечения проявились в создании в большинстве стран специальных управленческих структур.

Cегодня, как никогда очевидно, что конкурентоспособность экономики государства достигается, когда научно-технический прогресс, новые и высокие технологии становятся приоритетным направлением развития народного хозяйства. Учитывая это, Россия стремится урегулировать научную и инновационную деятельности путём создания правовых, экономических, социальных, организационных и других условий, обеспечивающих создание "под ключ" производств новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения.

Однако не секрет, что множество научных наработок белорусских ученых без эффективного механизма их промышленной и коммерческой реализации легко превращаются из полезного «багажа» в «мертвый груз». Применительно к тому научному заделу, которым располагает отечественная наука, следует признать, что размер этого потенциала гораздо выше, чем эффективность его использования в экономике.

Поднять в короткие сроки огромный пласт проблем и добиться хороших результатов, чрезвычайно трудно. Необходимо совершенствовать законодательство. Но еще более важны два следующих момента. Во-первых, нужно менять мышление, и не только в научной сфере. Во-вторых, люди должны иметь право (и финансовые возможности) на риск и даже на ошибку. Без этого модернизации (изменений) в экономике не будет.

Выдающийся ученый, нобелевский лауреат, А.Эйнштейн отметил: "Проблемы, стоящие перед нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали". Решение наших проблем предлагает неизбежный переход на новый уровень мышления. И чем скорее, тем лучше для страны.

Кроме того, создание благоприятных условий для инвестирования в научные исследования позволит не только модернизировать научно-техническую базу, но и поднять конкурентоспособность российской науки на новый уровень, а выбор приоритетов позволит сконцентрировать ресурсы на тех направлениях научных исследований, где республика имеет определенные заделы и может занять достойное место в системе международного разделения труда. Целевое финансирование по приоритетным направлениям, контроль качества исполнения программ и проектов, а также использования государственных средств позволит в конечном итоге создать те новые производства и отрасли, которые обеспечат устойчивое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: