Кривые безразличия и линия бюджетного ограничения. Потребительское равновесие




Основы теории потребительского выбора

 

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

 

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Насыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ все-гда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит их постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

Кривые безразличия и линия бюджетного ограничения. Потребительское равновесие

 

При изобилии товара его полезность равна 0. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.

В этом случае предельная полезность данного блага будет зависеть не только от его количества, но и от наличия и количества других товаров, особенно являющихся заменителями данного товара (такие товары называют субститутами).

Например, предельная полезность воды как средства для утоления жажды зависит не только от количества имеющейся воды, но и от количества молока, кваса, пива или лимонада в вашем распоряжении. Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтения по отношению к товарам, имеющимся на рынке.

Пример. Допустим, что благо X является напитком, а благо Y - пиццей. Вы решили перекусить в компании своих 3 друзей. Каковы варианты Вашего поведения в процессе выбора этого набора? Вариант 1. Вы рассуждаете о количестве первого и второго продукта. Набор из 1 бутылки напитка и 2 пицц (набор А) слишком мал для вас и ваших друзей. Напротив, набор из 16 бутылок напитка и 10 пицц (набор В) – очень велик. А набор, состоящий из 8 бутылок напитка и 4 пицц (набор С) – это то, что надо. Следовательно, вы как потребитель предпочитаете набор С наборам товаров А, В. Вариант 2. Вы не можете отдать предпочтение тому или иному набору товаров. Вам подходят набор С 1, набор С 2, набор С и др. Это говорит о том, что в данный момент вам безразлично, какой из перечисленных наборов использовать.

Это ситуация графически может быть отражена в виде кривой безразличия (рис. 5.1).

Кривая безразличия (indifference curve) – геометрическое место точек, отражающих те или иные равноценные для данного потребителя наборы из товара «Х » и товара «Y ».

Рис. 5.1. Кривая безразличия.

 

Наборы С, С 1, С 2, лежат на одной кривой безразличия UU. На плоскости можно построить бесчисленное множество непересекающихся кривых безразличия UiUi, отражающих другие сочетания продуктов X и Y. Наборы, лежащие на каждой из этих кривых, равноценны между собой, но наборы, лежащие, например, на кривой UU, не равноценны наборам на кривой U 1 U 1 и наборам на кривой U 2 U 2 (рис. 5.2). Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Рис. 5.2. Карта кривых безразличия.

 

На кривой U 1 U 1 имеются точки, содержащие одновременно большее количество, как товара Х, так и товара Y по сравнению с точкой С на кривой UU. Пример, точка Е. Предполагается, что поведение потребителя «отличается умом и сообразительностью», т.е. обладает свойствами рациональности и последовательности в совершаемых действиях. А значит, потребитель предпочтет каждый набор кривой U 2 U 2 каждому набору кривой U 1 U 1, а каждый набор кривой U 1 U 1 – каждому набору кривой UU. Иначе говоря, вводится аксиома предпочтения.

Аксиома предпочтения. Большее количество товаров, входящих в набор, всегда предпочитается меньшему их количеству, т.е. существует определенная иерархия пред-почтений. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 5.3). Количество блага Х равно 0 Т, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично 0 М есть минимальное необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается, и два блага выступают как независимые друг от друга.

 

Рис. 5.3. Зона замещения.

 

Предельная норма замещения (marginal rate of substitutionMRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Рис. 5.4. Предельная норма замещения.

 

Если на оси абсцисс отложить количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага Y, то отношение – Δ YX или dy / dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на Х (рис. 5.4):

(5.9)

или для непрерывного случая

 

где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

 

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так сокращению одного блага соответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, т.к. равна абсолютному значению угла наклона.

Она выполняет в ординалистской (порядковой) теории полезности те функции, что и предельная полезность в кардиналистской (количественной) теории.

Несомненно, что при прочих равных условиях мы предпочитаем купить всего побольше. А результат упирается в наши возможности. Рынок определяет цены товаров, а наше предпочтение зависит от величины наших доходов. На наши предпочтения накладывается так называемое бюджетное ограничение (budget constraint).

Допустим, что одна бутылка напитка стоит 15 рублей, а цена одной пиццы составляет 30 рублей. Рассмотрим, как ваше предпочтение будет зависеть от ваших доходов.

Предположим, что у вас имеется 240 рублей. Если все свои деньги вы пустите на покупку напитка, то сможете приобрести 16 бутылок (240:15).

Обозначим эту ситуацию на графике точкой М.

Если же вам нужна только пицца, то вы купите 8 штук (240:30). Эту ситуацию обозначим точкой К. Линия, соединяющая точки М и К, представляет собой бюджетное ограничение (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Точка равновесия

 

Естественно предположить, что при данном уровне собственного дохода и при данном уровне цен мы предпочитаем максимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного набора, а, следовательно, стремимся оказаться на максимально высокой кривой безразличия.

На нашем графике бюджетная линия пересекается с кривой безразличия UU только в од- ной точке С, которая называется точкой равновесия. Точка равновесия отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе, т.к.:

1) точки на более высоких кривых безразличия недостижимы при данном бюджетном ограничении;

2) другие точки на линии МК соответствуют более низким кривым безразличия и соответственно воплощают в себе худший, чем на линии UU, набор товаров.

Правило. При предложенном рынком уровне цен задается бюджетное ограничение каждого потребителя, которое в сочетании с его порядком предпочтений определяет уровень его приобретений товаров и услуг, имеющихся на рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: