Какова же, однако, продолжительность месяца, и как определить в какой именно день начинается новый месяц?




Ход конференции

Ведущий

Эйнштейн сказал: время – относительно. И перевернул все представления о прошлом, настоящем и будущем. По нынешней теории, человечество как бы плывет по течению извилистой реки и наблюдает вокруг только настоящее. Однако некоторые ученые утверждают, что прошлое и будущее, скрытое за поворотами, не исчезает, а продолжает существовать.

Что же такое время?

 

Выступление 1

Правильный ответ на вопрос о сущности времени был найден еще древнегреческими философами-материалистами. Вот как изложил сущность их взглядов на природу времени в своей поэме «О природе вещей» римский поэт Лукреций Кар, живший в I в. до н. э.

 

«Так же и времени нет самого по себе, но предметы

Сами ведут к ощущению того, что в веках совершилось,

Что происходит теперь и что воспоследует позже.

И неизбежно признать, что никем ощущаться не может

Время само по себе, вне движения тел и покоя».

 

Ньютон в своих трудах сделал попытку внести в науку понятие абсолютного времени. Он писал: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Сегодня физики считают, что ближе к пониманию природы времени были древнегреческие философы-математики, чем Ньютон. Абсолютное время может существовать только лишь в воображении людей, при любых измерениях времени по необходимости приходится обращаться к совокупности физических явлений, последовательно сменяющих друг друга.

Время как физическая величина обладает рядом особенностей, в силу которых методы его измерения отличаются от методов измерения других величин. Любой промежуток времени можно измерить лишь один раз, только тогда, когда он протекает. Повторить измерения, как это делают,

например, при измерении длины, нельзя, так как вернуться в прошлое невозможно.

Сутки – естественная единица времени. В единицах измерения времени не было такого разнообразия, как в единицах длины. Уже в глубокой древности периодическая смена дня и ночи служила мерой измерения времени у всех народов. «День и ночь – сутки прочь», - говорится в пословице.

День от восхода до захода солнца разные народы делили по-разному. Персы делили день на пять частей, древние египтяне на 12 равных промежутков. Мы сейчас пользуемся системой счета времени, которая была создана еще в древнем Вавилоне. Там делили сутки на 24 часа, час – на 60 минут.

Видимое движение Солнца и звезд вокруг Земли, как известно, происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси. Следовательно, при выборе суток в качестве единицы измерения времени длительность одного такого оборота и принята за единицу измерения времени.

Естественная единица измерения времени – сутки часто оказывается слишком большой для практических целей, поэтому в качестве основной единицы измерения времени выбрана секунда – 1/86400 часть суток.

 

Ведущий

Сейчас мы осуществим путешествие в прошлое и проследим, как люди научились измерять время, как исторически усовершенствовалось это умение.

Первобытный человек не знал, почему после дня наступает ночь, а на смену ночи опять приходит день. Прошло много веков, пока человек установил меру времени – месяц, с которого началось создание древнего календаря. На протяжении тысячелетий у разных народов и в разное время создавались различные календари, но чаще всего встречаются календари лунные, лунно-солнечные и солнечные.

По лунному календарю год состоит из 12 месяцев. Месяц содержит 29 или 30 суток, то есть начинается всегда во время нового месяца, а время от одного серпа до другого составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 28 секунд, то есть первое число каждого месяца совпадает с появлением нового серпа Луны на небе.

 

Выступление 2

Чтоб не пропустить появление молодого месяца, жрецы поднимались на высокие башни и, заметив его появление в виде тонкого серпика, через громкие трубы оповещали об этом людей. Глашатаи, по указанию жрецов, громко выкрикивали, что появился новорожденный месяц, что начинаются календы – первое число нового месяца. В календы каждый должник должен был возвращать долги. Их записывали в специальную книгу – календариум. От этого слова и пошло название «календарь».

Лунный год содержит 354 или 355 дней, он короче солнечного на 11 суток, и поэтому по лунному календарю начало года может приходиться на любое время года.

Лунный месяц делился на 4 недели, содержащих 7 – 8 дней, и это всех устраивало, так как на то время в большой точности не было необходимости.

 

У греков, халдеев и китайцев календарь был лунно-солнечным. В нем, как и в лунном, 12 месяцев. Каждый месяц так же содержит 29 или 30 дней, но, чтобы даты календаря соответствовали движению Солнца, в этом календаре введены високосные года, которые отличаются от обычных наличием 13-го месяца, имеющего тридцать дней. Таким образом, в лунно-солнечном календаре месяцы считали по Луне, а год – по Солнцу. Такой двойной счет усложнял календарь, и от него вынуждены были отказаться. Несмотря на это в некоторых мусульманских государствах до сих пор сохранился лунно-солнечный календарь.

Служители культа в этих странах до сих пор сигналами (ударами в барабан) торжественно сообщают о рождении нового Месяца, а на мечетях и гербах этих государств изображают лунный серп.

 

Третий вид календаря – солнечный. Он более удобный, чем лунный и лунно-солнечный. Им пользуется большинство государств.

Еще за 5000 лет до нашей эры египтяне заменили лунный календарь на солнечный. По солнечному календарю у египтян начало половодья Нила совпадает с появлением Сириуса. А эту звезду можно видеть в начале июля. Египетский календарь насчитывал 365 суток, 12 месяцев по 30 дней, а в конце года египтяне добавляли еще 5 дней – «в честь рождения богов».

Дни недели в Египте назывались в честь планет: воскресенье – день Солнца, понедельник – день Луны, вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна.

Египтяне установили, что год составляет не ровно 365, а 365 ¼ суток, то есть за 4 года набегают целые сутки, однако жрецы не позволили изменить календарь и, как и раньше, год составлял 365 суток, а новогодний праздник двигался все дальше от начала нильского половодья, и Новый год «путешествовал» по всем дням календаря.

Выступление 3

Странный календарь был в Древнем Риме. Год состоял из 12 месяцев и начинался с марта. Первый месяц (март) – начало посева – посвящался богу войны Марсу (Мартиус). Второй месяц (апрель) получил свое название от слова «аперире» – «открывать», так как в апреле на деревьях распускаются почки. Третий и четвертый месяцы (май, июнь) названы именами богинь возрождения и расцвета природы – Майи и плодородия – Юноны. Следующие 6 месяцев были порядковыми числительными. Одиннадцатый месяц (январь) назван в честь бога с двумя лицами – Януса, охраняющего все входы и выходы городов и домов (его часто изображали с ключом в руке). Двенадцатый месяц (февраль) носил имя бога подземного царства – Фебруариуса – и был посвящен памяти умерших и раскаянию в грехах. Этот месяц содержал 28 суток; все остальные 11 месяцев – 29 или 31 день, так как нечетное количество дней считалось счастливым.

Календарь древних римлян насчитывал 355 дней, то есть заканчивался на 10 ¼ суток раньше, чем по Солнцу. Поэтому жрецы решили через год добавлять один месяц из 22 или 23 дней. Но нужно было сохранить 12 месяцев, поэтому жрецы вставляли эти дни в последний месяц (фебруариус) после 23 числа, то есть до 24 числа был фебруариус, а дальше – эти 22 – 23 дня дополнительного месяца (Марцедониуса), а потом опять 24-е число фебруариуса включительно до 28-го его числа. Однако теперь в каждом году из четырех появился один лишний день, и если раньше календарь был слишком коротким, то теперь он стал слишком длинным. За 30 лет по одним суткам – будет месяц.

 

Давно уже назревшую реформу римского календаря осуществил знаменитый полководец Гай Юлий Цезарь.В 46 году до н.э. он захватил верховную власть в Римском государстве и поручил группе александрийских ученых под руководством египетского астронома Созигена переделать римский календарь по примеру египетского.

По реформе начало года было перенесено с марта на январь. Год состоял из 365 дней, за 4 года набегал лишний день, который добавляли как 366-й к февралю. После этой реформы одни месяцы содержали по 30 дней, другие по 31, а февраль в простом году насчитывал 29 суток, а в високосном – 30.

В 44 году до н.э., после смерти Юлия Цезаря, седьмой месяц в честь покойного императора стал называться Юлий.

Когда в 8 году н.э. император Август возвращался из удачного похода, сенат решил в его честь восьмой месяц назвать августом, но в августе было только 30 суток, а в юлии – 31. Чтоб не обидеть императора Августа, было решено, что август будет иметь 31 день. Но у какого месяца взять этот день, чтоб не прогневить богов, в честь которых названы месяцы?

Решили этот один день одолжить у фебруариуса (февраля), так как он посвящался памяти умерших, а они «обижаться не будут». С тех пор в феврале в простой год 28 дней, а в високосный – 29.

 

Выступление 4

Календарь Созигена, названный в честь Цезаря юлианским, начал свое существование в 46 году до н.э. Это тот самый календарь, который теперь называется «старым стилем». Александрийский астроном Созиген знал, что составленный им календарь несколько длиннее солнечного года (на 11 минут 14 секунд), но он решил пренебречь этой небольшой разницей, хотя из нее через 128 лет могут образоваться сутки.

Жрецов очень беспокоило, что по юлианскому календарю праздник пасхи, а также другие праздники и посты смещались к лету. Неудобно праздновать пасху, опаздывая на месяц после настоящего начала весны, так как весенний расцвет природы символизирует ежегодное воскресение умерших богов, в том числе и Христа. Чего доброго, люди и совсем разуверятся в воскресении Христа, что недопустимо. Поэтому церковные соборы и римские папы не раз обговаривали вопрос об исправлении юлианского календаря.

В 1582 году папа римский Григорий ХІІІ созвал комиссию из астрономов и представителей церкви. Было решено сотые года, которые не делятся без остатка

на 400, считать простыми. При таком способе за 400 лет (с 1600-го по 2000-й) из юлианского календаря будут убраны трое лишних суток, а 2000-й год опять будет високосным. Григорий ХІІІ приказал считать, что после 4 октября 1582 года наступает не 5 октября, а сразу 15-е.

Новый календарь стал называться григорианским. Постепенно его ввели почти во всех государствах. В России предложение Петра І перейти на григорианский календарь натолкнулось на большое сопротивление со стороны духовенства, которое боялось, что реформа календаря приведет к ослаблению веры в авторитет церковной власти.

Теперь из далеких путешествий вернемся на родину. На Руси соответственно юлианскому календарю была семидневная неделя, которая называлась седмица, но дни недели имели свои собственные названия: воскресение (неделя) – день отдыха, когда «нет дела»; понедельник – первый день «по» (после) недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый, пятница – пятый день недели. Суббота получила название от еврейского слова «шабот» - конец делам. И сейчас часто говорят «шабаш», то есть «дело окончено».

Месяцы на Руси в древности называли не именами богов или императоров, а по сезонным явлениям природы.

Новый год отмечали 1-го сентября до тех пор, пока в 1700 году Петр І ни выдал указ праздновать Новый год 1-го января. Чтобы приспособить народ к новому обычаю, Петр велел украшать дома сосновыми и еловыми ветками и поздравлять друг друга с Новым годом именно 1-го января и «на Красной площади огненные потехи зажигать, а на знатных дворах из пушек стрелять и ракеты пускать, а ночами с 1-го по 7-е число иллюминацию-огни зажигать».

Утром 1 января 1700 года на Красной площади сам царь командовал военным парадом. Возле ворот Кремля было организовано угощение для народа (бочки с пивом и горы калачей). А вечером в Кремлевском дворце был устроен бал.

Поклонники старых порядков (духовенство и бояре) встретили эту реформу враждебно, а народ к ней постепенно привык.

 

Ведущий (Выступление 5)

В России календарь отставал от западноевропейского на 13 дней. Это мешало торговле, транспорту, почте и другим видам связи России с западными государствами.

Только при советской власти, 24 января 1918 года, В.И.Ленин подписал декрет о введении западноевропейского календаря. В этом декрете говорилось, что после 31 января следует считать не 1-е, а 14-е февраля.

Действующий ныне календарь также имеет недостатки: месяцы и кварталы имеют разное количество дней, одинаковые числа месяцев и праздники приходятся на различные дни недели и т.д.

Жизнь подсказывает, что нужна реформа календаря. Когда-то в Лиге наций был создан специальный комитет, который должен был подготовить реформу календаря. Комитет рассмотрел сотни проектов изменений в календаре и из них выделил два, достойных внимания.

По первому проекту год состоит из 13 месяцев по 28 суток, то есть по четыре недели. Каждый месяц начинается с воскресенья и заканчивается субботой. Праздники попадают на одни и те же дни недели, а дни недели совпадают с определенными днями месяца. Один или два дня (в високосном году), которых не хватает, предлагается оставить «без числа». Один день идет после 28 числа последнего месяца и начинает календарь, а другой – после 28 июня. Но по этому календарю неудобно делить год на полугодия и кварталы, так как 13 месяцев не удобно делить на 2 или на 4.

По второму проекту год состоит из 12 месяцев. Все 4 квартала содержат по 91 дню, то есть по 13 недель. Первый месяц квартала начинается с воскресенья и насчитывает 31 день, а остальные – по 30 дней. Тогда первый месяц квартала содержит 5 недель, а другие – по 4. Год состоит из 364 дней. День (или два), которого недостает до года, остается без числа и в дни недели также не входит: это День мира и дружбы народов, он наступает после 30-го декабря, а в високосном году один день (праздничный) добавляется после 30 июня. По этому календарю все месяцы года содержат по 26 рабочих дней, а при пятидневной рабочей неделе – 21 – 22 рабочих дня. Интересно, что в этом календаре ни один из наших праздников не приходится на субботу или воскресенье.

В 1954 году Секретариат ООН одобрил проект №2, и новый Всемирный календарь предполагалось ввести с 1 января 1956 года. Множество государств, в том числе и СССР, были согласны с изменением календаря, но правительства США и Англии решили, что предложенный проект непригоден из религиозных соображений.

Представление людей о времени эволюционировало.

В 1905 году Альберт Эйнштейн выдвинул гипотезу, согласно которой в пределах Вселенной время не одинаково. Для чего-то или кого-то, движущегося быстрее, время замедляется, по меньшей мере, с точки зрения постороннего наблюдателя.

А вот путешествие в прошлое, по всей вероятности, невозможно. Будущее, согласно взглядам Эйнштейна, в определенной мере достижимо.

 

Какие теории по перемещению во времени существуют в наши дни?

 

Наши ученые предлагают более надежные и реалистичные идеи по созданию способа перемещения во времени.

Сенсационной заявление сделал астрофизик Красников на недавно прошедшей научной конференции в Лондоне. Оказывается, еще со времени зарождения вселенной в результате «Большого взрыва» в космосе возникли естественные тоннели – как бы «ходы кротов», с помощью которых можно путешествовать во времени. Могут они возникать там, где пространство сильно изогнуто. Например, где существуют «черные дыры». Через эти-то пространственно-временные коридоры и можно за минуты слетать в прошлое или будущее. Своими расчетами Красников доказывает: «ходы» могут быть настолько большими, что позволят космическим кораблям почти мгновенно перемещаться сквозь пространство и время. Выводы ученого основаны на квантовой теории и общей теории относительности Эйнштейна.

 

Что такое «кротовый ход»?

 

На листе бумаге сверху отметьте точкой положение Земли. В нижней части листа поставьте другую отметку. Пусть это будет некое место в космосе на расстоянии нескольких световых лет. А теперь скатайте бумажный лист так, чтобы обе точки соприкоснулись. Путь стал намного короче. Завершите эксперимент, проделав в бумажном листе два отверстия. Это и есть тот самый «ход».

 

Дело теперь за «малым», - остается найти эти туннели, которые писатели-фантасты называют «звездными вратами». Или – построить. Так же как туннель сквозь горный хребет, который короче объездной дороги. Только в данном случае придется прибегнуть к ускорителям элементарных частиц, создав «воронку» в пространстве. И увеличивать ее до приемлемых размеров, используя энергетические поля, схожие с теми, которые заставили космос мгновенно расшириться сразу после «Большого взрыва».

Затем необходимо укрепить стенки туннеля «экзотической материей», как ее называют ученые. Это квантовое электромагнитное поле с отрицательной энергией. Такую «материю» уже удавалось получить в лабораторных условиях. Правда, пока «слабенькую». Но через год-два ученые надеются получить более стабильные результаты. «Экзоматерия», выдерживающая давление в миллиарды миллиардов атмосфер, будет препятствовать стремлению туннеля сжаться в точку и стать «черной дырой» только с одним входом – без выхода.

Чтобы приспособить туннель для путешествий в пространстве, надо будет один вход расположить у земли, а второй отбуксировать к нужной звезде с помощью специального межзвездного корабля. Тогда, согласно теории Эйнштейна, возникнет парадокс: если для космонавтов на корабле путешествие займет, например, год, то на Земле за это время пройдет 10 000 лет. Вот тут-то и выручит «кротовина». Вместо того чтобы год тащиться обратно, корабль нырнет в отбуксированный им же туннель и вынырнет с его другого конца рядом с Землей. Для земного наблюдателя корабль вернется в обратную точку (к Земле) через мгновение после старта. «Кротовина» будет работать и как машина времени, и как самое скоростное средство для перемещения в пространстве.

 

Начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с изменением времени, отмечал историк Г. Дильс.

 

Астрономия была первой наукой о времени. Вместе с астрономией развивалась гномоника – наука о часах. (Гномон – указатель перемещения тени Солнца, по длине и направлению которой измерялось время.)

Немыми памятниками, свидетельствующими о наличии практического интереса к астрономическим знаниям у людей позднего каменного и начала бронзового века (XX в. до н. э.), являются мегалитические, или крупнокаменные, постройки, ориентированные по Солнцу и Луне.

Среди них наибольшей известностью пользуются мегалитическое сооружение, расположенное на равнине в 13 км от г. Солсбери (Англия). Оно известно под названием Стоунхендж, имеющий такую древность, и сегодня продолжает будоражить мысль ученых, как одно из удивительных достижений техники и науки в эпоху первобытнообщинного строя.

Создание его совпало по времени с расцветом минойской цивилизации. Никакое другое мегалитическое сооружение Европы не насчитывает столько шлифованных камней. Если смотреть на Стоунхендж с земли, нельзя заметить никакого порядка. Он внушителен только тогда, когда его обозревать в плане сверху.

В центре сооружения имеется огромный круг диаметром 38 м, состоящий из 30 голубых камней-монолитов высотой 5 м, между которыми можно видеть горизонт и с удивительной точностью вести календарный счет дням.

Другой круг, расположенный концентрически с первым, состоял из 56 лунок. Лунка служила для отсчета лет (по лунке на каждый год). Число 56 – это наименьшее число лет, за которое Луна завершает цикл своего движения по небосводу.

 

А сейчас вы узнаете еще о некоторых интересных способах летоисчисления.

 

Выступление 6

Летоисчисление по олимпийским играм

Во второй половине III века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии, которое ими и начиналось.
В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счёт лет, как говорится, "задним числом" были распространены на те давние времена, когда фактически они ещё не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н. э. по юлианскому календарю.
В VII веке до н. э. в Малой Азии, разделённые рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооружённый конфликт.
"Пять лет, - по Геродоту, - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы... И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь... Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир".
Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н. э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.
Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге "Жизнь Никия" упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчётам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н. э.
Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н. э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263 - 338 гг.). В своей "Хронике", начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.
В 394 году н. э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Эра Августа

Как уже говорилось, существует мнение, что слово "aera" ("эра") составлено из первых букв сочетания "ab exordio regni Augusti". Хотя римским сенатом "за мужество, милосердие, справедливость и благочестие" Император Цезарь был провозглашён "возвеличенным богами" в 27 году до н. э., фактически счёт лет от начала правления Августа вёлся от 1 августа 43 года до н. э., то есть 711 года от основания Рима, когда преемник божественного Юлия стал консулом.
Вскоре после знаменитой морской битвы при мысе Акциум, которая произошла 2 сентября 31 года до н. э. и принесла Октавиану окончательную победу над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой VII, под владычество римлян подпала и страна Нила. И здесь счёт лет стали вести от воцарения Августа в Египте. За начало эры было принято 1 августа 30 года до н. э., когда император посетил Александрию. Позднее - в 26 году до н. э. - при проведении календарной реформы и сам египетский календарь был заменён так называемым стабильным александрийским с началом года и эры 29 августа и иной системой високоса, чем в календаре юлианском.
В качестве примера датировки с использованием изложенного приведём по случаю следующий:
Гай Октавий Фурин, после убийства в 44 году до н. э. Цезаря - как его приёмный сын - именовавшийся Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 года до н. э. - Император Цезарь, с 28 года до н. э. - принцепс, то есть первоприсутствующий в сенате (princeps senatus), с 27 года до н. э. - Император Цезарь Август, сын божественного (Юлия), со 2 года до н. э. - "отец Отечества" ("Сенат в согласии с римским народом приветствует тебя отцом Отечества" (pater patriae)!), но отказавшийся принять царский титул и имя Р о м у л, восходящее к основателю Рима и первому римскому царю, родился перед восходом Солнца за девять дней до октябрьских календ 691 года от основания Рима, в консульство Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, философа, политического и общественного деятеля, "отца Отечества", вероятно, первым, ранее самого Цезаря получившего это почётное титулование (если не считать консула и диктатора Марка Фурия Камилла, который благодарными римлянами был почтён именованием "отца Отечества" в 390 году до н. э.), и Гая Антония Гибриды, то есть 23 сентября 63 года до н. э. по юлианскому календарю; скончался в возрасте около 77 лет в девятом часу дня в четырнадцатый день до сентябрьских календ 767 года от основания Рима, в консульство Секста Помпея (сына знаменитого триумвира и союзника, а затем врага Цезаря) и Секста Аппулея, то есть 19 августа 14 года н. э. по юлианскому календарю.

 

Выступление 7

Еврейский календарь

Полагают, что действующее в настоящее время определение еврейского календаря дано главой Сангедрина (или Синедриона - верховный религиозный суд) Хиллелем II приблизительно в 359 г. Однако оригинальные детали его календаря плохо известны.

Еврейский календарь используется в религиозных целях евреями по всему миру, и он является официальным календарем в Израиле.

Еврейский календарь - это одновременно и солнечный, и лунный календарь, то есть в нем годы должны совпадать с тропическим годом, а месяцы - с синодическим месяцем. Это трудная задача, поэтому правила еврейского календаря весьма сложны.

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели. Но наиболее резкое отличие Еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. А именно: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному. Например, Юлианский календарь имеет четырехлетний цикл, в течении которого для согласования календарного и истинного солнечного годов вводится один дополнительный день; Григорианский календарь имеет период 400 лет (4х 100, т.к. годы 1700,1800, 1900 - невисокосные, а 1600 и 2000 - високосные). Из лунных календарей, например, Турецкий имеет цикл 8 лет, а арабский - 30 лет. В отличие от всего этого, Еврейский календарь вообще непериодический, он основан не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях.

Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается. Как же возник такой сложный календарь и чем эта сложность обьясняется?

Ответ на этот вопрос мы можем найти, если прочитаем два стиха из Торы, в которых говорится о календаре.

(Исход 12:2): "Месяц этот вам начало месяцев, первый он вам из месяцев года".

(Исход 13:4): "Сегодня вы выходите в месяц весенний".

Оба относятся к тому самому месяцу, в который Евреи вышли из Египта и в который мы с тех пор ежегодно празднуем Песах, к месяцу Нисан. Из сравнения мы можем заключить, что первый месяц года всегда должен приходиться на весну. Из выражения "месяцев года", употребленного в стихе мы можем заключить также, что в году должно быть целое число месяцев.прим: Сегодня нам привычно, что год содержит целое число месяцев, однако, такое положение изначально вовсе не является самоочевидным - ведь, в отличие от этого, месяц или год не содержат целого числа недель; хотя, например, можно было бы начинать месяц в "ближайшее начало недели после новолуния" и тогда месяц содержал бы 4 или иногда 5 недель; однако, так календарь не устроен, потому что Тора не требует этого. Согласно переданной нам традиции, Тора требует, кроме трех упомянутых выше пунктов, чтобы месяц содержал целое число дней, т.к. в Торе есть выражение "ходеш ямим" = "месяц дней".

Какова же, однако, продолжительность месяца, и как определить в какой именно день начинается новый месяц?

В Торе употреблено в этом месте слово "месяц" - "ходеш" -происходящее от того же корня, что и слово "новый" - "хадаш". Кроме того, выражение "месяц этот", которым начинается первый из приведенных стихов, сообщает нам, согласно Еврейской Традиции, что начало месяца можно определить по некоторому наглядному признаку, на который можно "указать пальцем" (таков основной смысл слова "этот" в Писании). Поэтому новый месяц начинается, когда мы впервые видим новую Луну в лучах вечерней зари - день ведь начинается с вечера, как сказано /Бытие 1:5/ "И был вечер, и было утро - день один".

Итак, месяц должен быть лунным, содержащим целое число начинающихся с вечера суток, а год - согласованным с солнечными сезонами, но содержащим целое число месяцев. Однако, между лунными месяцами и солнечным годом не существует рационального соотношения: один год длится 12,368.. месяцев. Отсюда ясно, что число месяцев в году не может быть постоянно. Точно также не может быть постоянно и число дней в месяце, поскольку месяц содержит в среднем 29 дней 12 часов 44 минуты 2,78 секунды. Эти два соотношения - дней с месяцами и месяцев с годами - и подлежат согласованию.

Следует заметить, что в других календарях, как правило, тоже фигурируют единицы времени, примерно равные лунному месяцу и солнечному году и, по-видимому, ведущие от них свое происхождение. Например, в христианском календаре год солнечный, однако месяц всегда имеет фиксированное число дней и не зависит от луны, т. е. является чисто условным; в мусульманском календаре месяц лунный, а год состоит просто из 12 месяцев, т. е. он условный и не связан с солнцем. В Еврейском же календаре обе эти еденицы времени сохраняют связь с наблюдаемыми явлениями - появлением новой луны и наступлением весны. прим: Такое согласование месяцев с годом есть также и в других календарях и неправильно считать, что в этом самая существенная характеристика Еврейского календаря.

Ведущий

А теперь проследим хронологию и эволюцию различных типов часов.

 

Выступление 8

За много тысячелетий до изобретения современных часов люди пытались измерять время. Для этого использовали свечи, масляные ламп, фитили.

В древнем Китае существовали “часы”, которые были сделаны из пропитанных маслом верёвок, на которых были завязаны узлы. Шнурок горел, когда пламя достигало узла, проходил определённый промежуток времени.

Позднее стали использовать солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по её положению люди определяли время дня.

В домах патрициев Древнего Рима за показаниями солнечных часов следил специальный прислужник, который оповещал о наступлении очередного часа. Существует их портативный вариант: солнечные часы – посох. Из гнезда в трости путник достаёт стержень, вставляет его в отверстие у рукоятки и определяет время по делениям, которые опускаются к основанию.

Известны солнечные часы – перстень: на миниатюрной площадке с делениями, защищённой откидывающейся крышкой – крохотный стерженёк, здесь же компас.

В девяностом году до Н.Э. римский император Август повелел в честь победы над Египтом привезти оттуда гранитный обелиск массой 230 тонн и установить его в Риме. Обелиск высотой около 22 метров стал основой для гигантских солнечных часов с размерами циферблата 170 на 80 метров. Тень обелиска падала на 12 секторов со знаками зодиака, указывая время суток, дату и сезон года. Однако место, на котором были установлены часы, ежегодно заливалось Тибром.

Уже через несколько десятилетий обелиск покосился, и надписи на плитах циферблата стали неясными. Через некоторое время обелиск упал, и память о самых больших часах осталась только в древних рукописях. В 1748 году обелиск нашли и, не подозревая, что это главная деталь часов, поставили его в 200 метрах от прежнего места. Местонахождение часов оставалось загадкой. Профессор Бухнер, опираясь на литературные данные и астрономические расчёты, после 6 лет поисков нашёл, наконец, на глубине 8 метров, в отложениях нанесённых за прошедшие века Тибром, под фундаментом одного из домов плиты, с изображением зодиакального знака Девы. Исходя из этого, уже сравнительно нетрудно было рассчитать и положение других секторов циферблата.

Однако восстановить самые большие часы мира не представляется возможным – для этого пришлось бы снести целый квартал Рима.

Но в пасмурные дни и ночью солнечные часы не работали. Придумали водные часы. Из одного сосуда в другой равномерно по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой поднимался. Такие часы показывали время и днём и ночью – не забывай только воды подливать.
В средние века – появились песочные часы, прикреплённые к дощечке с циферблатом, напоминающий современный. Каждый час служитель переворачивал опустевший стеклянный сосуд и в ручную переводил стрелку на циферблате. Тогда же появляется прибор – предшественник карманных и ручных часов – переносные песочные. Их носили, прикрепив ремнями к ноге ниже колена.

Близ дворца Карла V, короля Испании, в отдельной часовне круглосуточно горела свеча с 24 нанесенными на нее делениями. Сгорая, свеча уменьшалась на одно деление в час, о чем слуги докладывали королю.

В конце IV века появляются первые механические часы, и начинается постоянное состязание в техническом совершенстве сложности прибора: куранты, отбивающие часы, получасы и четверти; системы, воспроизводящие мелодии; механические фигурки, появляющиеся в определенное время у циферблата и разыгрывающие пантомимы.

Появляются миниатюрные часы с деталями в одну десятую грамма и часы-гиганты, у которых вес одной гири достигает 800 килограммов. Вершиной искусства часовых дел мастеров остаются и сегодня не превзойденные по сложности механизмы, такие как часы в Безансоне (Франция) с 75 одновременно действующими циферблатами.

19 век - 1809 г. – Парижский ювелир Нитон, изготавливая подарок к свадьбе пасынка Наполеона Евгения Богарне и Августы Люксембургской, вмонтировал в усыпанный драгоценными камнями браслет миниатюрный часовой механизм. Он и не подозревал, что становится создателем наручных часов. Кстати, в то время его идею не оценили по достоинству: в почете была «луковица» - карманные часы с цепочкой, оснащенные боем, а иногда и репетинией (повторным сигналом времени, который давали нажатием кнопки).

20 век - 1904 г. – мастера Европы изготовили партию наручных часов для продажи в США. Но всю ее, как не нашедшую сбыта, пришлось вернуть в Старый Свет. А всего через несколько лет новинка получила признание у авиаторов. И наручные часы начали свое победное шествие, сегодня они выпускаются миллионами экземпляров ежегодно.

- 1926 г. – первые наручные часы с автоподзаводом выпущены в г. Гренхене.

- 1952 г. – появление первых электрических часов одновременно в США, Франции и Швейцарии.

-1967 г. – в центре электронных часов в г. Невшатель разработаны первые кварцевые наручные часы. В производство запущены в 1970 г.

- 1972 г. – появл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: