Группы 555/Бк
«Специальное (дефектологическое) образование», профиль: специальная психология
на 6 семестр с 25.03.13 по 18.04.13
№ | Предмет | Форма отчета |
1. | Филологические основы дефектологического образования (3ч., посл.) | Экзамен |
2. | Основы математической статистики | Зачет |
3. | Психология лиц с нарушениями зрения | Зачет |
4. | Психология лиц с нарушениями слуха | Зачет |
5. | Психология лиц с нарушениями речи | Зачет |
6. | Психология детей с нарушениями ОДА | Зачет |
7. | Педагогические системы обучения и воспитания детей с ЗПР | Зачет |
8. | Педагогические системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью | Экзамен в 7 сем. |
9. | Педагогические системы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями | Экзамен в 7 сем. |
10. | Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА | Зачет |
11. | Педагогические системы обучения и воспитания детей с эмоционально-волевыми нарушениями | Зачет |
12. | Установочная конференция по практике №1 (Ознакомительная) |
Межсессионные задания по курсу «Основы математической статистики»
Для заочного отделения
Темы:
1) Предмет и история математической статистики
2) Вероятность, исчисление вероятностей
3) Случайная величина, закон распределения случайной величины
4) Измерительные шкалы в психологии и педагогике
5) Меры связи между случайными величинами
6) Регрессионный и корреляционный анализ
7) Факторный и кластерный анализ
8) Теория статистического вывода, статистические критерии
9) Непараметрические статистические критерии
10) Автоматизация статистических методов
1. Рекомендуемая литература (основная):
1) Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: Наука, 1987. – 463 с.
2) Сидоренко Е. Н. Обработка данных в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 321 с.
3) Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: ЛГУ, 1998. – 512 с.
4)Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 г.
5)Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. Учебное пособие по курсу прикладной статистики. М. 2002г.
2.Рекомендуемая литература (дополнительная):
1) Боровиков В.П. боровиков И.П. Statistica – Статистический анализ и обработка данных в среде Windows/М.,1997.
2)Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: Братство, 1994. – 364 с.
3) Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: Перев. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 198 с.
4)Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. Финансы и статистика. 1989г.
«Психология лиц с нарушениями зрения»
В межсессионный период студенты могут ознакомиться с содержанием одного из представленных учебников или учебных пособий, раскрывающих тематическое содержание курса:
1. Понятие о медико-психолого-педагогической классификации лиц с нарушениями зрения.
1. Выготский Л.С. Слепой ребенок. Собр. соч. т. 5., М., 1983
2. Земцова М.И. (ред.) Дети с глубокими нарушениями зрения. М., 1967 гл. 1-3.
3. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Ленинград, 1973, гл. 1-3
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998, гл.1-2
5. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998 стр. 4-12
6. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушением. (перевод с англ.) СПб., 1996.
7. Никулина Г.В. и др. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб., 1999
2. Проблема системных отклонений и компенсации в психологии лиц с нарушенным зрением
1. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. собр. соч. т. 5, М., 1983
2. Земцова М.И. (ред.) Пути компенсации слепоты. М., 1956, гл. 1-3.
3. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Ленинград, 1973, гл. 3
4. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980, гл. 1
5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000
3. Развитие личности в условиях зрительной депривации.
1. Головина Т.П., Никулина Г.В. Взаимосвязь самооценки и отношения к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению. В кн.: Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания, реабилитации слепых и слабослышащих. М., 1995, стр. 128-138.
2. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. В кн.: Психологические особенности слепых и слабослышащих школьников. Ленинград, 1981
3. Литвах. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
4. Первова И.Л. Проявление личностных особенностей у слабовидящих школьников. В кн. Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1991.
5. Стернина Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе. В кн. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих Ленинград, 1981, стр.5-13.
6. Украинская Е.М. Развитие самооценки в ученой деятельности слабовидящих школьников. В кн. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих Ленинград, 1981, стр. 25-41
7. Демьянов Ю.Г., Сорокин В.М. и др. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность в отношении к дефекту у ослепших. М., 1992
4. Проблема общения и межличностные отношения при нарушениях зрения.
1. Боброва В.Е. Коммуникативная деятельность СПб, Образование, 1995, стр. 51-68, 95.
2. Головина Т.П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушениями человека. В кн.: Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1987, стр.29-38
3. Бараш Б. А., Головина Т.П., Демьянов Ю.Г. и др. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. М., 1991
4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.- Верхняя Пышма, 1997.
5. Заорска М. Овладение слабовидящими младшими школьниками средствами общения. В кн.: Психологические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими. Ленинград, 1991
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998
7. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.
5. Деятельность и ее роль в компенсации дефектов зрения.
1. Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным действием с игрушками. В кн.: Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии. СПб., 1997.
2. Головина Т.П. К вопросу об управлении умственной деятельностью слабовидящих школьников при решении задач. В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Ленинград, 1982.
3. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей. М. 2000
4. Литвах. А.Г. Тифлопсихология. М., 1985, гл. 5.
5. Солнцева Л.М. Особенности игровой деятельности слепых детей. Дефектология. 1985, гл. 5
6. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998.
6. Особенности познавательной деятельности при зрительной депривации.
1. Головина Т.П. Формирование математических понятий у слабовидящих школьников при решении задач. В кн.: Вопросы обучения слепых и слабовидящих. Ленинград, 1989.
2. Григорьева Л.П. Психодиагностические исследования зрительных функций нормального видящих и слабовидящих школьников.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998
4. Нарышкина Е.С. Возрастные и индивидуальные особенности типов памяти у слепых и слабовидящих младших школьников. В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Ленинград, 1975
5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1998
6. Сеченов И.М. Осязание как средство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947
7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000
8. Сорокин В.М. Краткий анализ проблемы креативности в тифлопсихологии. В кн.: Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Ленинград, 1983.
7. Абилитация, реабилитация и интеграция лиц с тяжелыми нарушениями зрения.
1. Головина Т.П., Стернина Э.М. Критерии оценки положения слепых в семье в модели реабилитированности. Дефектология №1 1993
2. Кондратов А.М. (ред.) Проблемы социальной реабилитации слепых. М., 1990
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998
4. Нетылькин А.И., Ермолович З.Г. (ред.) Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Минск, 1991
5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения М., 1998
6. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000
7. Феоктистова В.А. (ред.) Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. М., 1993.
«Психология лиц с нарушением слуха»
ТЕМЫ:
Общие закономерности развития психики детей с нарушением слуха и нормально слышащих.
Сложная структура первичных и системных отклонений в развитии психики детей со слуховой депривацией.
Общие и специфические особенности сенсорной организации ребенка со слуховой депривацией.
Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха.
Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха.
Общие закономерности развития эмоций и чувств у детей с нарушением слуха и нормально слышащих.
Развитие основных видов речи - устной и письменной.
Общие и специфические закономерности развития мышления у детей с нарушением слуха.
Особенности воображения глухих и слабослышащих детей.
Основная литература:
1. Специальная психология./Под ред. В. И. Лубовского. М.:2004г.
2. И. А. Михаленкова. Практикум по психологии лиц с нарушением слуха.СПб.2002г.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.:2002г.
4. Литература по темам представлена в книге «Практикум по психологии лиц с нарушением слуха».
«Психология лиц с нарушениями речи»
Познакомиться с содержанием учебного пособия по данной теме (на выбор):
· Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.· Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005.· Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006.
На основании знакомства с учебной и научной литературой, а также используя дефектологический, психологический словарь и словарь логопеда, дать определение понятиям: логопатопсихология, логопедия, олигофренопсихология,
Сурдопсихология, тифлопсихология; первичный дефект, вторичный дефект; дислалия, дизартрия, заикание, дисграфия, дислексия, алалия, афазия; сенсорные функции, оптико-пространственные представления, восприятие, внимание, память, мышление, моторика, познавательная деятельность, игровая деятельность; агнозия, апраксия.
«Психология лиц с нарушениями ОДА»
Основные темы
1. Механизмы двигательных нарушений при ДЦП, особенности моторного развития детей с ДЦП.
2. Особенности сенсорных нарушений у детей с ДЦП, основные направления коррекционной работы.
3. Нарушения речи у детей с ДЦП, особенности дизартрий при различных формах ДЦП.
4. Современные методы восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП.
5. Особенности психического развития детей с ДЦП (влияние неблагоприятных факторов: экзогенных и эндогенных)
6. Основные типы семейного воспитания детей с ДЦП: гипопротекция, гиперпротекция.
7. Реакция семьи на рождение больного ребенка – основные этапы реагирования, направления семейной психотерапии
8. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
9. Неврозы и невротические реакции детей с ДЦП (причины, уровни реагирования, проявления)
Особенности личности детей с ДЦП
11. Страхи и неврозы у детей с ДЦП.
12. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП.
13. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом.
14. Социальная реабилитация детей с ДЦП.
15. Особенности психокоррекции детей с ДЦП.
Рекомендуемая литература
1. Абрамович-Лехтман Р.Я.. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральным параличом. Л. 1966
2. Акош К, Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ. С Вишневской, М, 1994
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом – М., 1989
4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. /Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983
5. Балалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи – Киев, 1988
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. М. 1994.
7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983
8. Горинова З.В., Егорова Т.Д.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.
9. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб, 1997
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастрюкова Е.М.. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1993.
11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. оспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1994
12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах – Киев, 1987
13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985
14. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом /Под ред. К.А. Семеновой и др. – М. – СПб, 1988
15. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. И.А. Смирновой. – СПб.: ИСПиП. 2000
16. Лебединский В.В.. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.
17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М, 2000
18. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. М. 2001.
19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2000
20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996
21. Мамайчук И.И. Психология дисонтогенеза – СПб, 2000
22. Мамайчук И.И.. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.
23. Мардахаева Л.В.. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Курск 2001.
24. Мастюкова Е.М. и др. Нарушения речи у детей с церебральным параличом – М., 1985
25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1991
26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Е.М. Мастрюковой и др. – М, 1984
27. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой и др. – М., 1989
28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж. 1996
29. Семенова К.А.. Детский церебральный паралич. М 1998.
30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М, 2000
31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
32. Степанова Г.А., Кулькова Е.Я.. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.
33. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ. 1999, 64 с.
34. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю.. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и ОДА. М. 1998.
35. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – СПб., 2001
36. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – хрестоматия, СПб., 2003
37. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование. 1995