Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности




 

Аудиторская деятельность регулируется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Мы выделили шесть уровней нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.

К первому уровню относятся законы, нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, договорные отношения между аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, аудируемыми лицами, третьими лицами. Среди нормативных актов данного уровня охарактеризуем два ключевых федеральных закона: Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и Федеральный Закон "О Саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С принятием данного закона было отменено лицензирование аудиторской деятельности и осуществлен переход к новой системе саморегулирования. В законе были впервые разграничены понятия «аудит» и "аудиторская деятельность".

В Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ приведен перечень сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, определен статус саморегулируемых аудиторских объединений (далее СРО аудиторов или СРОА) и требования как к ним самим, так и к членству в них для субъектов аудиторской деятельности, определены требования к претендентам на получение квалификационного аттестата, требования к аудиторским организациям, порядок проведения контроля качества, критерии обязательного аудита, права и обязанности, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг, уточнен порядок государственного регулирования, определены требования для саморегулируемых аудиторских организаций аудиторов (СРОА) и их членов, порядок ведения реестра аудиторских организаций и аудиторов, меры дисциплинарного иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов.и другие основополагающие нормы аудиторской деятельности.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Понятие саморегулируемой организации (СРО) приведено в п. 1 ст. 3 Федерального Закона "О саморегулируемых организация" от 01.12.2007 № 315- ФЗ(далее Закон № 135-ФЗ). СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных названным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

 

Принято выделять три модели регулирования аудиторской деятельностью: государственное регулирование, смешенное регулирование и саморегулирование. Но фактически в мировой практике исторически сформировались две модели регулирования: государственная и общественно-государственная. У каждой модели есть свои сторонники и противники.

Требования к СРОА аудиторов сформулированы в п.3. ст. 17 Закона № 307-ФЗ.

По состоянию на 1 июля 2018 г. в Российской Федерации официально аккредитованы 2 СРО аудиторов: Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» и Саморегулируемая организация аудиторов "Российский союз аудиторов"

Одной из ключевых задач СРОА является организация и проведение в отношении своих членов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов) внешнего контроля качества работы.

Второй уровень регулирования представлен нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок аттестации аудиторов.

Требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора содержаться в Законе № 307-ФЗ.Аттестацию будущих аудиторов проводит а втономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК»), основной задачей которой является проведение квалификационных экзаменов по проверке квалификации лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата. Ниже представлены некоторые нормативные акты, регулирующие порядок аттестации аудиторов.

Приказ АНО «ЕАК» от 01.03.2018 № 26/1 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания платы за прием квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»

Приказ Единой Аттестационной комиссии от 13 февраля 2018 года № 21 «Об утверждении Регламента о порядке выплаты Гранта Института профессиональных аудиторов (НП «ИПАР») на поддержку профессионального образования аудиторов и Альбома форм запросов, уведомлений и иных документов»

Приказ Единой Аттестационной комиссии от 31 марта 2017 года № 26 "Об установлении правил использования законодательной и нормативной базы при подготовке к квалификационному экзамену, оценивании его результатов и обновлении вопросов"

Приказ Единой аттестационной комиссии от 28 апреля 2018 года № 44 «О внесении изменений в Программу проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденную приказом АНО «ЕАК» от 11 марта 2014 г. №21»

 

К третьему уровню законодательного регулирования относятся стандарты аудиторской деятельности.

Соблюдение требований и положений стандартов является обязательным условием осуществления аудиторской деятельности.

Стандарты аудиторской деятельности можно разделить на:

- международные стандарты аудита (МСА);

- стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов;

- внутренние (внутрифирменные стандарты).

Международные стандарты по аудиту (МСА) – это принципы аудита, принятые Международным комитетом по аудиторской практике (IAPC), определяющие для всех присоединившихся стран общие подходы к аудиту и сопутствующим услугам. с 1 января 2017 года в Российской Федерации применяются международные стандарты аудита (далее МСА).

 

К четвертому уровню можно отнести акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

 

К документам пятого уровня относятся нормативные акты саморегулируемых аудиторских объединений, Совета по аудиторской деятельности. К документам данного уровня можно отнести Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Правила независимости устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее вместе - аудитор) при выполнении заданий (аудит, обзорная проверка), в ходе которых аудитор выражает мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо отдельных ее частей[2].

 

Шестой уровень - внутренние локальные акты (внутренние или внутрифирменные) стандарты, инструкции, методики и прочие локальные акты, разработанные аудиторской организацией и индивидуальным аудитором..

Система внутренних (внутрифирменных) стандартов (СВС) – это взаимосвязанная упорядоченная совокупность внутренних регламентов (стандартов и иных регламентирующих документов), обеспечивающая соответствие деятельности, осуществляемой персоналом аудиторской организации, требованиям действующего законодательства, международных и федеральных аудиторских стандартов и определяющая ее конкретные особенности и отличия от деятельности других аудиторских организаций.

Система внутрифирменного регулирования наряду с основными элементами – внутрифирменными стандартами - включает следующие виды регламентирующих документов:

· внутрифирменные положения;

· внутрифирменные инструкции;

· внутрифирменные методики;

· иные внутрифирменные регламенты и разработки.

Внутрифирменные положения – это документы, определяющие организационную структуру аудиторской организации, регламентирующие деятельность ее отдельных подразделений, документооборот, а также другие общие вопросы деятельности и оказания отдельных видов услуг.

Внутрифирменные инструкции – это регламенты, конкретизирующие применение внутрифирменных стандартов в зависимости от условий аудиторской деятельности, определяющие способы выполнения типовых действий сотрудников аудиторской организации и обеспечивающие выбор конкретных методик аудита и оказания сопутствующих услуг.

Внутрифирменные методики – это регламенты, описывающие конкретные способы действия сотрудников аудиторской организации по разделам аудита (видам или этапам сопутствующих услуг), при выполнении конкретных заданий по аудиту и оказанию сопутствующих услуг.

Иные внутрифирменные регламенты и разработки – это регламентирующие документы специального назначения, имеющие отношение к общим аудиторским подходам (методологические разработки, программы аудита), к выполнению отдельных тестов и процедур (частные методические разработки, прикладные программы, электронные таблицы, формы расчетов и т.п.) и к другим частным вопросам деятельности аудиторской организации.

Система внутрифирменных стандартов и ее методологическое сопровождение являются показателями профессионализма деятельности и обеспечивают высокое качество аудита и сопутствующих услуг благодаря четкой регламентации действий руководителей и исполнителей (аудиторов и специалистов) аудиторской организации при выполнении ими своих обязанностей. В целях информационной защиты и обеспечения прав аудиторской организации (индивидуального аудитора) разрабатываются и вводятся в действие Положение о коммерческой и служебной тайне, определяющее состав и объем сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну и регламентирующее порядок доступа и охраны таких сведений.

 

Государственное регулирование аудиторской деятельности. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган - Министерство Финансово РФ, функциями которого являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом № 307-ФЗ;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ (Минфин РФ).

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности был создан в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". В состав совета по аудиторской деятельности входят представители аудиторской общественности, представители потребителей аудиторских услуг и представители органов власти.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета. Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

Совет играет важнейшую роль в регулировании аудиторской деятельности, кроме того, этот орган дает обратную связь между аудитором и пользователями аудиторских услуг, включая государство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: