Задания по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»
Уважаемые студенты!
Для семинарского занятия по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» требуется выполнение ряда заданий:
- выполнения проблемных заданий;
- выполнение практических заданий.
Проблемные задания
1) Патриотизм – важное нравственное качество. Что означают слова «быть патриотом»:
- гордиться символикой своей страны;
- считать все своё лучшим, чем заграничное;
- вести счёт боевым победам своего государства;
- любить свой народ;
- «раньше думать о Родине, а потом о себе».
Обоснуйте свой ответ.
2) На упадок нравственности сейчас сильно сетуют. Определите в чем он, по-Вашему, выражается в наибольшей степени:
- в озлобленности людей друг против друга;
- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;
- в эгоизме («каждый сам за себя»);
- в росте преступности;
- в утрате идеалов и ценностной дезориентации;
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
Обоснуйте свой ответ.
3) «Золотое правило нравственности» гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Универсально ли оно?
Обоснуйте свой ответ.
4) Насилие безнравственно в этическом плане. Но на практике приходится его применять. Определите, в каком случае приходится его применять Вам, если потребуется:
- для обуздания преступности;
- для проведения требуемых реформ (в целях управления);
- для завоевания и удержания власти;
- для отпора внешнему врагу;
- в целях воспитания.
Обоснуйте свой ответ.
5) Примените единую нравственную норму «Уважай старших» в различных обстоятельствах:
- старший уважаемый сотрудник просит отказаться от выходного и помочь ему с отчетом;
|
- начальник в беседе высказывает заведомо неверное мнение;
- преподаватель обещал «автоматический» зачет, а теперь отказывается от своих слов;
Укажите свой вариант ответа.
6) Добро многообразно. Поищите разные варианты «доброго поведения» в таких ситуациях:
- Ваш руководитель несправедливо сердится;
- Ваш товарищ в коллективе бесцеремонно врет.
Обоснуйте свою точку зрения.
Заповедь «не сделай себе кумира» первоначально была направлена против языческих идолов. Существует ли нравственный вред любых кумиров?
Обоснуйте свой ответ.
8) Определите первичные и вторичные добродетели традиционной этики среди нижеуказанных:
- разумность;
- справедливость;
- мужество;
- умеренность;
- старательность;
- точность.
Обоснуйте Ваши утверждения.
В законодательстве всех стран присутствуют суровые наказания за экономические преступления. Означает ли это, что в данных случаях выдерживается нравственная норма «не кради» и возможно ли соблюдение данной нормы в практике управленческой деятельности? Если да, то почему эта норма столь часто не выдерживается.
Обоснуйте свой ответ.
Если украл «по необходимости», попользовался и вернул, считается ли это кражей?
Обоснуйте свой ответ с точки зрения нравственности.
11) Часто можно слышать выражение «ложь во благо». Разделяете ли Вы эту точку зрения? Как это можно соотнести с заповедью «не произноси ложного свидетельства…».
Обоснуйте свой ответ.
Есть выражение «резать правду-матку» и «говорить всю правду в глаза». Но известно, что такая правда часто бывает оскорбительной. Как сочетать правдивость и деликатность? Какая норма кажется вам наиболее важной?
|
Обоснуйте свой ответ.
13) Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени:
- утверждение обратного правде;
- рассказы, не связанные с действительностью;
- утаивание части правды;
- самообман;
- ложь во спасение;
- маленькая ложь для достижения большого блага;
- ложь для удовольствия.
Обоснуйте свою точку зрения.
14) Условием моральной свободы является моральная вменяемость. Кого бы Вы сочли морально невменяемым субъектом:
- человека в сильном гневе;
- сумасшедшего;
- «непроходимого дурака»;
- человека, поставленного в безвыходное положение.
Обоснуйте свой ответ по каждому из предложенных вариантов.
16) Укажите и обоснуйте, на каком уровне, по Вашему мнению, сложнее всего формировать профессиональную культуру управления:
- на макроуровне;
- на уровне отдельного государственного (муниципального) учреждения;
- на уровне личности государственного (муниципального) служащего.
Существует ли, по Вашему мнению, специфика российской управленческой культуры и в чем она заключается
Обоснуйте свой ответ
Практические задания.
1. Проведите личные наблюдения и сформулируйте примеры соблюдения и нарушения «золотого правила нравственности.
2. Проанализируйте текст Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих и муниципальных служащих (далее - Кодекс).
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)
|
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/
Ответьте на вопросы:
- какие принципы включены в Кодекс?
- как раскрывается содержание этих принципов?
- по каким основаниям они сформулированы?
- как соотносятся между собой составляющие содержание Кодекса принципы, нормы и правила поведения?
- какие механизмы реализации требований Кодекса в нем содержатся?
- предусматривает ли Кодекс ответственность за несоблюдение принципов и норм административной этики и требований к служебному поведению?
3. Соблюдение этикета это важнейшая составляющая процесса формирования эффективного имиджа государственного и муниципального служащего. Охарактеризуйте имидж любого известного управленца с этой стороны:
а) внешней составляющей имиджа (внешность, манеры, походка, речь, жесты, голос, мимика, одежда, прическа, то есть степень владения базовыми этикетными формами и соблюдение определенного дресс-кода в общем виде);
б) внутренней составляющей имиджа (интеллект, способ мышления, профессионализм, цели и средства, эрудиция, идеи, интересы);
в) процессуальной составляющей имиджа (темперамент, формы общения, энергичность, эмоциональность);
г) ядра имиджа (легенда, позиции, установки).