Актуальность
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего». Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании предметно-развивающей среды ДОУ необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности
Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Основной целью нашего педагогического коллектива является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования также большое внимание уделяется здоровьесберегающей среде.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей, поступающих в школу, число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 %, свыше 55 % детей в РФ с различными нарушениями психических процессов. С каждым годом детей с с такими нарушениями становится больше, а сама патология становится сложнее.
|
Помимо этого у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:
- замедленный темп (незрелость) психо-физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;
- ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;
- нарушение памяти, внимания, восприятия;
- слабость познавательных способностей и интересов;
- несформированность творческой продуктивности;
- низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.
Одним из направлений в деятельности дошкольного учреждения является коррекционно–развивающее обучение и воспитание здоровых детей и детей с особыми возможностями здоровья, а также приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни, укрепление их здоровья.
Главным аспектом коррекционно-оздоровительной работы является создание особой атмосферы коррекции, обучения и воспитания, направленной:
1) на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;
2) на предупреждение и коррекцию негативных сдвигов состояния физического и психического здоровья.
В данную деятельность вовлечены все участники образовательного процесса: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги, медицинский работник, музыкальный руководитель, родители и сами дети. Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические, физкультурные и музыкальные занятия, досуги, занятия с психологом.
|
Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в таких занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционной и оздоровительной деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в таком процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь.
Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения инновационных технологий.
И одной такой игровой инновационной технологией является «Тимокко» - развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением.
«Тимокко» предназначен для работы с детьми в широком возрастном диапазоне. Комплекс прекрасно подходит для развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и для младших школьников.
Развивающий коррекционный комплекс с видеобиоуправлением является совместной разработкой НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий (Timokko LTD).
|
Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.
Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания. Эта цель достигается через определённые возможности, которые включают в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме.
Особенность программы заключается в проведение коррекционно-развивающих занятий в игровой форме с использованием современных компьютерных технологий.
Цель программы: улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков
Задачи программы:
1. Развивать внимание и навыки сосредоточения.
2. Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентацию.
3. Тренировать память и скорость реакции.
4. Тренировать навык контроля движений и точности движения рук.
Программа развивающих игровых занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов:
1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
5. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
6. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.
Программа рассчитана на детей 3-9 лет.
Программа рассчитана на проведение индивидуальных занятий в качестве дополнительных платных услуг на базе детского сада.
Рекомендуемый курс 12 занятий с периодичностью 2 раза в неделю. Также рекомендуется прохождение 3 курсов занятий в течение года.
Основной формой реализации программы является индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием методики «Тимокко» с видеобиоуправлением, которое состоит из трех частей и занимает не более 15 минут для детей 3-4-х лет, не более 20 минут для детей 5-6,5 лет, не более 25 минут для детей 6,5-9 лет, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физиологическим возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Возраст ребенка | Время основной части занятия (работа за компьютером) | Время дополнительной части | Упражнения и игры |
3-4 года | 15 минут | 15 минут | × Приветствие, × кинезиологические упражнения, игры с использованием массажера су-джок, × упражнения на снятие зрительного напряжения, рефлексия. |
5-6,5 лет | 20 минут | 10 минут | × Приветствие, × кинезиологические упражнения, × упражнения на снятие зрительного напряжения, × рефлексия. |
6,5-9 лет | 25 минут | 5 минут | × Приветствие, × кинезиологические упражнения, × рефлексия. |
Первая часть. Коммуникативная. Педагог приветствует ребенка, настраивает его на позитивный лад, активизирует рабочий настрой.
Вторая часть. Основная. Выполнение упражнений согласно плана.
Третья часть. Дополнительная. Педагог проводит игры и упражнения с использованием наглядно-дидактического материала, массажера су-джок, кинезиологические упражнения, упражнения на снятие зрительного напряжения.
Четвертая часть. Рефлексивная. В ходе которой, развиваются способности к обобщению, анализу ситуации, закрепляются положительные эмоции.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными, уверенными в своих силах, наблюдается устойчивая положительная динамика по многим параметрам психического развития детей
Материально-техническое оснащение программы.
· Кабинет психолога в стандартной комплектации или групповая ячейка дошкольного учреждения.
· Комплект «Тимокко» (3 разноцветных шарика-перчатки, 1USB камера, 1 CD диск с установкой программного обеспечения «Тимокко»), 1 электронный ключ),
· Персональный компьютер,
· Монитор от 17d.
Программа адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, имеющим высшее профильное образование и осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми.
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Время занятия | |
1. | Занятие 1. 1. Приветствие «Давай знакомиться» Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Мыльные пузыри» Режим: тренировка Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, двухсторонней координации и равновесия. 3. Игра «Падающие фрукты» Режим: тренировка Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений. 4. Кинезиологическое упражнение «Колечко» Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
2. | Занятие 2. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Мыльные пузыри» Режим: демонстрационная игра «одна рука - зрительно-моторная координация» Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, зрительно-моторной координации и равновесия. 3. Игра «Падающие фрукты» Режим: демонстрационная игра, скручивание слева направо Цель: развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, точности движений. 4. Кинезиологическое упражнение «Колечко» Цель: снижение утомляемости, активизация работоспособности 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
3. | Занятие 3. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: тренировка Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: тренировка Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь» Цель: развитие межполушарного взаимодействия 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
4. | Занятие 4. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Внимание» Цель: развитие концентрации внимания, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 1. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь» Цель: развитие межполушарного взаимодействия 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
5. | Занятие 5. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Числа» Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 2. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь» Цель: развитие межполушарного взаимодействия 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
6. | Занятие 6. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Числа» Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 3. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: тренировка Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
7. | Занятие 7. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Количество» Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 4. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 1. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
8. | Занятие 8. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Количество» Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 3. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
9. | Занятие 9. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание» Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - мало барабанов, с уровня 5. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 4. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
10. | Занятие 10. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Числа и внимание» Цель: развитие концентрации внимания, введение в числа, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 5. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
11. | Занятие 11. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание» Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 1. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 6. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
12. | Занятие 12. 1. Приветствие Цель: создание положительного эмоционального настроя, установка психологического контакта с ребенком. 2. Игра «Воздушные шарики» Режим: демонстрационная игра «Количество и внимание» Цель: развитие концентрации внимания, восприятие количества, укрепление плечевого пояса, мышечного тонуса и осанки. 3. Игра «Повар-барабанщик» Режим: Simon, последовательность - много барабанов, с уровня 2. Цель: развитие согласованности, зрительной и слуховой памяти, концентрации внимания, скручивание средней части корпуса, точности движений. 4. Игра «Фотоальбом» Режим: демонстрационная игра с уровня 7. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, двусторонней координации, скорости реагирования, укрепление плечевого пояса 5. Рефлексия Цель: развитие способности к обобщению, анализу ситуации, закрепление положительных эмоций | 30 мин | |
Общее количество занятий: | 6 часов |
Список литературы
1. Руководство пользователя. ООО НПФ «Алматея». «Timocco.ru» 20стр.
2. Электронный ресурс https://amaltea-spb.com/index.php?path=76&route=product%2Fcategory
3. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
4. Электронный ресурс https://www.maam.ru/detskijsad/timoko-razvivayusche-korekcionyi-kompleks-s-videobioupravleniem.html