Развитие речи у ребенка в разные возрастные периоды.




Ø Грудной возраст (2 – 12 мес).

· Начинается развитие речевой функции:

v Гуление и лепет в 2 – 4 мес;

v Освоение сенсорной речи (понимания значения слов и запретов, названия имен близких людей, игрушек, предметов) начинается с 7 – 8 мес;

v Развитие моторной речи начинается с 10 – 12 мес, важную роль играет имитационный рефлекс.

· Словарный запас к концу первого года составляет 10 – 12 слов.

Ø Возраст 2 – 3 года.

· Развитие речи связано со способностью совершать тонкие манипуляции пальцами.

· Осваивается фразовая речь и грамматика, развивается обобщающая функция слова. Накапливается словарный запас – к 2 годам он составляет около 200 слов.

v К началу 2-го года развивается Iступень интеграции, на которой слово выступает как символ конкретного предмета.

v К концу 2-го года развивается II ступень, когда слово замещает несколько однородных предметов (слово «кукла» становится «сигналом сигналов»; для этого необходимо, чтобы на него выработался пучок условных связей – не менее 15 ассоциаций, иначе слово останется символов, замещающим лишь один конкретный объект).

v Лишь в 3 года ребенок достигает III ступени, когда слово замещает ряд разнородных предметов («игрушка»).

· В критическом периоде развития речи особенно важное значение имеют первые три года жизни. Если ребенок до трех лет не имел речевого общения, то в дальнейшем у него, как правило, не развивается способность членораздельно говорить.

Ø Возраст 4 – 6 лет.

· Словарный запас в начале 4-го года составляет 500 – 700 слов, появляется новый тип связей: словесный раздражитель – словесная реакция.

· Формируется IV ступень интеграции: к 5 годам слово становится обобщающим понятием для ряда ранее выработанных обобщений предыдущих степеней («вещи» как обобщение слов-понятий «игрушка», «мебель», «одежда»).

· К 6 годам развивается внутренняя речь и словесное мышление.

Ø Возраст 7 – 11 лет. Обобщающая функция слова приближается к уровню взрослого.

Ø Развитие 2-ой сигнальной системы неразрывно связано с овладением речи.

В развитии речи необходимо выделять два процесса:

· понимание слов

· произношение слов, т.е. артикуляцию.

 

v Понимание слов у ребенка развивается значительно раньше. Оно появляется уже в грудном возрасте. Так ребенок отвечает адекватными реакциями на словесные сигналы: "покажи носик", "где твои ручки, пальчики?" и т.д. за долго до того, как сам начинает словами называть предметы.

v Произношение слов или артикуляция.

Формирование способности произносить звуки связаны не только с центральными механизмами, но большое значение в акте речи имеют тактильные рецепторы слизистой полости рта, в первую очередь языка.

 

Тактильные разд­ражения воспринимаются пальцеобразными выростами на тактильных рецепторах, которые обеспечивают преобразование механических раздражений в нервный импульс.

 

 

У новорожденного до 2 –х месяцев почти все тактильные рецепторы языка, кроме тех, что нахо­дятся на корне, лишены пальцеобразных выростов. В этот период ребенок произносит гласные "а", "у", "э", в произношении которых главным образом участвуют рот, губы.

К 3-5-ти месяцам начинают созревать тактильные рецепторы тела языка, и в это же время в лепете ребенка появляются первые согласные.

В последнюю очередь созревают рецепторы верхней части кончика языка, те самые рецепторы, которые необходимы для произношения звука "р". Побуждение к произношению этого звука способствует более быстрому coзреванию рецепторов.

 

Ø Формирование речи

Речь формируется по условно-рефлекторньм законам.

Большую роль при этом играет подражание или подражительный рефлекс, который имеется как у детей, так и у животных. Общаясь с ребенком, взрослый должен помнить о подражательном рефлексе и поэтому произносить слова правильно.

Большую роль этот рефлекс играет в онтогенетическом развитии ВНД человека. Путем подражания ребенок усваивает от взрослых основные навыки пользования различными предме­тами, некоторые движения и, наконец, речь.

Подражая взрослым, дети произносят слова, которые свя­зываясь с предметами и явлениями, становятся сигналами. Далее одни слова связываются с другими, на их основе рождаются новые слова и развивается речь. В результате манипуляций с предметами, обозначаемыми определенными словами, вырабатывает­ся большое количество условно-рефлекторных связей. Благодаря им у ребенка появляется способность посредством слова обобщать конкретные раздражители 1-ой сигнальной системы. Большую роль в этом процессе играет двигательный анализатор. Следо­вательно, 2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой. Одним из основных механизмов взаимодействия двух сигнальных систем является избирательная иррадиация нервных процессов из одной сигнальной системы в другую.

В периоде раннего возраста значительно возрастает роль слова, но "удельный вес" непосредственных раздражителей еще довольно высок. Мышление в этом периоде преимущественно предметное.

Особенно интенсивное развитие мозга и 2-ой сигнальной системы наблюдается у детей периода первого детства (4-7 лет).

Речь, а вместе с ней и 2-ая сигнальная система, значи­тельно совершенствуются в период второго детства (отрочество, младший школьный возраст от 7 до 12 лет). Многие исследова­тели считают, что после 12 лет овладеть языком невозможно. Структуры мозга, ответственные за язык, атрофируются, если они не развивались до 12 лет. Известно 53 случая, когда дети попадали к зверям и вскармливались ими. Ни один из детей, возвращенных от зверей в человеческое общество не приобрел полностью человеческих качеств.

 

5. Особенности эмоций, восприятия, внимания памяти у детей

v Особенности эмоциональных реакций детей.

Ø У новорожденных преобладают отрицательные эмоции, которые стимулируют реализацию биологических потребностей.

Ø Грудной возраст характеризуется появлением на 2-м месяце положительных эмоций (улыбки) на лицо матери. В последующие месяцы расширяется круг событий, вызывающих положительные эмоции, появляется смех.

Ø К 3 – 5 годам усиливаются процессы эмоциональной активности, компенсируя недостаток информации для достижения цели. Характерно бурное проявление эмоций, их аффективный характер, нестойкость, что связано со слабостью тормозного контроля со стороны высших отделов ЦНС.

Ø Подростковый и пубертатный периоды характеризуются резкими переходами от одного эмоционального состояния к другому, выраженностью аффективных состояний. Положительные эмоции подкрепляют и закрепляют социализацию потребностей.

 

Важнейшую роль в эмоциональном развитии ребенка имеет общение с окружающими детьми и игра, в процессе которой формируются основы социальных чувств.

Характер эмоциональных реакций маленьких детей зависит от общего соматического состояния. Например, больной ребе­нок отрицательно реагирует на те раздражители, которые прежде вызывали положительные эмоции. Важнейшим стимулом воз­никновения эмоциональных реакций служит общение ребенка со взрослыми. В раннем периоде речевого обучения ребенок реаги­рует на эмоциональную окраску речи: сурово сказанные, но лас­ковые слова вызывают у ребенка отрицательные эмоции.

Детям свойственна исключительная заражаемость, они под­вержены эмоциям, переживаемых другими детьми.

Ребенок дошкольного возраста легко возбудим, но его эмоции неустойчивы. В дошкольном возрасте начинается раз­витие высоких чувств - моральных, эстетических, интеллектуальных.

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно разви­вается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники не могут сдерживать проявления эмоций. Обычно ли­ца и позы детей ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возник­новение у них аффектных состояний, их склонность к бурным проявлениям радости и горя. Правда эти состояния нестойки. Возникновение эмоций у детей младшего школьного возраста свя­зано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей соответствующие эмоции. Словесные же нравоучения, не связанные с определенными примера­ми и жизненным опытом детей не вызывает нужных эмоциональ­ных откликов. Это важно в учении; эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы.

Учение и коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств. У старших школьников формируются такие моральные качества как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным, чувство коллективизма, товарищества.

Большие возможности при формировании эстетических чувств представляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства. Интеллекту­альные чувства развиваются у младших школьников постепенно: начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над рассказами, от чувства удовлетворения выпол­ненного задания, от удачного решения задачи.

Интеллектуальные чувства у детей, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и представления­ми, чем с абстрактными мыслями и идеями.

В подростковом возрасте, в связи с ростом самосозна­ния и более высоким уровнем учебной и общественной деятель­ности создаются условия для существенного развития эмоцио­нального отношения к действительности.

Основная особенность - нарастание роли сознания в эмо­циональных переживаниях и рост моральных чувств. Важный мо­мент в эмоциональном воспитании школьников - необходимость их научить управлять чувствами, подчинить их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой и упражнениями, которые следует начинать с раннего детства. Например, малыш, сочувствуя другому, плачущему малышу, хлопает его по головке. Следует научить ребенка не хлопать, а гладить по головке.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.

К системе ответственной за формирование положительных эмоций, относятся- весь обонятельный мозг и гипоталамус со связанными с ними структурами.

К системе формирующей отрицательные эмоции - гиппокамп, заднее вентральное ядро гипоталамуса, покрышка.

 

v Возрастные изменения памяти.

Ø У детей в раннем возрасте преобладает чувственно-образная память.

Ø Обобщающая функция слова и преобладание смысловой памяти появляются к 5 – 6 годам, в дальнейшем они усиливаются и развиваются в процессе обучения.

v Возрастные особенности восприятия.

Ø Созревание разных областей коры происходит неодновременно (например, первичные сенсорные зоны уже к рождению находятся в определенной стадии зрелости и осуществляют простой анализ). До 3 – 4 лет функции ассоциативных зон дублируют функции сенсорных.

Ø К 5 – 6 годам развивается таламопариетальная ассоциативная система, которая участвует в опознании сложных образов, а сенсорные зоны осуществляют более простой анализ. К 7 годам формируется восприятие схемы тела.

Ø С 7 лет восприятие совершенствуется за счет развития таламофронтальной ассоциативной системы. К 10 – 11 годам формируется произвольное избирательное восприятие.

v Роль полушарий мозга организации внимания у ребенка.

Ø У новорожденных и грудных детей внимания имеет непроизвольный характер. Непроизвольное внимание связано с активностью правого полушария.

Ø Произвольное внимания носит социальный характер и формируется с 10-го месяца по мере освоения речи (по инструкции взрослого). Сначала взрослый принудительно организует внимание ребенка, выделяет объект из среды. По мере освоения речи именно внутренняя речь становится средством программирования внимания. До 5 лет произвольное внимания легко подавляется непроизвольным.

Ø К 6 – 7 годам отмечается появление реакции десинхронизации на ЭЭГ, возрастает роль речевой инструкции в организации внимания.

Ø К 9 – 10 годам созревание лобных долей и обеспечение локальной регулируемой активации – важнейшего механизма произвольного внимания.

Ø В 12 – 16 лет (пубертатный период) отмечено ослабление регулирующих корковых влияний на активационные процессыи ухудшение внимания, его произвольной регуляции.

 

6. Особенности сна у детей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: