Ø Грудной возраст (2 – 12 мес).
· Начинается развитие речевой функции:
v Гуление и лепет в 2 – 4 мес;
v Освоение сенсорной речи (понимания значения слов и запретов, названия имен близких людей, игрушек, предметов) начинается с 7 – 8 мес;
v Развитие моторной речи начинается с 10 – 12 мес, важную роль играет имитационный рефлекс.
· Словарный запас к концу первого года составляет 10 – 12 слов.
Ø Возраст 2 – 3 года.
· Развитие речи связано со способностью совершать тонкие манипуляции пальцами.
· Осваивается фразовая речь и грамматика, развивается обобщающая функция слова. Накапливается словарный запас – к 2 годам он составляет около 200 слов.
v К началу 2-го года развивается Iступень интеграции, на которой слово выступает как символ конкретного предмета.
v К концу 2-го года развивается II ступень, когда слово замещает несколько однородных предметов (слово «кукла» становится «сигналом сигналов»; для этого необходимо, чтобы на него выработался пучок условных связей – не менее 15 ассоциаций, иначе слово останется символов, замещающим лишь один конкретный объект).
v Лишь в 3 года ребенок достигает III ступени, когда слово замещает ряд разнородных предметов («игрушка»).
· В критическом периоде развития речи особенно важное значение имеют первые три года жизни. Если ребенок до трех лет не имел речевого общения, то в дальнейшем у него, как правило, не развивается способность членораздельно говорить.
Ø Возраст 4 – 6 лет.
· Словарный запас в начале 4-го года составляет 500 – 700 слов, появляется новый тип связей: словесный раздражитель – словесная реакция.
· Формируется IV ступень интеграции: к 5 годам слово становится обобщающим понятием для ряда ранее выработанных обобщений предыдущих степеней («вещи» как обобщение слов-понятий «игрушка», «мебель», «одежда»).
|
· К 6 годам развивается внутренняя речь и словесное мышление.
Ø Возраст 7 – 11 лет. Обобщающая функция слова приближается к уровню взрослого.
Ø Развитие 2-ой сигнальной системы неразрывно связано с овладением речи.
В развитии речи необходимо выделять два процесса:
· понимание слов
· произношение слов, т.е. артикуляцию.
v Понимание слов у ребенка развивается значительно раньше. Оно появляется уже в грудном возрасте. Так ребенок отвечает адекватными реакциями на словесные сигналы: "покажи носик", "где твои ручки, пальчики?" и т.д. за долго до того, как сам начинает словами называть предметы.
v Произношение слов или артикуляция.
Формирование способности произносить звуки связаны не только с центральными механизмами, но большое значение в акте речи имеют тактильные рецепторы слизистой полости рта, в первую очередь языка.
Тактильные раздражения воспринимаются пальцеобразными выростами на тактильных рецепторах, которые обеспечивают преобразование механических раздражений в нервный импульс.
![]() |
У новорожденного до 2 –х месяцев почти все тактильные рецепторы языка, кроме тех, что находятся на корне, лишены пальцеобразных выростов. В этот период ребенок произносит гласные "а", "у", "э", в произношении которых главным образом участвуют рот, губы.
К 3-5-ти месяцам начинают созревать тактильные рецепторы тела языка, и в это же время в лепете ребенка появляются первые согласные.
|
В последнюю очередь созревают рецепторы верхней части кончика языка, те самые рецепторы, которые необходимы для произношения звука "р". Побуждение к произношению этого звука способствует более быстрому coзреванию рецепторов.
Ø Формирование речи
Речь формируется по условно-рефлекторньм законам.
Большую роль при этом играет подражание или подражительный рефлекс, который имеется как у детей, так и у животных. Общаясь с ребенком, взрослый должен помнить о подражательном рефлексе и поэтому произносить слова правильно.
Большую роль этот рефлекс играет в онтогенетическом развитии ВНД человека. Путем подражания ребенок усваивает от взрослых основные навыки пользования различными предметами, некоторые движения и, наконец, речь.
Подражая взрослым, дети произносят слова, которые связываясь с предметами и явлениями, становятся сигналами. Далее одни слова связываются с другими, на их основе рождаются новые слова и развивается речь. В результате манипуляций с предметами, обозначаемыми определенными словами, вырабатывается большое количество условно-рефлекторных связей. Благодаря им у ребенка появляется способность посредством слова обобщать конкретные раздражители 1-ой сигнальной системы. Большую роль в этом процессе играет двигательный анализатор. Следовательно, 2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой. Одним из основных механизмов взаимодействия двух сигнальных систем является избирательная иррадиация нервных процессов из одной сигнальной системы в другую.
|
В периоде раннего возраста значительно возрастает роль слова, но "удельный вес" непосредственных раздражителей еще довольно высок. Мышление в этом периоде преимущественно предметное.
Особенно интенсивное развитие мозга и 2-ой сигнальной системы наблюдается у детей периода первого детства (4-7 лет).
Речь, а вместе с ней и 2-ая сигнальная система, значительно совершенствуются в период второго детства (отрочество, младший школьный возраст от 7 до 12 лет). Многие исследователи считают, что после 12 лет овладеть языком невозможно. Структуры мозга, ответственные за язык, атрофируются, если они не развивались до 12 лет. Известно 53 случая, когда дети попадали к зверям и вскармливались ими. Ни один из детей, возвращенных от зверей в человеческое общество не приобрел полностью человеческих качеств.
5. Особенности эмоций, восприятия, внимания памяти у детей
v Особенности эмоциональных реакций детей.
Ø У новорожденных преобладают отрицательные эмоции, которые стимулируют реализацию биологических потребностей.
Ø Грудной возраст характеризуется появлением на 2-м месяце положительных эмоций (улыбки) на лицо матери. В последующие месяцы расширяется круг событий, вызывающих положительные эмоции, появляется смех.
Ø К 3 – 5 годам усиливаются процессы эмоциональной активности, компенсируя недостаток информации для достижения цели. Характерно бурное проявление эмоций, их аффективный характер, нестойкость, что связано со слабостью тормозного контроля со стороны высших отделов ЦНС.
Ø Подростковый и пубертатный периоды характеризуются резкими переходами от одного эмоционального состояния к другому, выраженностью аффективных состояний. Положительные эмоции подкрепляют и закрепляют социализацию потребностей.
Важнейшую роль в эмоциональном развитии ребенка имеет общение с окружающими детьми и игра, в процессе которой формируются основы социальных чувств.
Характер эмоциональных реакций маленьких детей зависит от общего соматического состояния. Например, больной ребенок отрицательно реагирует на те раздражители, которые прежде вызывали положительные эмоции. Важнейшим стимулом возникновения эмоциональных реакций служит общение ребенка со взрослыми. В раннем периоде речевого обучения ребенок реагирует на эмоциональную окраску речи: сурово сказанные, но ласковые слова вызывают у ребенка отрицательные эмоции.
Детям свойственна исключительная заражаемость, они подвержены эмоциям, переживаемых другими детьми.
Ребенок дошкольного возраста легко возбудим, но его эмоции неустойчивы. В дошкольном возрасте начинается развитие высоких чувств - моральных, эстетических, интеллектуальных.
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники не могут сдерживать проявления эмоций. Обычно лица и позы детей ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у них аффектных состояний, их склонность к бурным проявлениям радости и горя. Правда эти состояния нестойки. Возникновение эмоций у детей младшего школьного возраста связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей соответствующие эмоции. Словесные же нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей не вызывает нужных эмоциональных откликов. Это важно в учении; эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы.
Учение и коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств. У старших школьников формируются такие моральные качества как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным, чувство коллективизма, товарищества.
Большие возможности при формировании эстетических чувств представляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства. Интеллектуальные чувства развиваются у младших школьников постепенно: начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над рассказами, от чувства удовлетворения выполненного задания, от удачного решения задачи.
Интеллектуальные чувства у детей, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и представлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.
В подростковом возрасте, в связи с ростом самосознания и более высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности.
Основная особенность - нарастание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств. Важный момент в эмоциональном воспитании школьников - необходимость их научить управлять чувствами, подчинить их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой и упражнениями, которые следует начинать с раннего детства. Например, малыш, сочувствуя другому, плачущему малышу, хлопает его по головке. Следует научить ребенка не хлопать, а гладить по головке.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.
К системе ответственной за формирование положительных эмоций, относятся- весь обонятельный мозг и гипоталамус со связанными с ними структурами.
К системе формирующей отрицательные эмоции - гиппокамп, заднее вентральное ядро гипоталамуса, покрышка.
v Возрастные изменения памяти.
Ø У детей в раннем возрасте преобладает чувственно-образная память.
Ø Обобщающая функция слова и преобладание смысловой памяти появляются к 5 – 6 годам, в дальнейшем они усиливаются и развиваются в процессе обучения.
v Возрастные особенности восприятия.
Ø Созревание разных областей коры происходит неодновременно (например, первичные сенсорные зоны уже к рождению находятся в определенной стадии зрелости и осуществляют простой анализ). До 3 – 4 лет функции ассоциативных зон дублируют функции сенсорных.
Ø К 5 – 6 годам развивается таламопариетальная ассоциативная система, которая участвует в опознании сложных образов, а сенсорные зоны осуществляют более простой анализ. К 7 годам формируется восприятие схемы тела.
Ø С 7 лет восприятие совершенствуется за счет развития таламофронтальной ассоциативной системы. К 10 – 11 годам формируется произвольное избирательное восприятие.
v Роль полушарий мозга организации внимания у ребенка.
Ø У новорожденных и грудных детей внимания имеет непроизвольный характер. Непроизвольное внимание связано с активностью правого полушария.
Ø Произвольное внимания носит социальный характер и формируется с 10-го месяца по мере освоения речи (по инструкции взрослого). Сначала взрослый принудительно организует внимание ребенка, выделяет объект из среды. По мере освоения речи именно внутренняя речь становится средством программирования внимания. До 5 лет произвольное внимания легко подавляется непроизвольным.
Ø К 6 – 7 годам отмечается появление реакции десинхронизации на ЭЭГ, возрастает роль речевой инструкции в организации внимания.
Ø К 9 – 10 годам созревание лобных долей и обеспечение локальной регулируемой активации – важнейшего механизма произвольного внимания.
Ø В 12 – 16 лет (пубертатный период) отмечено ослабление регулирующих корковых влияний на активационные процессыи ухудшение внимания, его произвольной регуляции.
6. Особенности сна у детей