Понятие и сущность эффективности менеджмента.
Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.
Социальная эффективность менеджмента.
1. Понятие и сущность эффективности менеджмента.
Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Функциональная роль эффективности ^управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.
Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл.1).
Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.
По казатель выражает количественную характеристику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике.
Таблица 1 – Критерии и показатели эффективности менеджмента
Классификационный признак | Критерии и показатели эффективности менеджмента |
Содержание эффективности | Экономическая, социальная |
Объект оценки | Полная, локальная |
Сфера проявления | Внутренняя, внешняя |
Уровень управления | Эффективность управления предприятием, регионом, государством |
Динамичность | Статическая, динамическая |
Метод расчета | Абсолютная, относительная |
Целевое назначение | Плановая, фактическая, нормативная, проектная, условная |
Метод оценки | Ресурсный, затратный |
Комплексность оценки | Частный, интегральный |
Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) По содержанию различают факторы организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические.
|
2) В зависимости от масштаба действия факторы можно подразделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
3) По форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
4) По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (краткосрочные и долгосрочные).
5) П о степен и формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
6) По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.
Эффективное функционирование системы управления организацией предполагает, что каждый ее элемент (организационная структура, кадры, методы и процессы управления, документооборот и т.д.) отвечает предъявляемым к нему специфическим требованиям. Кроме того, соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в непосредственной зависимости от которых он находится.
|
Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.
Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
Э = Р / З
где: Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);
3 - затраты на управленческую деятельность, или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
Использование данного подхода требует прежде всего определения первой, результирующей составляющей эффективности управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продукта.
Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленских решений, но не самих информационных решений, а осуществлённых решений, т.е. реализованных исполнителями.
Результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно - в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.
|
Вторая, затратная составляющая эффективности управления организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не связаны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управление являются частью издержек производства (коммерции). Затраты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности организации.
В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления.
Для определения эффективности управления существует два основных метода исчисления показателей эффективности - затратный и ресурсный.
Первый метод и соответственно показатель, характеризующий эффективность управления предприятием, носит название затратного. Он опирается на соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к совокупным расходам на управление:
Эм = П / Ру
где Эм - эффективность менеджмента;
Ру-расходы на управление;
П - результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (доходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую прибыль.
Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.
Второй метод оценки эффективности менеджмента - ресурсный, выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например численности работников аппарата управления:
Эм = П / Ку
где Эм - эффективность менеджмента;
П - результат деятельности предприятия;
Ку - численность административно-управленческого персонала (можно использовать только численность кадров управления).
Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.
Следует заметить, что достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.
Это объясняется следующим. Во-первых, характеристики социальных и экономических процессов не остаются неизменными во времени. Во- вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат. В-третьих, существуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.
В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.
Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:
Эмд = (Пп - Пб) / (Руп - Руб)
где Пп, Пб - конечные показатели (к примеру, прибыль) предприятия соответственно в данном и базисном годах;
Руп, Руб -расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.
Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.