Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.




Понятие и сущность эффективности менеджмента.

Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.

Социальная эффективность менеджмента.

 

 

1. Понятие и сущность эффективности менеджмента.

 

Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это степень оптимальности использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов.

Функциональная роль эффективности ^управления - отражать уровень и динамику его развития, качест­венную и количественную стороны данного процесса.

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл.1).

Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность.

По казатель выражает количественную характеристику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике.

Таблица 1 – Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Экономическая, социальная
Объект оценки Полная, локальная
Сфера проявления Внутренняя, внешняя
Уровень управления Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Динамичность Статическая, динамическая
Метод расчета Абсолютная, относительная
Целевое назначение Плановая, фактическая, нормативная, проектная, условная
Метод оценки Ресурсный, затратный
Комплексность оценки Частный, интегральный

 

Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по сле­дующим признакам:

1) По содержанию различают факторы организационные, эко­номические, социально-психологические, технические, физиологические.

2) В зависимости от масштаба действия факторы можно под­разделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне ор­ганизаций, на уровне подразделений.

3) По форме воздействия различают факторы прямого и кос­венного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффек­тивность управленческого труда, вторые - опосредованно.

4) По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влия­ние которых сказывается на протяжении длительного времени (краткосрочные и долгосрочные).

5) П о степен и формализации выделяют количественно изме­римые и количественно неизмеримые факторы.

6) По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: со­вершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Экстенсивные предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увели­чение численности управленческого персонала, расширение техни­ческого оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.

Эффективное функционирование системы управления ор­ганизацией предполагает, что каждый ее элемент (организацион­ная структура, кадры, методы и процессы управления, докумен­тооборот и т.д.) отвечает предъявляемым к нему специфическим требованиям. Кроме того, соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в не­посредственной зависимости от которых он находится.

 

Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.

 

Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Это, по су­ществу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресур­сов), отражающихся в значениях переменных (показателей).

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

Э = Р / З

где: Р - результат функционирования системы управления (ре­зультирующая составляющая);

3 - затраты на управленческую деятельность, или объем ис­пользованных ресурсов (затратная составляющая).

Использование данного подхода требует прежде всего оп­ределения первой, результирующей составляющей эффективно­сти управления, т. е. результатов этой деятельности, ее продук­та.

Однако выделить его в чистом виде, осуществить прямое из­мерение практически невозможно. Конечным продуктом собственно труда по управлению можно считать совокупность управленских решений, но не самих информационных решений, а осуществлённых решений, т.е. реализованных исполни­телями.

Результаты управленче­ской деятельности проявляются лишь опосредованно - в ре­зультатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.

Вторая, затратная составляющая эффективности управле­ния организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не свя­заны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. Совокупные издержки на управле­ние являются частью издержек производства (коммерции). За­траты на управление объективно определяются содержанием, объемом, масштабом реализуемых тем или иным конкретным субъектом функций управления, уровнем научной организации управленческого труда, технологией осуществления процессов управления, мастерством хозяйственных руководителей и др. Они оказывают существенное влияние на результаты деятель­ности организации.

В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работ­ников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления.

 

Для определения эф­фективности управления существует два основных метода исчис­ления показателей эффективности - затратный и ресурсный.

Первый метод и соответственно показатель, характери­зующий эффективность управления предприятием, носит назва­ние затратного. Он опирается на соотношение общего или конеч­ного результата деятельности предприятия к совокупным расхо­дам на управление:

Эм = П / Ру

где Эм - эффективность менеджмента;

Ру-расходы на управление;

П - результат деятельности предприятия. В качестве его можно использовать тот или иной показатель деятельности (до­ходы, объем производства, товарооборот и др.) или конечный (финансовый) результат деятельности предприятия - чистую прибыль.

Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру прибыли, получает предприятие на 1 руб. затрат на управление.

Второй метод оценки эффективности менеджмента - ре­сурсный, выражает соотношение общего или конечного резуль­тата деятельности предприятия к величине использованных ре­сурсов, например численности работников аппарата управления:

Эм = П / Ку

где Эм - эффективность менеджмента;

П - результат деятельности предприятия;

Ку - численность административно-управленческого пер­сонала (можно использовать только численность кадров управления).

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Следует заметить, что достоверность показателей эффек­тивности возрастает, если при анализе форм эффективности ме­неджмента учитывается ее динамический аспект.

Это объясняет­ся следующим. Во-первых, характеристики социальных и эконо­мических процессов не остаются неизменными во времени. Во- вторых, разные варианты мероприятий имеют разнонаправлен­ную по периодам динамику результатов и затрат. В-третьих, су­ществуют временные сдвиги (лаги), оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесо­образно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место "динамическая" эффективность менеджмента.

Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:

Эмд = (Пп - Пб) / (Руп - Руб)

где Пп, Пб - конечные показатели (к примеру, прибыль) предпри­ятия соответственно в данном и базисном годах;

Руп, Руб -расходы на управление соответственно в данном и базисных годах.

Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рас­сматриваемый период изменяется конечный показатель (при­быль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он от­ражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: