Программа занятий выездной школы АПО
(19 апреля–28 апреля 2019 года)
Дата | Занятие | Тема | Содержание |
19 апреля | Занятие №1 | Установочная лекция. Свойства языка. Основные принципы, законы | Язык как система. Уровни и основные единицы языка. Законы экономии, аналогии, исторической обусловленности. Понятия синхронии и диахронии. |
Занятие №2 | Разбор заданий вводного тестирования. Диагностическая работа в формате интеллектуальной игры | Разбор заданий вводного тестирования. Игра в формате квиза по олимпиадным авторским заданиям. | |
20 апреля | Занятие №1 | Фонетика. Фонетические единицы. Понятие фонемы. Гласные звуки | Фонетика как раздел лингвистики и уровень языка. Классификация фонетических единиц. Понятие фонемы. Состав вокалической системы современного русского литературного языка. |
Занятие №2 | Согласные звуки. Контекстуальные изменения фонетических единиц | Состав консонантной системы современного русского литературного языка. Фонетические процессы (аккомодация). Фонологические процессы: ассимиляция и диссимиляция. | |
Занятие №3 | Орфоэпия. Орфография. Принципы орфографии. Графика | Понятие орфоэпической нормы. Понятия дескриптивизм и прескриптивизм. Предмет орфографии. Классификация принципов орфографии. Предмет графики. | |
Занятие №4 | Проектный семинар PEACE I | Различия между проектной и исследовательской деятельностью. Мастер-класс по работе с Национальным корпусом русского языка. Получение проектных заданий. | |
21 апреля | Занятие №1 | История графической системы русского языка | Историческая справка о развитии орфографической системы от IX века н. э. до 1918 г. |
Занятие №2 | Краткий исторический экскурс: от индоевропейской общности к современному русскому литературному языку. Различия древнерусского и старославянского языков | Понятие лингвистической реконструкции. Индоевропейская общность. Прото- и праславянская общности. Восточнославянская, западнославянская и южнославянская ветви. О принципиальных различиях древнерусского и старославянского языков. | |
Занятие №3 | Кириллица и глаголица. Историческая фонетика и система фонетических единиц древнерусского и старославянского языков | Сравнительная хронология славянских азбук. Генезис славянских азбук. Состав вокальной и консонантной систем старославянского и древнерусского языков. Признаки старославянизмов и русизмов. | |
Занятие №4 | Проектный семинар PEACE II | Мастер-класс по использованию словарей. Обучающий квест. | |
22 апреля | Занятие №1 | Исторические фонетические процессы. Регулярные чередования в современном русском языке. Исторические изменения в морфемной структуре слова | Палатализации. Упрощения групп согласных. Чередования по аблауту. Следы фонетических процессов в современном русском литературном языке. Понятие опрощения и переразложения. |
Занятие №2 | Практикум по чтению древнерусских текстов | Чтение и разбор фрагментов из древнерусских текстов. | |
Занятие №3 | Морфемика. Типы морфем. Функции морфем | Предмет морфемики. Понятие морфемы. Классификация морфем. Функции морфем. Понятие интерфикса. Функции квазиморфем. | |
Занятие №4 | Проектный семинар PEACE III | Защита проектного задания. Получение нового задания. | |
23 апреля | Занятие №1 | Морфонология. Словообразование. Способы словообразования | Типы морфонологических преобразований. Понятие словообразовательной модели. Критерий Г. О. Винокура. |
Занятие №2 | Практикум по морфемному и словообразовательному разборам | Разбор и комментирование ряда словарных единиц с точки зрения словообразования и морфемики. | |
Занятие №3 | Промежуточный контроль по фонетике, чтению древнерусского текста, морфемике и словообразованию | Занятие-консультация по пройденному материалу. | |
Занятие №4 | Проектный семинар PEACE IV | Защита проектного задания. Получение нового задания. | |
24 апреля | Занятие №1 | Морфология. Классификация и критерии выделения частей речи | Понятие морфологии. Критерии выделения частей речи: лексико-семантический, морфологический и синтаксический. Понятие грамматической категории. |
Занятие №2 | Полнознаменательные части речи. Общий обзор. Имя. Грамматические категории имени | Категория рода, одушевленности, числа, падежа, степени сравнения, краткости. Словоклассифицирующие и изменяемые грамматические категории. | |
Занятие №3 | Глагол. Глагольные основы. Глагольные формы. Грамматические категории глагола | Категория вида, наклонения и переходности. Типы глагольных основ, классификация образуемых от них форм. Проблема причастий и инфинитива. | |
Занятие №4 | Функциональная омонимия полнознаменательных частей речи | Решение задач на определение частеречной принадлежности слова в контексте и на выявление представленных в тексте морфологических аномалий. | |
25 апреля | Занятие №1 | Обзор неполнознаменательных частей речи. Служебные части речи. Предлоги. Союзы | Классификация служебных частей речи. Свойства предлога и союза. |
Занятие №2 | Частицы. Междометия. Звукоподражания. Вводные слова | Понятие модальности. Классификация частиц и «маргинальных» частей речи. | |
Занятие №3 | Функциональная омонимия внутри морфологической системы. Практикум | Решение задач по пройденному материалу. | |
Занятие №4 | Практикум по синтаксису I. Простое предложение | Решение задач на выявление и комментирование неоднозначных и нетипичных случаев в простом предложении. | |
26 апреля | Занятие №1 | Практикум по синтаксису II. Сложное предложение | Решение задач на выявление и комментирование неоднозначных и нетипичных случаев в сложном предложении. |
Занятие №2 | Завершающий практикум по синтаксису. Синтаксис словоформ, словосочетаний, предложений | Решение задач на определение синтаксической функции слова в контексте, на выявление «гибридных» случаев. | |
Занятие №3 | Промежуточный контроль по грамматике | Занятие-консультация по морфологии и синтаксису. | |
Занятие №4 | Тренировочная лекция по лингвистическим методам в формате второго тура ЗЭ ВсОШ | Авторская лекция в формате второго тура ЗЭ ВсОШ по русскому языку. | |
27 апреля | Занятие №1 | Практикум по этимологии | Решение задач на определение этимологических гнезд. Основные принципы работы с этимологическим и историко-этимологическим словарем. |
Занятие №2 | Практикум по лексикологии, фразеологии и лексикографии | Решение задач на выявление фразеологизмов в контексте, на определение способов языковой игры, атрибуцию словарных статей. | |
Занятие №3 | Итоговый контроль I. Проектный семинар PEACE V | Решение задач в формате скоростного квиза. | |
Занятие №4 | Итоговый контроль II. Игра в формате МЫШ КРЯ АПО | Занятие-игра в формате в формате турнира Московских Ынтеллектуальных Школьников АПО. |
|