по русскому языку для 8–10 классов




Программа занятий выездной школы АПО

(19 апреля–28 апреля 2019 года)

 

Дата Занятие Тема Содержание
19 апреля Занятие №1 Установочная лекция. Свойства языка. Основные принципы, законы Язык как система. Уровни и основные единицы языка. Законы экономии, аналогии, исторической обусловленности. Понятия синхронии и диахронии.
Занятие №2 Разбор заданий вводного тестирования. Диагностическая работа в формате интеллектуальной игры Разбор заданий вводного тестирования. Игра в формате квиза по олимпиадным авторским заданиям.
20 апреля Занятие №1 Фонетика. Фонетические единицы. Понятие фонемы. Гласные звуки Фонетика как раздел лингвистики и уровень языка. Классификация фонетических единиц. Понятие фонемы. Состав вокалической системы современного русского литературного языка.
Занятие №2 Согласные звуки. Контекстуальные изменения фонетических единиц Состав консонантной системы современного русского литературного языка. Фонетические процессы (аккомодация). Фонологические процессы: ассимиляция и диссимиляция.
Занятие №3 Орфоэпия. Орфография. Принципы орфографии. Графика Понятие орфоэпической нормы. Понятия дескриптивизм и прескриптивизм. Предмет орфографии. Классификация принципов орфографии. Предмет графики.
Занятие №4 Проектный семинар PEACE I Различия между проектной и исследовательской деятельностью. Мастер-класс по работе с Национальным корпусом русского языка. Получение проектных заданий.
21 апреля Занятие №1 История графической системы русского языка Историческая справка о развитии орфографической системы от IX века н. э. до 1918 г.
Занятие №2 Краткий исторический экскурс: от индоевропейской общности к современному русскому литературному языку. Различия древнерусского и старославянского языков Понятие лингвистической реконструкции. Индоевропейская общность. Прото- и праславянская общности. Восточнославянская, западнославянская и южнославянская ветви. О принципиальных различиях древнерусского и старославянского языков.
Занятие №3 Кириллица и глаголица. Историческая фонетика и система фонетических единиц древнерусского и старославянского языков Сравнительная хронология славянских азбук. Генезис славянских азбук. Состав вокальной и консонантной систем старославянского и древнерусского языков. Признаки старославянизмов и русизмов.
Занятие №4 Проектный семинар PEACE II Мастер-класс по использованию словарей. Обучающий квест.
22 апреля Занятие №1 Исторические фонетические процессы. Регулярные чередования в современном русском языке. Исторические изменения в морфемной структуре слова Палатализации. Упрощения групп согласных. Чередования по аблауту. Следы фонетических процессов в современном русском литературном языке. Понятие опрощения и переразложения.
Занятие №2 Практикум по чтению древнерусских текстов Чтение и разбор фрагментов из древнерусских текстов.
Занятие №3 Морфемика. Типы морфем. Функции морфем Предмет морфемики. Понятие морфемы. Классификация морфем. Функции морфем. Понятие интерфикса. Функции квазиморфем.
Занятие №4 Проектный семинар PEACE III Защита проектного задания. Получение нового задания.
23 апреля Занятие №1 Морфонология. Словообразование. Способы словообразования Типы морфонологических преобразований. Понятие словообразовательной модели. Критерий Г. О. Винокура.
Занятие №2 Практикум по морфемному и словообразовательному разборам Разбор и комментирование ряда словарных единиц с точки зрения словообразования и морфемики.
Занятие №3 Промежуточный контроль по фонетике, чтению древнерусского текста, морфемике и словообразованию Занятие-консультация по пройденному материалу.
Занятие №4 Проектный семинар PEACE IV Защита проектного задания. Получение нового задания.
24 апреля Занятие №1 Морфология. Классификация и критерии выделения частей речи Понятие морфологии. Критерии выделения частей речи: лексико-семантический, морфологический и синтаксический. Понятие грамматической категории.
Занятие №2 Полнознаменательные части речи. Общий обзор. Имя. Грамматические категории имени Категория рода, одушевленности, числа, падежа, степени сравнения, краткости. Словоклассифицирующие и изменяемые грамматические категории.
Занятие №3 Глагол. Глагольные основы. Глагольные формы. Грамматические категории глагола Категория вида, наклонения и переходности. Типы глагольных основ, классификация образуемых от них форм. Проблема причастий и инфинитива.
Занятие №4 Функциональная омонимия полнознаменательных частей речи Решение задач на определение частеречной принадлежности слова в контексте и на выявление представленных в тексте морфологических аномалий.
25 апреля Занятие №1 Обзор неполнознаменательных частей речи. Служебные части речи. Предлоги. Союзы Классификация служебных частей речи. Свойства предлога и союза.
Занятие №2 Частицы. Междометия. Звукоподражания. Вводные слова Понятие модальности. Классификация частиц и «маргинальных» частей речи.
Занятие №3 Функциональная омонимия внутри морфологической системы. Практикум Решение задач по пройденному материалу.
Занятие №4 Практикум по синтаксису I. Простое предложение Решение задач на выявление и комментирование неоднозначных и нетипичных случаев в простом предложении.
26 апреля Занятие №1 Практикум по синтаксису II. Сложное предложение Решение задач на выявление и комментирование неоднозначных и нетипичных случаев в сложном предложении.
Занятие №2 Завершающий практикум по синтаксису. Синтаксис словоформ, словосочетаний, предложений Решение задач на определение синтаксической функции слова в контексте, на выявление «гибридных» случаев.
Занятие №3 Промежуточный контроль по грамматике Занятие-консультация по морфологии и синтаксису.
Занятие №4 Тренировочная лекция по лингвистическим методам в формате второго тура ЗЭ ВсОШ Авторская лекция в формате второго тура ЗЭ ВсОШ по русскому языку.
27 апреля Занятие №1 Практикум по этимологии Решение задач на определение этимологических гнезд. Основные принципы работы с этимологическим и историко-этимологическим словарем.
Занятие №2 Практикум по лексикологии, фразеологии и лексикографии Решение задач на выявление фразеологизмов в контексте, на определение способов языковой игры, атрибуцию словарных статей.
Занятие №3 Итоговый контроль I. Проектный семинар PEACE V Решение задач в формате скоростного квиза.
Занятие №4 Итоговый контроль II. Игра в формате МЫШ КРЯ АПО Занятие-игра в формате в формате турнира Московских Ынтеллектуальных Школьников АПО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: