Определение качества глины.




Центровка

Работу начинать сухими руками. Отщипните немного глины, от вашего куска и размажьте его по вращающемуся кругу из центра в сторону по диаметру дна будущего сосуда.
а) На вращающийся круг бросьте заготовленный ком глины, стараясь попасть в центр.
б) Увлажнить заготовку и круг вокруг нее, для уменьшения трения рук о круг и глину.
Здесь надо понимать необходимую достаточность этого увлажнения, иначе можно залить и забрызгать все вокруг себя.

в) Воздействовать на заготовку надо в двух направлениях сверху вниз и сбоку к центру.
Хотя последнее несколько условно т.к. правая ладонь служит барьером для глины, расползающейся в стороны под воздействием левой руки.
Таким образом, вращающаяся заготовка от воздействия на нее сверху вниз начинает уменьшаться по высоте и увеличиваться в диаметре, но встречает препятствие в виде правой ладони, скользит своим боком об нее, принимая приближенно шарообразную форму. Ось вращения этой формы должна совпасть с осью вращения гончарного круга.
Старайтесь добиться точного совпадения. Полезно погонять глину вверх вниз для уплотнения массы и достижения цели. При взгляде на отцентрованный ком глины со стороны должно казаться, что он и не вращается вовсе.
Не переходите к следующему этапу, пока не научитесь центровать.
Помните – «поспешишь, людей насмешишь».

Формование стенок

Следующий этап можно разделить на 5 фаз:

1. Помучившись с центрованием и вдоволь напачкавшись, наконец, можно перейти непосредственно к сосуду. Задача состоит в том, что надо обозначить дно и стенки будущего произведения. В то время я делал это так как запечатлено на фотографиях. Со временем техника менялась. Наблюдал, как это делали другие гончары, и видел, что техника постановки рук у всех разная, но смысл один. Описывать движение пальцев рук занятие не из легких, но всеже думаю некоторые моменты раскрыть надо. Первым делом большими пальцами сделайте углубление. Насколько оно будет глубоким вам решать, главное не упереться ими в гончарный круг, ведь будущий сосуд должен иметь дно.

2. Практически то же самое только другим способом.

3-5. Теперь указательный палец упирается в дно заготовки. Указательный и средний сжимают глину и поднимают ее вверх. В начале этого движения указательный палец проходит от центра дна в направлении среднего, т.е. обозначает дно. Сближаясь, пальцы, немного сгибаются, а кисть надо наклонить немного к центру. В общем, мы захватываем глину, отводя по горизонтали в сторону от центра, и поднимаем вверх по дуге направленной от круга по направлению к центру. Поднимать стенки надо слегка наклоняя их к центру круга для того, что бы горлышко не развернулось раньше времени, не стало слишком широким. Потом собрать его будет не просто.

Вытягивание стенок

Следующий этап заключается в вытягивании стенок сосуда.
Разумеется, на фото показаны только самые, что называется «азы». Но на самом деле все сосуды простые и сложные строятся именно на этом принципе. Я называю его «принцип волны».
Заключается он в следующем:
- начинать нужно с самого низа, т.е. от круга
- правой рукой вдавливаете стенку по направлению к центру. Делайте это плавно, давая заготовке прокрутиться несколько полных оборотов, чтобы не нарушить центровку.
- в тоже время левой рукой с противоположной стороны также выдавливаете от центра во внешнюю сторону.
Поскольку заготовка имеет обозначенное дно, то выдавливающий палец левой руки находится немного выше вдавливающего пальца правой руки. Таким образом, образуется «S» образная волна, которую нужно плавно и уверенно перемещать вверх по дуге слегка направленной к центру круга. Благополучно переместив массу глины, вверх не спешите отрывать руки от края сосуда, дайте глине прокрутиться несколько оборотов в ваших руках. Вообще надо стремиться, чтобы все движения были плавными и размеренными. Нелишне вспомнить, что необходимо увлажнять глину для уменьшения трения (в меру), прерываясь для этого по мере необходимости.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки.

"Мастер не оставляет следов" - подобным высказыванием пропитаны изделия восточных ремесленников. Чем более не заметна искусственность в изделии, чем ближе она к природной форме, чем естественнее незатейливей узор и цвет, тем больше ценится мастер. Японские учителя заставляют своих учеников года- ми крутить одну и ту же чашу до тех пор, пока он не добьется идеальной гармонии своего изделия. Признанным мастером можно стать только в преклонном возрасте. Чувствительность к материалу делает изделие наполненным энергией, энергией мастера. Но не только чувствительность, а состояние мастера, его настроение, его чистота, его умиротворенность, его искренность. Мастер слушает глину, понимает ее, она оживает и работа мастера превращается в диалог.

Глина.

С незапамятных времен люди лепят из глины посуду и необходимые в быту предметы, используют ее в строительстве. Благодаря своим пластическим свойствам и способности сохранять форму и приобретать прочность после обжига, глина является прекрасным материалом для изготовления своими руками самых разнообразных изделий, как декоративных, художественных, так и полезных, утилитарных. Глина - землистая масса, как правило, это продукт разрушения горных пород. Она очень разнообразна по своему происхождению, составу и качеству. Глина может быть огнеупорной или легкоплавкой, пластичной (жирной) или тощей (хрупкой). Окраска глины бывает различной, от серовато-белой до почти черной, разных оттенков желтого, красновато-коричневого, зеленовато-голубого. Для лепки игрушек и других декоративных изделий наибольшее значение имеет пластичность глины. Тощая глина, содержащая много песка, не подходит для работы, т.к. не дает достаточной прочности, рассыпается. Слишком жирная глина также не годна - изделия из нее могут лопаться при обжиге. Хороших результатов можно добиться, используя смесь из жирной и тощей глины в определенной пропорции, которую находят опытным путем.

Хранить глину лучше всего во влажном состоянии, не давая ей пересыхать. Чем дольше глина вылеживается, тем лучше становятся ее пластические свойства.

Заготовка сырья.

Где достать глину? Можно купить готовую, например, в магазине канцтоваров или художественном салоне, а можно заготовить самим, выбрав ее прямо из грунта. Делать это лучше всего летом, вблизи рек и ручьев. В городе можно найти достаточно хорошую глину в котлованах, вырытых для строительства домов или прокладки труб. Качество найденной глины можно определить на ощупь или используя специальные способы. Сухую глину разбивают молотком как можно мельче, засыпают в сосуд и заливают водой почти до верхнего слоя. Так же поступают со старыми работами, которые не нужны, и не подвергались обжигу. Через день или два, когда глина впитает воду, ее промешивают палкой и хорошо переминают руками, добавляя при необходимости еще воды. Массу для лепки необходимо сделать однородной, исключить инородные примеси - камешки, веточки, всевозможные осколки, которые могут привести к разрыву и деформации изделия во время обжига. Ее нужно хорошо промять и увлажнить. Масса должна быть в меру влажной, не липнуть к рукам, но и не крошиться, не ломаться при изгибах. Подготовленную таким образом глину складывают в полиэтиленовый бак (ведро), или заворачивают в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязывают, чтобы не проходил воздух. В таком состоянии глина может храниться годами. Время от времени ее проверяют и слегка увлажняют, не давая ей пересыхать. Чем дольше глина вылеживается, тем лучше становятся ее пластические свойства.

Отмучивание.

Если глина сильно засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами, или содержит много песка, ее "отмучивают". Для этого измельченную глину заливают большим количеством воды, и размешивают до однородного состояния, чтобы получилась довольно жидкая масса. Полученный раствор сливают в другую емкость через сито или эластичную ткань. Весь мусор, оставшийся в сите или ткани, выбрасывают, а глинистой массе дают отстояться. Через несколько дней осторожно сливают верхний слой отстоявшейся воды, жидкую глину переливают в другой сосуд, а оставшийся на дне песок выбрасывают. Оставшуюся очищенную глину снова отстаивают, сливая воду, пока не останется достаточно густая масса, которую выкладывают ровным слоем для просушки до рабочего состояния. Сушить ее лучше на мешковине или брезенте, под который подложен толстый слой старых газет и полиэтиленовая пленка. После того, как глина достаточно подсохла, перестала прилипать к рукам, но еще сохранила влажность и пластичность, ее заворачивают в пленку, или складывают в полиэтиленовое ведро для дальнейшего хранения и использования. Такой способ подготовки самый длительный, но он дает наилучшее качество глиняной массы.

Определение качества глины.

Опытные мастера определяют качество глины на ощупь, а новичкам можно применить следующие способы проверки:

Первый способ.

Увлажненную глину тщательно разминают руками, до густоты крутого теста, пока она не вберет в себя всю воду и не перестанет прилипать к рукам. Приготовив таким образом глину, скатывают из нее два шарика диаметром 40 -50 мм, из одного делают тонкую лепешку. Сушат их при комнатной температуре 2-3 дня. Если во время сушки на них появились трещины, значит, глина жирная и требует добавления песка или других отощающих добавок. Если трещин нет, а шарик, падая с высоты 1 м, не раскалывается, значит, это нормальная глина. Тощая глина не растрескивается при сушке, но она не имеет прочности, и в нее желательно добавлять жирную глину.

Второй способ.

2-3 литра глины помещают в какую-либо посуду, заливают водой, разминают комки и перемешивают веселкой. Если глина сильно налипает на веселку, полностью ее обволакивает, значит, она слишком жирная, и в нее надо добавлять песок. Если слой налипшей глины очень тонкий, значит, глина слишком тощая и требует добавки жирной глины. Если к веселке прилипают отдельные комки, такая глина считается нормальной и пригодной для работы.

Третий способ.

Это самый точный способ определения качества глины.

1) Небольшое количество глины замешивают, как в первом способе, до густоты крутого теста и скатывают из него шарик диаметром 40 - 50 мм. Шарик помещают между двумя гладкими дощечками и плавно нажимают на верхнюю, постепенно сжимая шарик, пока на шарике не образуются трещины. Шарик из очень тощей глины (суглинка), распадается на куски при незначительном нажиме. Шарик из глины немного более жирной, чем суглинок, дает трещины при сжатии его на 20 - 25%. Шарик из нормальной глины дает трещины при сжатии на 30%. Шарик из жирной глины дает тонкие трещины при сжатии его на 50%.

2) Из того же глиняного теста раскатывают жгутики толщиной 10 -15 мм и длиной 15 - 20 см. Один жгутик растягивают руками в стороны, до разрывания. Другой сгибают в форме кольца вокруг гладкой деревянной скалочки диаметром 40 - 50 мм. Жгутик из жирной глины вытягивается плавно, постепенно утончаясь, и образует в месте разрыва острые концы, а при сгибании не дает трещин. Жгутик из нормальной глины вытягивается плавно и обрывается, когда его толщина становится меньше исходной на 15 - 20%, а при сгибании образуются мелкие трещины. Жгутик из тощей глины мало растягивается и быстро рвется, образуя неровный разрыв, а при сгибании дает много трещин и разрывов. Для получения нормальной глины часто приходится смешивать две-три глины, добавляя песок, или, наоборот, удаляя его, проводя повторные испытания описанным методом, чтобы найти наилучшие пропорции тех или других материалов.

Инструменты.

Для лепки глиняной игрушки не требуется особых инструментов, главное здесь - руки исполнителя. В процессе лепки, для проработки мелких деталей, можно пользоваться простейшими стеками - деревянными палочками, заостренными с одной стороны и закругленными с другой, или заточенными в виде закругленной лопаточки. Игрушку лепят на столе или на положенной на колени дощечке. Под рукой должна быть миска с водой и тряпка. В процессе лепки неоднократно приходится смачивать поверхность изделия, чтобы прикрепить деталь, загладить соединения, огладить всю поверхность готовой игрушки. Вместо доски можно использовать поворотный станок, который позволяет аккуратно поворачивать изделие и прорабатывать его со всех сторон. Такой станок можно приобрести в художественном салоне или изготовить самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: