Мотив сна в романе «Белая Гвардия»




Интеллигенция в революции и гражданской войне

(М. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая гвардия»)

Образ «дом» и «город». Противопоставление

 

Михаил Булгаков использует два разных масштаба пространства, которые и противопоставляет друг другу. Они такие же герои, как и одушевленные персонажи, у них есть свои характер, история и конфликт.

Под «домом» следует понимать сам дом Турбиных, не просто предметы, но и саму атмосферу уюта и спокойствия, самих людей, как принадлежащих семье, так и просто ее друзей. Дом – олицетворение мира, где все светло, чисто и убрано.

«Город» же – большая модель «дома». Это мир вокруг, который наполнен ужасом, смертью и разрушением. Пространство города, которое заполонили беженцы, связано с войной. Хоть автор и не указывает названия (что подчеркивает типичность всех страшных событий), но в нем угадывается Киев.

У этих двух образов есть одно общее – потеря. Семья Турбиных потеряла мать, Город – старый порядок и весь привычный уклад жизни, в связи с чем город зажил «странною, неестественной жизнью».

 

Система персонажей

 

Алексей Турбин - самый старший в семье (28 лет), военный врач. Понятие чести для него, как и для всех Турбиных, превыше всего. Он борется с новыми порядками до конца, хотя и понимает, что ему нечего защищать, потому что той России болльше не существует. Тем не менее, он не понимает, как можно предать свою родину и своего царя. С позициями Турбина солидарны их близкие друзья: Мышлаевский и Карась.

Николай Турбин - самый младший в семье Турбиных (17 лет), юнкер. Как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма: "Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете". Возглавляет отряд юнкеров, хотя порой его одолевает немалый страх. Когда Най-Турс приказывает всем бежать, спасаться, а сам прикрывает своих солдат, Николай остается со своим командиром. Он готов отдать свою жизнь, служа родному отечеству.

Елена Турбина – сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта (24 года). Заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга. Тем не менее, не винит мужа, когда он бросает ее и предает дом Турбиных ради спасения собственной шкуры и карьеры. Она понимала, что мужу грозит что-то страшное, а потому не возражала против его столь быстрого, спонтанного отъезда. Воспринимает его слова о том, что не может взять ее в неизвестность, обречь на скитания. Тальберг предает Елену, но она не отчаивается, продолжает заботиться о доме и старается поддерживать в нем уют и доброе отношение друг к другу.

Сергей Тальберг - муж Елены. Видя грядущие перемены, решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Это человек, очень быстро меняющий свое мнение. Труслив, горд и самонадеян. Он ради возможной карьеры бросает свою счастливую семейную жизнь. Бежит он из страха. Тальберг - полная противоположность Турбиным. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить.

Также присутствуют офицеры: Шервинский, Мышлаевский, Студзинский, Лариосик - кузен Турбинных. Большинство из этих персонажей имеет реальных прототипов. Также есть большое количество периферийных персонажей, исторических личностей (гетман, Петлюра).

Мотив сна в романе «Белая Гвардия»

Сны в романе "Белая гвардия" играют большую роль, так как в них наиболее ярко и открыто предстают ощущения героев. Мир сна, как нечто иррационального раскрывает истинное значение происходящего с точки зрения идей и ценностей, которые начинают терять свое значение в "реальном" мире романа. Более того, сны разных персонажей часто имеют общие черты.

Действующие лица в "Белой гвардии" делятся на тех, кто может видеть сны (Турбины, Василиса, Петька Щеглов и, с некоторой оговоркой, часовой бронепоезда), и тех, кто не может (те, кто находится за пределами Дома, пришлые люди - беженцы, немцы, петлюровцы).

Чаще всего сны в романе видит Алексей Турбин. Ему снится Город: "как многоярусные соты, дымился, и мел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром». Здесь Город предстает истинным, настоящим, в противовес тому измученному революцией Городу, каким его видят герои в реальности.

Так же очень важным в понимании идеи романа выступает сон Алексея о рае, где оказываются вместе и Най-Турс, и вахмистр Жилин. То есть важно не то, к какому лагерю или политическому строю принадлежит человек, в раю оказываются лучшие люди.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: