Ренессансом называют особый тип культуры, сложившийся в Италии в 14 ст., а затем распространившийся на значительную часть Европы. Основа идеологии, ключевое понятие ренессанса – «гуманизм» (термин введен мыслителями, отсылающими к понятию Цицерона «humanitas - «человечность»). Гуманизм – учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
Происходит обращение к античной культуре, в которой мыслители видели наивысшее выражение и раскрытие сил и возможностей человека, разностороннее развитие его духовных и физических сторон. Человек становится центром философских размышлений, научных изысканий, темой произведений искусства. Старый, средневековый идеал презрения к земному миру уступает место идеалу человека с его земными проблемами и деятельностью, направленной на их разрешение. Даже в живописи начинает преобладать прямая геометрическая перспектива, усиленная цветовой и воздушной перспективой, ставившая в центр точку зрения человека и организующая мир в соответствии с тем, что человек находится в его центре. Человек и человеческий быт становились основным предметом искусства эпохи Возрождения даже в произведениях, посвященных религиозной тематике (эта тенденция носит название антропоцентризм). Но в то же время такая тенденция порой приводила к негативным результатам (по А.А.Лосеву,- «обратная сторона возрожденческого титанизма»). Человек, освобожденный от религиозной догматики, часто раскрывал в себе негативные стороны натуры, что приводило к утрате нравственных ориентиров. Антропоцентризм доходил до своего логического завершения, переходя в тенденции прямо противоположные (гелиоцентрическая система Коперника, учение о множественности миров, о котором говорили Дж.Бруно, Н.Кузанский перемещали человека из центрального положения в мире, где он, согласно Аристотелевско-Птолемеевской космологии находился, на периферию). Трагизм человеческого существования получил яркое воплощение в искусстве того времени – скульптурах Микеланджело, трагедиях Шекспира.
|
Т.о, к основным чертам гуманизма следует отнести антицерковную и антисхоластическую направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, антропоцентризм, оптимизм и жизнеутверждающий характер.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты, в частности, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла одновременно были писателями..
В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами людей. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.
|
Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.
Разносторонност ь - идеал возрожденческого человека. Например, кругом занятий флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472) были теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика.
Новая атмосфера была особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.
Итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в знаменитой " Речи о достоинстве человека " заявляет: «Сотворив человека и "поставив его в центре мира", Бог обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю"
|
Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой, и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.
У Пико Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной "поврежденной" природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.
Всякая деятельность - будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается теперь иначе, чем в Античности и в Средневековье. У древних грековсозерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по- гречески - "теория") приобщает человека к тому, что вечно, то есть к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир "мнения". В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление за грехи ("в поте лица твоего будешь есть хлеб твой") и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.
И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали " искусством" и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто "искусник", "техник", каким он был для античности и средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея, Б. Кавальери.
Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и Античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней (языческой) укорененности человека в космосе. Человеческая личность ("внутренний человек") приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в Средние века покоилась на союзе человека с Богом, то есть не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.
В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своеготрансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем - открывшемся ему теперь в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскресении человека во плоти привело к той " реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.
Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола (1463— 1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу.. Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата " О наслаждении как об истинном благе":
ниспровергал церковные авторитеты;
критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
в центр мироздания ставил человека;
верил в возможности человека и его разум;
отвергал аскетизм и самоотрешение;
призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
был сторонником равенства мужчины и женщины;
высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.