Речевая деятельность состоит из порождения и восприятия речи.
Механизмы порождения и восприятия речи скрыты от наблюдения. Их можно исследовать по нарушениям, которые обнаруживаются в речи людей (в норме или патологии), либо экспериментальным путем. Наиболее известные отечественные исследователи проблем порождения и восприятия речи — Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Соколов, А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова), А. Р. Лурия, И. Н. Горелов, Н. П. Бехтерева, А. А. Залевская, И. А. Зимняя.
Для того, чтобы говорить и понимать услышанное, в мозге должна быть заложена система языка. Первые подходы к разработке проблемы порождения и восприятия речи находим в книге Льва Семеновича Выготского «Мышление и речь».
Выготский различает значение и смысл. Значение общенародно, оно объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации. Смысл — это индивидуальное значение, которое связано с личным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Смысл всегда имеет индивидуально-личностный характер, он рождается в субъективном сознании говорящего и как бы несет в себе то содержание, которое должно воплотиться в речи. Движение от мысли к слову, по Выготскому, предстает в форме превращения личностного смысла в общепонятное значение.
Выготский выдвинул и гипотезу кодовых переходов при речепорождении и речевосприятии.
Установлено, что:
1) сначала, сразу после восприятия слова, в сознании че
ловека возникает паттерн, отражающий акустические признаки
слова (слова, близкие по звучанию, имеют похожие паттерны);
это — первая фаза переработки вербального сигнала мозгом,
первая фаза кодовых переходов;
|
2) затем первичный акустический паттерн претерпевает
трансформацию, связанную с анализом значения предъявленно
го слова.
наконец, промежуточный паттерн трансформируется в
такой, который уже никак не связан с акустическим обликом
слова и является чисто семантическим. Таким образом, можно говорить о существовании следующих кодовых переходов.
Речевосприятия
внешняя речь °=> акустический код *=> промежуточный код <=> автономный код (УПК)
Речепорождение
Процесс воплощения мысли в высказывание осуществляется, таким образом, через промежуточный код или так называемую внутреннюю речь. Заметим, что внутренняя речь — это не то же самое, что внутреннее проговаривание.
Внутренней речью большинство исследователей в настоящее время называет промежуточный код (по Н. П. Бехтеревой), совмещающий черты акустического и смыслового кода. Это терминоупотребление — дань психологической традиции, идущей от Л. С. Выготского, поскольку, строго говоря, промежуточный код вовсе не является речью, это особый код, являющийся посредником между внешней речью и автономным кодом.
Внутренняя речь исключительно трудно поддается изучению, и лингвисты еще мало знают о ее особенностях, структуре и механизмах.
Таким образом, можно сказать, что универсальным код называется потому, что он есть у всех людей, а предметным — поскольку его единицы представляют собой преимущественно предметные образы.
На универсальном предметном коде происходит формирование замысла речи, первичное формирование личностного смысла, который стремится выразитл говорящий. Движение от мысли к слову происходит на первых этапах развертывания этого процесса с использованием невербального кода, который в ходе порождения речи перекодируется в языковую форму.
|
Порождение речи, таким образом, это переход с кода чувственных образов на обычный вербальный язык. В процессе восприятия и понимания языка мы, наоборот, переводим языковые единицы на универсальный предметный код.
Универсальный предметный код субъективен, индивидуален у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта.
Существует несколько известных моделей, представляющих процесс порождения речи. Приведем основные из них (А. А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., 1999, с. 210-218).
Модель Л. С. Выготского (30-е гг.):
Мотив → мысль → внутреннее слово (смысл) → значение внешнего слова → слово.
Модель А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой (1970):
Мотив → мысль → внутреннее программирование → лексическая развертка, грамматическое структурирование → внешняя речь.
Модель Т. В. Ахутиной (1975):
Мотив → мысль (речевая интенция) → внутреннее программирование, грамматическое структурирование → смысловая структура, грамматическая структура → внешняя речь.
Модель А. Р. Лурии (1975):
Мотив → основная мысль высказывания → семантическая запись → глубинная синтаксическая структура поверхностная синтаксическая структура — морфологическая, фонологическая, фонетическая развертка.
Модель А. А. Залевской (1977):
|
Пусковой момент → образ результата действия (доминирующая мотивация, формирование модели обстановки, учет вероятностного опыта; продукт — образ результата) → смысловое программирование речемыслительного действия (выбор семантических единиц, выбор правил комбинирования семантических единиц; продукт — смысловая программа) → реализация смысловой программы речемыслительного действия (выбор стратегии перехода от смыслового кода к внешнему коду, выбор слов, выбор правил комбинирования слов, моторная реализация; продукт — высказывание).
Модель И. А. Зимней (1985);
Внешнее воздействие → мотив как опредмеченная потребность, коммуникативное намерение → замысел (пространственно-понятийная схема, линейная схема) → артикуляционная программа (выбор слов, грамматическое структурирование) → артикуляция (акустический сигнал).
Фазы порождения речи: Фаза мотивации
Формируется мотивация к речевому высказыванию, связанная с необходимостью передать определенное содержание собеседнику, установить с ним контакт, выразить просьбу, пожелание, требование, некоторое эмоциональное отношение к собеседнику или ситуации и т. д.
Фаза формирования речевой интенции
Фаза реализации программы
Фаза моторной реализации
Процесс восприятия совершается в обратном направлении по отношению к процессу порождения речи. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зрительного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уровень мышления.
ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus "бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор"), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.
Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. Наиболее отчетливо выделяются три основных класса употребления термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов.
К первому классу относятся собственно лингвистические употребления этого термина, исторически первым из которых было его использование в названии статьи Дискурс-анализ американского лингвиста З.Харриса, опубликованной в 1952.
Второй класс употреблений термина «дискурс», в последние годы вышедший за рамки науки и ставший популярным в публицистике, восходит к французским структуралистам и постструктуралистам, и прежде всего к М.Фуко, хотя в обосновании этих употреблений важную роль сыграли также А.Греймас, Ж.Деррида, Ю.Кристева;
Существует, наконец, третье употребление термина «дискурс», связанное прежде всего с именем немецкого философа и социолога Ю.Хабермаса. Оно может считаться видовым по отношению к предыдущему пониманию, но имеет значительную специфику. В этом третье понимании «дискурсом» называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.