ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОГО СРЕДЫ




Роль права в регулировании взаимодействия природы и общества состоит в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к природе. Наиболее существенные правила такого поведения закрепляются государством в законодательстве и становятся общеобязательными для выполнения и соблюдения нормами права, обеспеченными государственным принуждением на случай их невыполнение.

Принимая во внимание комплексный характер проблем экологии, их органическаую связь со всеми политическими, социальными и экономическими факторами, стратегия природопользования в Украине должны быть одной из фундаментальных составляющих стратегии развития правового, демократического государства с развитой рыночной экономикой. Одним из таких неопровержимых прав есть право граждан на экологическую безопасность. Оно обеспечивается комплексом юридических, экономических, технологических и гуманитарных факторов.

Серьезным недостатком действующего на сегодняшний день природоохранного законодательства есть тот факт, что формировалось оно по ресурсным признакам, то есть отдельному регулированию подлежат земельные, водные, горные, лесные, атмосфероохранные и другие отношения. Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений относительно природной среды как единого организма.

Уже из первых законотворческих шагов суверенной Украины определены основы обеспечения экологических прав человека. Важным актом нового государства стал Закон " Об охране окружающего природного среды" от 25 июня 1991 года. Данный закон не только провозглашает, но и предусматривает систему гарантий экологической безопасности человека, вносит определенную упорядоченность в систему управления в области природопользования. Он закрепляет право граждан Украины на безопасную для жизни окружающую среду. Это неотъемлемое право человека реализуется путем участия в обсуждении проектов законодательных актов и других решений в области охраны окружающей среды; участия в разработке и осуществлении мероприятий по охране природной среды, рационального использования природных ресурсов;

объединение в общественные природоохранные организации; получение полной и достоверной информации о состоянии окружающего природного среды.

Закон предоставляет гражданам Украины право обращаться в суд с иском против предприятий, учреждений и организаций относительно возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую среду. Он обязует государственные органы предоставлять всестороннюю помощь гражданам в осуществлении природоохранной деятельности и учитывать их предложения в этой области.

Согласно этому Закону граждане Украины имеют не только права, но и обязанности относительно сохранения природы, рационального использования ее богатств, соблюдение законодательства об охране окружающего природного среды. В Законе установлены принципы охраны окружающей природной среды:

— приоритетность требований экологической безопасности;

— гарантирование экологически безопасного положения для жизни и здоровья людей;

—экологизация материального производства;

—научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества;

—сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности естественных объектов и комплексов;

—гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающего среды, формирование у населения экологического мировоззрения;

—научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду;

—взыскание платы за специальное использование природных ресурсов,за загрязнение окружающей природной среды и снижения качества природных ресурсов;

— решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.

Закон закрепляет экологические права и обязанности граждан Украины:

— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

— участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов относительно размещения и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды;

—участие в проведении общественной экологической экспертизы;

—получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влияние на здоровье населения;

—право на представление в суд исков против государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую природную среду.

Граждане Украины обязаны:

— беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства, осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, экологических нормативов;

—не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

—вносить плату за специальное природопользование;

—компенсировать вред, причиненный загрязнением и другим негативным влиянием на окружающую природную среду.

Закон определяет полномочия Верховной и местных Советов народных депутатов, органов управления (Кабинета Министров Украины, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов) в области охраны окружающей природной среды. Специально уполномоченным органом управления в этой области есть Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопасности Украины), созданное в 1995 году.

Закон предоставляет широкие полномочия общественным объединениям, в частности:

— принимать участие в проведении специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мер;

— проводить общественную экологическую экспертизу и обнародовать ее результаты;

— получать информацию о состоянии окружающей природной среды и источника его загрязнения;

 

—выступать с инициативой проведения республиканского и местных референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды;

—подавать в суд иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушения экологического законодательства.

Закон Украины " Об охране окружающей природной среды" определяет понятие экологической безопасности и мероприятия по ее обеспечению, экологические требования к размещению, проектированию, строительства, реконструкции, введение в действие предприятий и других объектов, о применении минеральных удобрений, средств защиты растений, токсичных химических веществ; предусматривает мероприятия по охране окружающей природной среды от вредного биологического влияния, вредного влияния физических факторов и радиоактивного загрязнения, от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами.

В Законе приводится понятия зон чрезвычайных экологических ситуаций (экологической катастрофы, повышенной экологической опасности). Установлена дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Основными из них есть:

—нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;

—нарушение норм экологической безопасности;

—нарушение требований законодательства, при проведении экологической экспертизы;

—допущение сверхнормативных, аварийных, залповых выбросов и сбросов в окружающую природную среду;

—самовольное использование природных ресурсов, превышение лимитов и нарушения других требований использования природных ресурсов;

—неприменение мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду;

—нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, захоронении химических, токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других отходов;

—отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающего природного среды, источника его загрязнения и прочее.

Важным есть раздел об экологической экспертизе. Законодательное закрепленная ее обязательности. Положительный вывод государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования по всеми проектам и программам, реализация которых без такого положительного вывода запрещается. Кроме Государственной, Закон предусматривает другие формы экологической экспертизы — общественную, научную, которые проводятся независимо от государственной. Государственные.стандарты в области охраны окружающей среды провозглашаются обязательными. Определенная система экологических нормативов: предельно Допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде, предельно допустимые и временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ; предельно допустимые уровни шума, электромагнитного излучения и других вредных влияний, а также нормы и правила радиационной безопасности; нормы и правила природопользования, которые устанавливаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения и Минэкобезопасности Украины.

Закон предусматривает, что в Украине гражданам гарантируется право.общего использования природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых нужд (эстетичных, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.п.).

Естественные ресурсы делятся на республиканские (общегосударственные) и местные. К республиканским природным ресурсам отнесены территориальные, естественные ресурсы континентального шельфа и экономической (морской) зоны и поверхностные воды, которые расположены или используются на территории более, чем одной области; лесные ресурсы; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Украины; естественные ресурсы в пределах объектов заповедного фонда республиканского значения; полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.

Законом предусматривает, что Украина присоединяется ко всем видам международного сотрудничества в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, которое осуществляется путем составления договоров, соглашений, а также участия в природоохранной деятельности ООН, других правительственных и неправительственных организаций.

 

Методы борьбы с загрязнениями атмосферы. К основным наиболее эффективныхм из них принадлежат экономические методы. Во многих развитых странах действует продуманная система поощрительных и запретных мер, которые помогают избежать загрязнений. Фирмы, которые внедряют безотходные технологии, новейшие системы очищения и т.п., имеют существенные налоговые льготы, которые дают им преимущества над конкурентами. Вместе с тем фирмы и предприятия, которые загрязняют атмосферу, вынуждены платить очень большие налоги и штрафы. Во многих странах, кроме государственных санитарно-эпидемиологических служб, за состоянием атмосферы следят также многочисленные общественные организации («зеленые» общества).

Есть также организационные, технологические и другие методы борьбы с мараниями атмосферы:

уменьшение количества ТЭС за счет строительства более мощных, обеспеченных новейшими системами очищения и утилизации (полезного использования) газовых и пылевых выбросов. Как известно, одна мощная ТЭС загрязняет воздух меньше, чем сотня котельных той же суммарной мощности. Газы, которые выходят из топок ТЭС, прежде чем попасть в атмосферу, очищаются в специальных установках. Некоторые страны даже имеют таким образом экономическую выгоду. Например, Франция обеспечивает свои нужды в серной кислоте, улавливая ее из отходных газов ТЭС (собственных месторождений серы, из которой в других странах изготовляется серная кислота, в Франции нет);

очищение угля от пирита [ серного колчедана (Ре82)] перед его сжиганием в топках ТЭС. Это становится необходимым в связи с использованием для ТЭС уголя чимраз низшего качества со значительным содержимым пирита (окисляясь в топках ТЭС, пирит разлагается с выделением 502). В результате эффективного очищения угля от пирита содержимое оксидов серы в дымах ТЭС уменьшается на 98-99 %;

замена угля и мазута для ТЭС более экологически чистым топливом — природным газом. ТЭС, которые работают на природном газе, выбрасывают в атмосферу только СО2 и оксиды азота (последние также можно уловить из дыма), и не загрязняют воздуха другими вредными выбросами;

регулирование двигателей внутреннего сгорания в автомобилях, установление на них катализаторов, которые нейтрализуют угарный газ (СО) в СО2; замена экологически опасного етилировонного бензина (который загрязняет воздух свинцом) менее вредным топливом;

озеленение городов І поселков;

правильное планирование жилых и промышленных районов в черте города. Надо располагать их по возможности дальше друг от друга, а между ними обязательно создавать зоны зеленых насаждений. Автомобильные трассы с напряженным движением (особенно грузовиков) необходимо планировать в обход жилых районов; использование звукопоглощающих материалов во время строительства жилых и промышленных сооружений; устроение линий электропередач (ЛЭП) за пределами сел и городов.

Очищение сточных вод. Все естественные водоемы способны самоочищаться. Самоочищение водыэто нейтрализация сточных вод, выпадание в осадок твердых загрязнителей, химические, биологические и другие естественные процессы, которые содействуют удалению с водоема загрязнителей и возвращению воды к ее первоначальному состоянию.

Однако способность водоема к самоочищению имеет свои границы. Сегодня в водоемы поступает такое огромное количество сточных вод, настолько загрязненных разными токсичными для их жителей веществами, что много водоемов начали деградировать. Поэтому человечество, если оно хочет иметь будущее, должно немедленно принять специальные меры для очищения загрязненных вод и возвращения источников водоснабжения к такому состоянию, чтобы они стали бы пригодными для использования.

К мерам, которые должны обеспечить нормальное состояние водных объектов, принадлежат: '

* нормирование качества воды, то есть разработка критериев ее пригодности для разных видов водопользования;

* сокращение объемов сбрасывания загрязнителей в водоемы усовершенствованием технологических процессов;

* очищение сточных вод.

Действующими законами Украины предполагается, что для разных хозяйственных нужд должен использоваться вода определенного качества. Недопустимо, например, использовать питьевую воду для охлаждения блоков ТЭС, запрещается сливать в водоемы сточные воды, которые содержат ценные отходы, которые могут быть изъяты с применением рациональной технологии. Основное направление защиты водного среды — переход предприятий к работе по схеме запертого цикла водоснабжения, когда они после очищения собственных сточных вод повторно используют их в технологическом цикле, и загрязненные сточные воды вообще не попадаются в водоемы.__

В сельском хозяйстве (основной потребитель воды) ввести суровую экономию воды, рациональное ее использование.

Очищение сточных вод — это разрушения или удаление загрязнителей и уничтожения в них болезнетворных микробов (стерилизация). Сегодня применяются два метода очищения сточных вод: в искусственных условиях (в специально созданных сооружениях) и в естественных (на полях орошения, в биологических прудах и т.п.).Загрязненные сточные воды последовательно подвергают механическому, химическому и биологическому очищению.

Охрана почв. Почвы — органа-минеральный продукт многолетней общей деятельности живых организмов, воды, воздуха, солнечного тепла и света. Это естественные образования, которые характеризуются плодородием — способностью обеспечивать растения веществами, необходимыми для их жизнедеятельности.

Самые плодородные и мощнейшие грунты — черноземы — формировались на протяжении многих тысячелетий в зонах луговых степей, где был благоприятный климат (теплое лето, количество осадков — 500- 600 мм/год), оптимальные условия для развития богатой травянистой растительности. Самые большие в мире запасы черноземов сосредоточены на территории Украины.

Грунты представляют огромную ценность не только потому, что это основной источник получения продуктов питания; кроме того:

• они принимают активное участие в очищении естественных и сточных/вод, которые фильтруются сквозь них;

• растительный^-растительный-почвенно-растительный покров планеты — это регулятор водного баланса суши, поскольку он поглощает, удерживает и перераспределяет большое количество атмосферной влаги;

• это и универсальный биологический фактор, и нейтрализатор трех видов антропогенных загрязнений.

Рекультивация затронутых земель. В результате хозяйственной деятельности человека образовываются распространенные земли, которые потеряли свою хозяйственную ценность, а иногда даже стали источником загрязнения природного среды. Более всего ухудшают землю открытые горные выработки (карьеры).

Согласно действующему законодательству использованные земли могут быть восстановлены рекультивацией. В частности, рекультивацию карьеров должны осуществлять те горнодобывающие предприятия, которые их создали.

Рекультивационные работы выполняются в два этапа: техническая рекультивация, потом биологическая.

В ходе технической рекультивации затронутые земли готовят для дальнейшего использования: планируют их поверхность (глубочайшие части карьеров засыпают пустыми породами, выравнивают их стенки); снимают, перевозят и складывают в бурты плодородный грунт (это делают к началу проходки карьера); строят дороги, гидротехническое и мелиоративное сооружения. Если отвальные породы содержат вредные для растений вещества (сульфиды, соли тяжелых металлов и т.п.), то на них после планирования накладывают пласты нейтральной породы (глины, песка и т.п.). После планирования отвалы должны пройти стабилизацию (один-два года), когда под действием силы веса и | увлажнения отвальные породы уплотняются.

Биологическая рекультивация предусматривает комплекс работ для улучшения физических и агрохимических свойств грунтов на рекультивированных землях (известкование, пескование, внесение минеральных удобрений и т.п.). Снятый раньше плодородный грунт, который хранился в буртах, наносится на поверхность спланированных стабилизированных отвалов.

Охрана земных недр. Недра Земли используются человеком с разной целью, в частности для:

• добыча полезных ископаемых;

• хранение редких и газообразных полезных ископаемых в естественных и искусственных хранилищах;

• строительства разных сооружений, хранилищ и даже целых заводов;

• прокладывание транспортных коммуникаций (метро, трубопроводы

• погребение токсичных промышленных и сточных вод.

Главное направление использования недр — это, конечно, добыча минерального сырья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: