Функции управления
Предприятия как сложная система управления содержит управляемую часть (производство, цехи, участки,бригады, службы) и управляющую (аппарат управления). Управление производством требует специализации подразделений управляющей части системы и закрепления определенных видов управленческой деятельности за работником или группой работников аппарата управления.
Специализация подразделений управляющей системы осуществляется по функциям управления.
Функция управлениия –это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности.
Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности осуществляемую на всех уровнях управления предприятиями.
Различают общие и специальные функции управления.
Общие - отражают типовую структуру процесса управления; они включают комплексы управленческих работ,выполняемых при управлении любым объектом.К ним относятся: прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, учет.
Специальные – включают комплексы управленческих воздействий на отдельные стороны деятельности предприятия,которые выступают специфическими объектами управления, например: управление снабжением, транспортным хозяйством, качеством продукции и другое.
Функция - это объективно составляющая управления. В функциях проявляется сущность, содержание управления.
Сложная совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе - может быть сведена к ограниченному перечню, то есть все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла:
Принятие управленческого решения;
|
Реализация решения;
Контроль. П рактически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач,которые призван решать соответствующий аппарат управления. То есть их нужно определять как функции - задачи аппарата управления.
Планирование
Планирование – это процесс разработки цели организации и мероприятия, направленных на достижение этой цели.
Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование, программирование.
Прогнозирование – это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Прогнозы носят вероятностный характер, если прогнозирование выполнено качественно,результатом станет прогноз будущего, который можно использовать кА основу для планирования.
Оно призвано обеспечить следующие задачи:
- определение динамики экономических явлений
- составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации;
- определение в перспективе конечного состояния системы, ее переходных состояний.
Моделирование -процесс представления реализации различных ситуаций и состояний системы в течении планируемого периода, является важнейшим условием прогнозирования. Программирование. Её задача - исходя из реальных условий функционирования системы запрограммировать её перевод в новое заданное состояние.
Включает:
- Разработка алгоритма функционирования системы;
|
-определение требующих ресурсов;
-выбор методов управления.
Планирование, как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.Оно охватывает различные уровни организации и во времени носит долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный характер.
1 Долгосрочное планирование (15...20лет).
Определяются общие цели фирмы и стратегия
2 Среднесрочное планирование (на 5 лет).
Основная задача- выбор средств, для выполнения намеченных целей.
Определяется:
- общая кадровая политика;
- общая финансовая политика;
- общая производственная стратегия;
- общая маркетинговая стратегия;
3. Краткосрочное планирование (текучее)
Детализируется по кварталам им месяцам и имеет несколько форм:
1. Одной из его форм является процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные с более детализированными отрезками. При этом, обычно на год, составляются производственный, финансовый планы и план по маркетингу.
2. Другой формой является разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем (в случае возникновения забастовки).
3. Третьей формой является бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатывается несколько видов бюджетов или даже их групп:
- смета доходов и расходов;
- смета затрат, материалов;
- смета капитальных расходов;
- кассовый бюджет;
-балансовая смета.
* Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов.
|
Организация
Под организацией понимается процесс:
Организация - это процесс создания структуры предприятия,а так же обеспечение необходимым для её нормальной работы (персонал, материалами, оборудованием, заданиями, денежными средствами и другим), который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.
Функцию организации рассматривают в двух аспектах:
- как процесс создания системы;
- как процесс её совершенствования.
Организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга.
Решение о выборе структуры организации в целом всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, продуктивно распределяет и направляет усилия своих сотрудников.
Кроме формирования структуры организации, она еще обеспечивает её всем необходимым (персонал, денежные средства,средства производства, материалы и так далее). То есть на этом этапе формируются условия для достижения более эффективных результатов.
Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как
внешнее, так и внутреннее её окружение.
Мотивация
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.
Теория мотивации разделяется на две категории:
1 Содержательные, которые основываются на идентификации тех внутренних побуждений(потребности), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.(работы Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клелланда, Фредерика Герцберга).
2 Процессуальные основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. (Или как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения).
Содержательные теории Мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры.
Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающие побуждение к действию.
– Первичные потребности заложены в человеке генетически,а вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. (Или по природе своей психологии, например потребности в успехе, уважении,власти и так далее).
1. Теория иерархии потребностей Маслоу.
Структура потребностей по Маслоу имеет 5 иерархических уровней. Человек не склонен подниматься на верхние уровни потребностей до тех пор, пока не удовлетворены потребности низших уровней.
2. Теория мотивации Мак Клелланда
Согласно этой теории любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трех потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности.
- потребность властвовать развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы,протекающие в их окружении.
- в потребности успеха, необходимо учитывать, что подчиненные получают удовлетворение в основном от процесса работы и в меньшей степени- от награды за выполненную работу.
- потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношения с окружающими. Для успешной работы таких членов коллектива необходимо создавать такие условия, чтобы они могли активно взаимодействовать с достаточно широким кругом людей.
3. Согласно этой теории выделяются две группы факторов, которые по разному влияют на мотивацию работников.
Процессуальные теории Мотивации рассматривают, как человек распределяет усилия для достижения целей, а так же поведение человека не только как функцию его потребностей, но и ожидания, связанных с данным процессом, ситуацией.
Данный подход базируется на экспериментах ученого физиолога Павлова.
Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
Теория ожидания
Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.
При анализе мотивации к труду выделяют три взаимосвязи:
1. Затраты труда- результаты (З-Р);
2. Результаты- вознаграждение (Р-В);
3. Удовлетворенность вознаграждением- валентность (В).
(З-Р) х (Р-В) х В = мотивация
Суть теории состоит в том,что подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что их ожидания оправданы.
Теория справедливости
Данная теория говорит, что люди субъективно относятся к соотношению полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем сопоставляют его с вознаграждение других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, возникает напряжение, снижающее результативность труда.
Вывод: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
Модель Портера- Лоулера.
Портер и Лоулер обобщили две предыдущие теории и пришли к выводу, что результативный труд ведет к удовлетворению. Авторы модели полагают, что именно чувство выполненной работы ведет к удовлетворению. Важно объединить в единое целое такие понятия как затраченные усилия, способности, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения, восприятия в рамках единой взаимосвязанной системы.
Основной вывод теории справедливости для практики управление состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Контроль.
Контроль -это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Основные виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
1. Предварительный контроль осуществляется до начала операции. Представляет собой проверку готовности, с точки зрения ресурсного обеспечения.
2. Текущий контроль, осуществляется в ходе проведения работ, объектом контроля чаще всего являются подчиненные. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после решения локальных задач, и сопоставления их с намеченными целями.
3. Заключительный контроль несет две функции:
а) Обучающая. Дает руководителю информацию для планирования в случае повторения работы с учетом, как возникших проблем, так и удачных решений.
б) Мотивационная (вознаграждение с учетом конкретного вклада в конечный результат)
В функцию контроля входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Модель процесса контроля:
1. Разработка планов, нормативов и стандартов;
2. Совершение действий по повышению планов;
3. Получение фактических показателей деятельности;
4. Сопоставление фактических показателей деятельности с нормативами стандартами;
5. Определение отклонений;
6. Анализ отклонений;
7. Разработка программы корректирующих действий.
Формы контроля:
Финансовый, производственный, маркетинговый, контроль качества, ценообразования, административный.
1. Финасовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам.
Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности предприятия (организации) – производство, маркетинг,и непосредственно само управление. Он включает в себя – бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей и отдачу инвестиций.
2. Производственный контроль включает в себя следующие функции:
- маршрутизация, т.е. последовательность операций;
-загрузка, т.е. распределение работ,
-производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция;
-предварительная оценка стоимости выполнения работы.
-отправка, завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы.
3. Маркетинговый контроль базируется на:
-анализ возможностей сбыта;
-анализе доли рынка;
-анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом.
4. Контроль качества включает:
-новизну, технический уровень,
-отсутствие дефектов при исполнении,
-надежность в эксплуатации.