Татарская слобода Гридинской волости
ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ
Составлена на основе документальных источников Государственного архива Костромской области, содержащих сведения актового характера: ревизских сказок на крестьян Татарской слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии [2] и метрических книг о рождении, бракосочетании и смерти прихожан магометанского вероисповедания подгорной Татарской слободы г. Костромы[3]. Сведения об отдельных персонах рода ограничены хронологическими рамками источников[4]. Отсутствующие даты рождения, смерти или брака представителей рода связаны с отсутствием документов.
В основу поколенной росписи легли статьи о представителях рода. Статья содержит шифр каждого члена рода, его полное календарное имя, даты жизни, состоящие из даты рождения и даты смерти (не у всех), либо только даты рождения или даты смерти (обозначена +), все встретившиеся в архивных источниках сведения о представителе в виде пересказанной близко к тексту документа информации или цитаты, сведения о супругах представителя рода.
По документам XIX века Маметевы были приписаны к разряду казенных крестьян. Из титула ревизской сказки 1811 г. по Татарской слободе известно, что ревизия 1811 г. учитывала «мужеска пола татар казенного ведомства, состоящих в Татарской слободе Костромской губернии и округи». Ревизию составлял староста слободы Курманалей Обдулов.
По ревизским сказкам 1850 и 1858 гг. Маметевы числились «государственными крестьянами, водворенными на казенных землях Татарского общества Татарской Слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии». Магометанское население в Костромской губернии в этот период составляло 182 мужчин и 143 женщины[5].
|
Следующий по хронологии источник для исследования генеалогии Маметевых, метрические книги, сохранились с 1860 по 1919 гг. Обязательное ведение метрических книг распространилось на магометанские общины в 1828 г.[6], с 1874 г. составление метрических выписей о магометанах была возложена на обязанность приходских мул[7]. В Костроме существовала магометанская община, местом для осуществления молитв и обрядов была деревянная мечеть. Метрики, как результат обрядов, связанных с рождением, бракосочетанием и смертью, велись на арабском языке. После Октябрьской революции 1917 г. функция регистрации актов гражданского состояния населения были переданы из церквей всех концессий в ведение государственных учреждений - ЗАГСов. Тексты метрических записей на татарское население Костромы и губернии были переведены в краткой форме на русский язык. Некоторая информация при переводе, вероятно, была утеряна либо нечаянно, либо намеренно, в том числе информация о сословной принадлежности учтенных прихожан, и Маметевых в их числе. Именно по этой причине нам осталось не известным, сохранили ли Маметевы по прямой линии (по линии Абдуллы Сейфуллина) сословную принадлежность к крестьянам в постревизское время (после 1858 г.) или перешли в другое состояние. В переводном тексте нередко встречаются описки и ошибки.
Самые ранние сведения о Маметевых[8] относятся к Елизаветинским временам: первые датируемые персоны рода братья Юсуп и Якуп Сулеймановы родились в 1753 и 1756 гг. На протяжении полутора веков Маметевы относились к сословию, или как прежде говорили, к состоянию крестьян, и законы Российской империи определяли их юридические права и обязанности, взаимоотношения и во многом даже жизненный уклад. При Екатерине II государственные крестьяне находились в ведении губернских казенных палат и волостных правлений, функции которых сводились к взиманию и учету податей. Сельские должностные лица выполняли роль сборщиков: староста — сборщика податей, смотритель хлебного магазина — сборщика запасов, рекрутский отдатчик — сборщика рекрут, нарядчики подвод и людей — исполнителей дорожной и подводной повинностей. Государственные крестьяне составляли свободное сословие.
|
Существенная перемена в положении государственных крестьян произошла в 1838-40 годах с образованием министерства государственных имуществ, в ведение которого передали государственных крестьян. Делалась попытка ввести законы, по которым государственные крестьяне должны были стать не источником дохода для казны, а предметом государственного попечения. Начался перевод податей (налогов) с душ на землю. Оброчная подать стала составлять долю с капитальной стоимости земли, теряя характер подати и превращаясь в наемную плату за землю. На основании размеров этой платы можно было вычислить размер выкупной цены государственного надела. Всех казенных крестьян стали объединять в сельские общества. К 1850 году крестьяне Татарской слободы были объединены в Татарского сельское общество слободы Татарской Гридинской волости.
Реформы 1860-х гг. мало повлияли на общинный уклад жизни государственных крестьян: оставалась круговая порука с запретами покидать место жительства без временного паспорта, менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения из общества. Главе крестьянской семьи выдавался общий документ на всю семью, так называемый вид на жительство, в который вносились его жена, сыновья и родственники мужского пола до 18 лет, дочери до 21 года, т.е. все те, кто проживал и был приписан к крестьянскому двору. Отдельному члену семьи могли выдать по просьбе родителей отпускной билет, например, в связи с занятием отхожим промыслом или ученичеством тому или иному мастерству. Сословными признаками крестьян оставались подушная подать (отменена в начале XX в.), и подсудность волостному суду. Наказание розгами сохранилось даже после отмены телесных наказаний по общему законодательству. Право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю крестьяне получили в 1906 г.
|
I КОЛЕНО
СМАИЛ
Известен из отчестваупомянутого в ревизской сказке[9] 1811 г. главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова.
II КОЛЕНО
СУЛЕЙМАН
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. во главе семьи № 11 как Сулейман Смаилов с сыновьями. Возраст не указан.
III КОЛЕНО
3-2. ЮСУП 1753-1805
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова Юсуп 42 лет по предыдущей ревизии 1795 г. В графе «Из того числа выбыло» о нем запись: умре в 1805 г.
4-2. ЯКУП 1756
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова Якуп 55 лет (39 лет по предыдущей ревизии 1795 г.).
IV КОЛЕНО
5-3. ЕШМЕТ 1778
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Юсупа Сулейманова Ешмет 33 лет, 17 лет по предыдущей ревизии 1795 г.
6-4. СМАИЛ 1792
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Смаил 19 лет, 3 лет по предыдущей ревизии 1795 г.
Жена Дявле Саитова 1796-1873
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как мать главы семьи № 21 Сейфуйлы Смаилова Дявле Сяитова 62 лет. Есть вероятность, что матерью она названа ошибочно, т.к. в предыдущей ревизии 1850 г. Девле значится женой дяди Сейфуйлы Смаилова Алея Якупова в возрасте 55 лет, т.е. возраст обеих Девле приблизительно совпадает.
7-4. ХАБИБУЛЛА 1794
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Хабибулла 17 лет, 1 года по предыдущей ревизии 1795 г.
8-4. АЛЕЙ 1796-1845
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Алей 15 лет, новорожденный по предыдущей ревизии 1795 г. В ревизской сказке 1850 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии записан как дядя главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Алей 37 лет по предыдущей ревизии 1834 г. В графе «Из того числа выбыло» запись: умер в 1845 г.
Жена Девле, р.1795.
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как жена Алея Якупова 55 лет. Умерла 03.05.1873 в возрасте 80 лет от старости. Запись о смерти №3.
9-4. СЕЛИМ 1802
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Селим 9 лет, новорожденный [10] по предыдущей ревизии 1795 г.
V КОЛЕНО
СЯГИТ 1802
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Ешмета Юсупова Сягит 9 лет, вновь рожденный по предыдущей ревизии 1795 г.
ГУМЕР 1804
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Ешмета Юсупова Гумер 7 лет, вновь рожденный по предыдущей ревизии 1795 г.
12-6. СЯЙФУЛЛА 1818/1820-13.12.1865
В ревизской сказке 1850 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии записан во главе семьи № 21как Сейфуйла Смаилов 32 лет (16 лет по предыдущей ревизии 1834 г.)
В ревизской сказке 1858 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии упоминается как глава семьи № 21Сейфуйла Смаилов 39 лет (32 лет по предыдущей ревизии 1850 г.) Запись о смерти № 5. Умер 13.12.1865 г. в возрасте 45 лет от болезни груди.
Жена Зюлейха Ягудина 1827-30.03.1909.
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как жена главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Ягудинова 26 лет. Умерла 30.03.1909 г. от катара желудка в возрасте 82 лет. Запись о смерти № 10.
13-8. РАХМЕТЮЛЛА 1822
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как сын дяди главы семьи
Сейфуйлы Смаилова Алея Рахметюлла 28 лет (12 – по предыдущей ревизии 1834 г.). В ревизской сказке 1858 г. упоминается как двоюродный брат главы семьи
№ 21Сейфуйлы Смаилова Рахметюлла 35 лет (28 – по предыдущей ревизии 1850 г.).
Жена Марьям Бадамшина, р.1832
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как жена Рахметюллы Марьям 19 лет. В ревизской сказке 1858 г. упоминается как жена Рахметюллы 26 лет.
14-8. ФАТЬМА 1828
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как дочь Алея Якупова Фатьма 22 лет[11].
15-8. МУХАММЕТ 1830
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как сын дяди главы семьи
Сейфуйлы Смаилова Алея - Мухаммет 20 лет (4 лет – по предыдущей ревизии 1834 г.). В графе «Из того числа выбыло» о нем запись: перечислен по указу Палаты государственных имуществ 1850 г. к семейству № 14. В семейство № 14 переведен в связи с женитьбой на Хамиде Алеевой, в семье которой не было мужчин.
Жена Хамида Алеева, р. 1833
VI КОЛЕНО
16-12. ФАЙЗУЛЛА 1850/1855
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как сын главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Файзуйла 3 лет (новорожденный по предыдущей ревизии). В первый брак вступил 03.12.1882 в возрасте 32 лет, с дочерью Самуила Фатимой, 27 лет. Свидетели (исправлено на «посажанный отец») со стороны невесты Хамза Смаилов со стороны жениха Рахметулла Аюпов. В графе примечание - запись: «На стол выводную сумму 100 рублей я, жених Файзулла, уплатил невестиному отцу Смаилу Рахметуллину, в чем подписываюсь».
Запись о втором браке не найдена.
Третий брак 1 января 1904 года в возрасте 40 лет с Заврей Галиевой, 30 лет, первого брака. Посаженный отец невесты Курбан Гали Галиев. Свидетели: 1.Хамза Абду Селумов 2. Абдул Хаир Галиев. Вывод за невесту 50 руб. передан матери невесты.
Возможно в документах о пароходовладельцах упоминается как костромской купец Федор Евграфович Маметев[12].
1 жена Фатыма Исмаилова, р.1855
2 жена не известна
3 жена Зявря Мухаммят Галиева, р. 1874
17-12. ГАЛИ (АЛЕЙ) 20.11.1860
В записи о рождении №14 значится сыном Сейфуйлы и жены его Зюлейхи Ягудиной. Помета 27.10.36 о выдаче свидетельства о рождении. В брак вступил 23.02.1887 в возрасте 23 лет [13] (на самом деле 27 лет) с дочерью Курбангалея Якубова Оразой 18 лет. С невестиной стороны свидетели Мухамет Рахимов Курбангалеев с жениховой стороны Давид Курамшинов Курачкин. Примечание: На стол выводную сумму я жених невестиному отцу уплатил 100 рублей. В чем и расписался.
В «Ведомости пароходовладельцам и принадлежащим им пароходам» за 1899 г. значится крестьянин Гридинской волостид. Татарская Слобода Алей Маметев с буксирным пароходом «Братья Маметевы». Площадь нагрева паровых котлов 8 атмосфер, 120 фунтов на кв.дюйм, 25 сил, котел № 20, местонахождение главной конторы пароходовладельца –Татарская Слобода Гридинской волости.
В «Списке пароходо-судовладельцев, проживающихвВ Костроме, коим подлежит выдача объявлений о страховании судорабочих»[14] 1915 г. под № 11 значится А.С. Маметев.
В «Списке владельцев судоходных предприятий, которым высылаются отношения с приложением военных свидетельств, шнуровых книг и оттисков закона»[15] за 1915 г. 4-м записан Маметев Алей Сейфуллин.
Жена Ураза Курбан Галиева, р. 13.12.1869
В записи № 19 о рождении значится дочерью Курбали-Гали и жены его Химиды Ахметиевой. В других источниках имя пишется как Ораза.
18-12. АБДУЛЛА 01.12.1863
В записи о рождении №16 значится сыном Сяйфуллы и жены его Зюлейхи.
Брак заключен 04.02.1888 в возрасте 23 лет с дочерью жителя татарской слободы Муртазы Курамшина - Арбикой 18 лет. Свидетель со стороны невесты той же слободы Давид Курамшин; с стороны жениха Сайфуллин Файзулла (старший брат). Примечание: «Я жених 75 рублей уплатил невестиному отцу Курамше Муртазе в чем и расписался». В записи о разводе (дата отсутствует) значится Костромского уезда слободы Татарской Габдулла Сейфулин, причина развода: за неимением детей и неимением к невесте любви. Свидетель при разводе Хасан Смаилов.
Второй брак 28.03.1897 в возрасте 30 лет с жительницей Татарской слободы Фатимой Сайфутдиновой 20 лет. Посаженым отцом с невестиной стороны Иш. Музаммеет Гумяров, с жениховой – Сулейман Сейфуллин (родной брат). Свидетели Бадамша Сулийманов Курамша Сяйфутдинов. Примечание: «На стол выводную сумму я, жених, уплатил 85 руб. невесте в чем и расписался Абдула Сяйфуллин».
1 жена Арбика Муртазова Курамши, р. 1870
2 жена Фатима Сяйфутдинова, р. 07.12.1877
В записи № 22 о рождении записана дочерью Сайфутдина Курамшни и жены его Зюлейхи. Есть помета 27.10.1931 о выдаче свидетельства о рождении.
19-12. СУЛЕЙМАН 1864
В записи о браке 22.02.1887 значится сыном Сяйфуллы Сулейманом Маметьевым (с фамилией!!!) [16], возраст 27 лет (на самом деле вероятно 23 лет, см. ссылку 7), невеста - дочь Шамеютдина Марьям 17 лет. С невестиной стороны свидетели Шага Хисямутдинов, со стороны жениха Файзулла. Примечание: «На стол вывод за невесту 90 руб. я жених уплатил невестиному отцу, и в чем я расписался». ГУ В деле «Об исправлении деревянной мечети в Татарской слободе»[17] 1897 г. * значится сельским старостой татарского сельского общества слободы Татарской.
Жена Марьям Шамеютдинова 02.08.1869. В записи № 6 о рождении значится дочерью Шамеютдина Валитаева и жены его Фатимы Мушаевой.
* «Об исправлении деревянной мечети в Татрской слободе» 1897 г.
Прошение
уполномоченных от крестьян Костромского уезда Гридинской волости слободы Татарской крестьян Гайбетюллы Ахметева, Селяма Смаилова, Курамши Бадамшина, Сюлеймана Сейфулина Маметева в Костромское губернское правление по строительному отделению
Находящаяся в слободе Татарской на надельной земле крестьян этой слободы деревянная мечеть требует следующего ремонта: 1. Надрубить сверху здания три ряда, 2. Крышу вместо тесу крыть железом
3. Сделать новый деревянный с железною крышей минарет.
А потому и согласно разрешения Оренбургского магометанского Духовного собрания честь имеем покорнейше просить губернское правление разрешить нам производство вышеупомянутого ремонта мечети согласно представленного при сем в 2-х экз. фасада, доверительный приговор от 25 марта сего (1897) года за №46. 1897 г. июня… дня. Подписи (автограф Сюлеймана Сейфулина Маметева).
Л.3-
Из приговора крестьян-домохозяев татарского сельского обще ства слободы Татарской, быв сего числа по…ном сельском сходе в присутствии нашего сельского старосты Сюлеймана Сейфулина Маметева, где имеем суждение относительно дел, касающихся нашего общества, и между прочим ремонта мечети, находящейся в нашей слободе Татарской. А потому посоветовавшись между собой с общего согласия приговорили: произвести ремонт принадлежащей нам мечети, для чего собрали с нас, крестьян сл. Татарской по 5 рублей с каждой наличной души мужеска пола, что со всех 150 душ составит сумму в 750 руб. Сбор этой суммы и производство ремонта мечети поручаем крестьянам Сюлеймана Сейфулина Маметеву, Гайбетюлле Ахметеву, Селяму Смаилову Курбаши Багдамшину под наблюдением Ахуна Сафарова с тем, чтобы по окончании ремонта уполномоченные сдали отчет сходу нашего общества в израсходовании собранных нами на этот предмет денег, в чем и подписуемся
Подписи (75 крестьян)
Из протокола совещательного присутствия Строительного отделения Костромского губернского правления № 416 от 4 окт. 1897 г.
… Рассмотрев представленный при прошении поименованных крестьян чертеж мечети и план местности совещательное присутствие строительного отделения, имея в виду, что с производством предположенного исправления общий наружный … находится в расстоянии 8,5 – 11 сажен от … строений, каковое положение ея несогласно … Уст.Строит., но т.к. мечеть эта существует на этом месте с давнего уже времени, с покрытием же железною крышей опасность для нея на случай пожара уменьшится, полагаю … возможным разрешить просимое исправление существующего деревянного здания мечети с тем, чтобы здание это имело наружный вид, как показано по представленному чертежу.
Подписи губ. архитектора в т.ч.
20-13. ФАТЬМА 1857
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как дочь Рахметюллы 1 года.
А-13. АЮБ (ЯКУБ)
Сын Рахметюллы Алиева.В «Списке ратников ополчения судоходных служащих в судоходстве в г. Костроме»[18] 1915 г. указан судовладелец Аюб (Якуб) Рахматюллин Маметев. Район действия р. Волга и притоки.
VII КОЛЕНО
21-16. ХАДИЧА 13.11.1884-21.10.1893
В записи №17 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. В записи №17 о смерти значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы. Умерла в возрасте 12 лет.
22-16. ГУМЯР 21.08.1886
В записи №12 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Помета 05.09.1940 о выдаче свидетельства о рождении. Вступил в брак 03.03.1913 в возрасте 27 лет с Сягидой Даудовой Курочкиной 20 лет. Посаженный отец жениха Абдулла Сяйфуллин Маметев; от невесты Дауд Курамшин Курачкни. Свидетели 1. Шаги Ахметов 2. Исмаил Нигматуллин Кадыбердиев. З. Хамза Абду. Селдинов. 4. Хаджи Тухфатуллин Сафаров. Примечание: Вывод за невесту 75 рублей передан отцу невесты Давиду Курочкину.
Жена Сягида Даудова Курочкина, р. 1893
23-16. ГУСМАН 09.07.1888
В записи №13 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой.
24-16. ХАСАН 02.08.1890
В записи №11 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой.
25-16. ХУСАИН 02.02.1892
В записи №3 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Смаиловой.
26-16. ХАМЗА 15.01.1895-24.08.1901
В записи №2 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Умер 24.08.1901 в возрасте 6 лет от коклюша. В записи о смерти № 11 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Исмаиловой.
27-16. ГАБДУРАХМАН 12.04.1897-02.08.1901
В записи о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. В записи № 13 о смерти значится как Абдурахман сын Фатимы Смаиловой и Файзуллы Сяйфуллина. Умер в возрасте 4 лет от коклюша.
28-16. МУХАМЕТ-РАХИМ 19.12.1898
В записи №26 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Пометки на полях: вступил в брак 26.06.1923. №428, основание справка губзагс 16.07.1923 № 3474.
29-16. ХАДИЧА 26.04.1901-02.02.1903
В записи №8 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Смаиловой. В записи № 3 о смерти записана дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Исмаиловой. Умерла в возрасте 2 лет (мес. - ошибочно) от болезни горла.
30-16. ХАМЗА 23.01.1905
В записи о рождении №4 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. Помета 12.09.1931 о выдаче свидетельства, тогда же дописана фамилия.
31-16. БИБИ-ФАТЫМА 25.05.1906-14.04.1910
В записи о рождении № 6 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. В записи № 9 о смерти записана дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 4 лет от скарлатины.
32-16. ГАББЯС 17.11.1907-20.04.1910
В записи о рождении №30 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. В записи о смерти № 11 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умер 2 лет (ошибочно – месяцев).
33-16. ХАБИБ-ДЖАМАЛЬ 12.03.1909-28.06.1909
В записи №7 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. От брюшного тифа. В записи о смерти № 19 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 4 мес.
34-16. МУХАММЯТ-ГАЛИ 25.05.1911
В записи о рождении №13 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. Помета 05.09.1924 о выдаче свидетельства о рождении.
35-16. ЗЕЛЕЙХА 11.04.1914
В записи о рождении № 7 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. Помета 05.09.1924 о выдаче свидетельства о рождении.
36-16. АБДУЛЛА 03.12.1915-09.10.1916
В записи № 25 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. В записи о смерти № 18 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 1 года.
37-17. ГАЙША 07.08.1888
В записи № 16 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой.
38-17. ЮСУФ (ЮСУП) 22.09.1891
В записи №14 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 16.08.1930 о выдаче свидетельства о рождении.
Дописана фамилия Маметев.
В «Списке ратников ополчения судоходных служащих в пароходстве, судоходстве и торговле Алея Сейфулина Маметева в г. Костроме от 16 марта 1915 г.[19] (район действия р. Волга и притоки) под № 2 записан крестьянин Костромской губернии и уезда Гридинской волости слободы Татарской Юсуп Алеевич Маметев, 24 лет, ратник 1 разряда, призывался в 1912 г. Должность и разряд судна на коем служит: водолив баржи № 1, грузоподъемностью 55.000 пуд. Общее время службы – 5 лет. Отсрочка просится по 1 января 1916 г.
39-17. МАРЬЯМ 25.10.1894
В записи №16 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 08.01.1981 о выдаче свидетельства о рождении.
40-17. ИСХАК 05.01.1897-22.08.1901
В записи о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Оразы Курбан Галиевой. В записи №9 о смерти значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. Умер от коклюша.
41-17. ХАДИЧА 12.04.1899
В записи о рождении № 8 значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 07.01.1929 о выдаче свидетельства о рождении. Тогда же вписана фамилия.
42-17. БИБИ-ФАТЫМА 13.11.1901
В записи № 19 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой.
43-17. ХАМЗА 13.03.1904
В записи № 5 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой. Отметка на полях: вступил в брак 10.02.1925.
44-17. АМИНЯ 06.04.1906
В записи № 4о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы. Свидетельство о рождении выдано 18.08.1930 с фамилией Маметева и
27.05. 1980.
45-17. ХАНИФЯ 06.12.1907-27.07.1909
В записи № 33 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. В записи №23 о смерти значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 1года 8 месяцев от оспы.
46-17. ГУМЯР 12.11.1909-18.07.1910
В записи № 24 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. В записи №21 о смерти значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 8 месяцев от коклюша.
47-17. ГУСМАН 30.06.1911
В записи № 16 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой.
48-17. СЯЙФУЛЛА 18.08.1913
В записи № 21о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой.
49-18. ГАРИФА 17.06.1898
В записи № 11 о рождении значится дочерью Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
50-18. ФАТАУЛЛА 09.10.1899
В записи № 14 о рождении значится сыном Габдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
51-18. ТЯХФЯТУЛЛА 10.05.1902
В записи № 14 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
52-18. БИБИ-ГАЙША 02.03.1905
В записи № 8 о рождении значится дочерью Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
53-18. ХАБИБУЛЛА 29.11.1906-05.09.1908
В записи № 20 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. В записи № 15 о смерти значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 1г. 9мес. от истечения крови.
54-18. ХАЛИЛЬ-УЛЛА 07.01.1909
В записи № 2 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
55-18. ГАББЯС 03.08.1912
В записи № 23 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. Пометы 06.09.1914, 19.07.1930 и 12.08.1940 о выдаче свидетельства о рождении.
56-18. ХАБИБУЛЛА 15.03.1916
В записи № 8 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. Пометы 28.09.1930, 16.10. 1936 и 21.11.1940
о выдаче свидетельства о рождении.
Жена Аминя Сулеймановна Кадыбердеева, р. 21.01.1925
57-19. ХАБИБ-ЗЯМШИ 22.11.1887
В записи № 11 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой.
58-19. СМАИЛ 22.11.1891
В записи № 20 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы на полях: вступил в брак 23.09.1925.
59-19. СЯРБИЗЯМА 10.03.1894
В записи №3 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жена его Марьям Шамеютдиновой.
60-19. БИБИ-ХАДИЧА 01.05.1895
В записи № 11 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой.
61-19. ЯКУБ 05.11.1896
В записи № 20 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой.
62-19. ХАДИЧА 1897-29.04.1899
В записи № 5 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Причина смерти не известна.
63-19. САЛИХА 06.07.1898-21.08.1899
В записи № 13 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. В записи № 10 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям.
64-19. АЮП 03.02.1900
В записи о рождении № 2 значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдинова Маметева. Свидетельство выдано 17.01.1980.
65-19. ХАЛИМЯ 20.06.1902-01.07.1904
В записи № 17 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. В записи № 4 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Умерла в возрасте 2 лет от оспы.
66-19. ЮСУП 23.09.1904
В записи № 18 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Помета 30.01.1925 о выдаче свидетельства о рождении для паспорта.
67-19. ХАНИФЯ 13.06.1906
В записи № 9 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 10.06.1931 и 10.06.1949 о выдаче свидетельства о рождении.
68-19. ЗЕЛЕЙХА 12.12.1908
В записи № 26 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 19.03.1931 и 04.02.1956 о выдаче свидетельства о рождении.
69-19. САФИЯ 21.12.1911
В записи № 30 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 03.11.1924 и 26.09.1934 о выдаче свидетельства о рождении.
А-20а. СУЛЕЙМАН
В «Списке ратников ополчения судоходных служащих Якуба Рахметюллина Маметева в г. Костроме от 3 апреля 1915 г.[20] (район действия р. Волга и притоки) под № 1 записан крестьянин Костромской губернии и уезда Гридинской волости слободы Татарской Сулейман Якубович Маметев, 24 лет, ратник 1 разряда, призывался в 1912 г. Должность и разряд судна на коем служит: водолив баржи грузоподъемностью 60.000 пуд. Общее время службы – 10 лет. Отсрочка просится по 1 января 1916 г.
VIII КОЛЕНО
70-22. СЯЙФУЛЛА 1917-01.07.1917
В записи № 10 о смерти записан как сын Гумяра Файзуллина Маметева. Умер в возрасте 3месяцев от болезни брюха. Запись о рождении не найдена.
71-56. ТАГИР 24.01.1944
Сын Хабибуллы Абдулловича и Амини Сулеймановны Маметевых.
Жена Ульянова Людмила Николаевна, р. 28.05.1943.
IX КОЛЕНО
72-71. АСЯ 08.10.1966
Дочь Тагира Хабибулловича и Людмилы Николаевны Маметевых. Состоит в браке с Шароватовым Виталием Васильевичем. Имеет дочь Ксению Витальевну Шароватову (р. 23.06.1990).
Муж Шароватов Виталий Васильевич, р. 09.01.1967.
73-71. ДМИТРИЙ 27.03.1970
Сын Тагира Хабибулловича и Людмилы Николаевны Маметевых.
Обозначения и сокращения, примененные в поколенных росписях:
- 56-18. - шифр каждого представителя рода (в приведенном примере – Хабибуллы Абдулловича), состоит из двух чисел, первое из которых обозначает его порядковый номер в поколенной росписи (56 – номер Хабибуллы), а второй – номер его отца (18 – номер Абдуллы).
- г. – год
- в. - век
- р. – рождение
- + - смерть
- 12-6. СЯЙФУЛЛА 1818/1820 - двойная дата (в примере - дата рождения Сяйфуллы Смаилова) означает, что в разновременных источниках указанный возраст дает при подсчете разные годы его рождения, из-за ошибок ревизских старост, переписчиков.
- Курсивом выделены представители других родов, жены и мужья Маметевых.
-
Примечания
[1] В Российском законодательстве род определялся, как связь всех членов семьи мужского и женского пола, происшедших от одного общего родоначальника, даже в том случае, если не все носили его имя (фамилию) или прозвание. Близость родства определялась линиями и степенями. Связь одного лица с другим через рождение составляла степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляла линию. Степень, от которой происходили две или более линий называлась в отношении к ним коленом, а линии в отношении к своему колену - отраслями или поколениями. Линии считались нисходящими, восходящими и боковыми или побочными. Нисходящая линия составлялась из степеней или рождений, простирающихся от лица к его сыну, внуку, правнуку и т.д. к его потомству, восходящая (Маметевы) - из степеней, идущих от лица к его отцу, деду, прадеду и т.д., к его предкам. И в той и в другой линиях насчитывалось столько степеней, сколько было рождений. Поэтому в нисходящей линии сын занимал первую степень, внук - вторую, правнук - третью и т.д. В восходящей же первую степень занимал отец, вторую – дед, третью – прадед и т.д. Степень родства в боковых линиях подсчитывалась по рождениям, начиная от данного лица и восходя по прямой линии к общему родоначальнику, а от него переходя по линии нисходящей к тому родственнику, степень родства которого отыскивалась. Посему два родные брата находились во второй степени родства, дядя и племянник – в третьей, двоюродные братья в четвертой, сын двоюродного брата – в пятой, внук двоюродного брата - в шестой и т.д.
[2] 1) Ревизская сказка на крестьян казенного ведомства Татарской слободы Костромской губернии и округи 1811 г. Государственный архив Костромской области (ГАКО), ф. 200, оп. б/ш, д. 1784
2) Ревизская сказка на крестьян Татарской слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии 1850 г.: ф.200, оп. 3, д. 673
3) То же 1858: ф.200, оп. 3, д. 850
[3] 1) Метрическая книга о рождении прихожан магометянского вероисповеданияподгорной Татарской слободы г. Костромы за 1860-1888 гг. ГУ ГАКО, ф. 56, оп.3, д.94
2) то же бракосочетании за 1860-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.95
3) то же о смерти за 1860-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.96
4) то же о рождении за 1890-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.97
«Ведомости пароходовладельцам и принадлежащим им пароходам» за 1899 г. (ф.1188-1-45, л. 71 об.)
[4] См. сноски 2, 3
[5] Материалы для географии и статистики России. Костромская губерния. Составил Я. Крживоблоцкий. С-Петербург, 1861 г. с.450.
[6] ПСЗ, II, 1828, т.3, № 2296, с.837
[7] ПСЗ, II, 1874, т.49, № 53522, с.772
[8] В документах XVIII-XIX вв. фамилия у представителей исследуемого рода отсутствует и употребляются в тексте условно. Одна из основных трудностей, связанных с построением родословного древа, – это отсутствие фамилий у представителей крестьянского сословия. Фамилии у крестьян массово стали появляться в документах конца XIX - начала XX в. До этого времени крестьян было принято писать по именам и отчествам, изредка по прозваниям. Фамилия являлась принадлежностью тех свободных сословий, которые вступали в правовые отношения с государством и частными лицами. Для большинства крестьян этот период наступил после отмены крепостного права в 1861 г. Употребление же фамилии до этого времени можно считать исключением из правила. Правилом же было называть крестьянина в документе по имени и отчеству: Абдулла Сяйфуллин, имелось в виду Сяйфуллин сын.
[9] Ревизская сказка – документ ревизского учета податного населения. Существовала с 1718 по 1858 г. (с 1-й по 10-ю ревизии податного населения). К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. Ревизии душ были введены на некоторых Российских территориях в 1713 году «для распределения содержания войска по числу ревизских душ», а впоследствии повсеместно для платежа податей и исправления других государственных повинностей. Всего было проведено 10 ревизий, из которых на XVIII век пришлись: I – 1718, II - 1745, III - 1764, IV - 1782, V –1795; на XIXвек пришлись: №6 – 1811, №7 – 1816, №8 – 1834, №9 – 1850, №10 – 1858 гг. Ревизии № 2 и 6 не учитывали женскую часть податного населения. Формуляр ревизской сказки имел следующие элементы - на левой странице разворота:
- порядковый номер семьи по предыдущей ревизии;
-номер семьи по текущей ревизии;
-фамилии, имена, отчества членов семьи мужского пола;
-возраст каждого члена семьи мужского пола по предыдущей ревизии;
-причины и место выбытия из тягла: умер, отселен, в рекрутах. Записи «переведен, продан, куплен» имели отношение только к крепостным крестьянам. Если указано только название деревни без имени нового владельца, значит, персона переведена в населенный пункт во владениях прежнего помещика;
-возраст по текущей ревизии.
На правой странице разворота:
-порядковый номер семьи по текущей ревизии (совпадает с № на левой странице) имена членов семьи женского пола;
-является ли во временной отлучке, с какого времени;
-возраст членов семьи женского пола по текущей ревизии.
В графе имен указывались родственные отношения членов семьи с главой семьи: сын, зять, сноха, сестра, племянник и т.д.