Теперь, когда мы обозначили различия между тренингом и обучением, нужно признать, что эти два процесса тесно взаимосвязаны. Способность человека к приобретению знаний, умений и установок в процессе тренинга может прямо или косвенно зависеть от качества его прошлого обучения и степени его образованности. Точно так же успешность обучения может зависеть от умений и навыков, приобретенных в процессе тренинга и перенесенных в новую учебную ситуацию. Более того, говоря о тренинге и обучении, мы не имеем права упускать из виду или недооценивать еще одну составляющую научения и развития, а именно практический опыт. Организационный тренинг и обучение не могут обойтись без этого элемента. Так, учебные программы по развитию организационного управления часто критикуют за то, что они ориентированы, иногда почти всецело, на структурированный тренинг и академические мероприятия и недооценивают значение разнообразных спланированных ситуаций, которые имеют место внутри и за пределами организации. В настоящее время завоевывает все большее признание так называемое «научение в дейт ствии», понимаемое как «научение посредством опыта решения реальных проблем организации», и можно надеяться, что оно восстановит нарушенный баланс.
Тренинг, обучение и запланированный опыт являются взаимозависимыми и равноправными партнерами в деле научения и развития (рис. 1.2).
Обучение |
Тренинг |
Научение и развитие |
Запланированный и незапланированный опыт |
Рис. 1.2. Составляющие процесса научения и развития
Тренинг и внутренняя среда организации
Еще в недавнем прошлом тренингу и запланированному опыту нередко отводилась второстепенная роль. Но настало время оценить по достоинству эти формы обучения и выявить преимущества каждой в общем процессе научения и развития. Грамотно проведенный тренинг позволяет человеку быстро приобрести и выработать конкретные знания, умения и установки, необходимые для выполнения определенной работы. Обучение, если оно проводится в форме свободного исследования, расширяет кругозор сотрудников и вооружает их инструментами анализа, которые могут помочь им и их организации справиться с текущими и будущими проблемами. Запланированный опыт не только помогает интегрировать приобретенные посредством тренинга и обучения умения, техники, идеи и т. п., но также выполняет функции катализатора и «испытательного полигона».
|
Польза тренинга
Обращаясь теперь непосредственно к теме нашего обсуждения, прежде всего отметим, что правильно спланированная и эффективно реализованная учебная программа способна принести много пользы и отдельному человеку и организации в целом. Люди могут извлечь из тренинга целый ряд выгод. Человек может начать получать большее внутреннее и внешнее удовлетворение от своей должности. Внутреннее удовлетворение возникает у человека от хорошего выполнения своего дела и расширения репертуара умений. Источником внешнего удовлетворения являются дополнительные доходы, вызванные более качественным исполнением обязанностей, продвижение по службе и расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации, к которой принадлежит человек. Преимущества тренинга для организации — это повышение качества и продуктивности работы персонала; сравнительно небольшие временные затраты на обучение, что позволяет сэкономить средства и довольно быстро добиться того, чтобы работники были «на уровне»; сокращение потерь; снижение травматизма; сокращение прогулов; снижение текучести кадров; повышение удовлетворенности покупателей и клиентов.
|
Из сказанного следует, что тренинг, подготавливая человека к более эффективному выполнению конкретной работы, может внести вклад в выполнение текущих задач организации. Однако он может также способствовать, прямо или косвенно, достижению долгосроч-
20
Глава 1
ных, стратегических целей. Непосредственная роль тренинга в долгосрочной перспективе организации связана с содержанием конкретных учебных программ. В этом случае тренинг ставит своей целью не просто развитие индивидуальных умений, но работает с явлениями более общего порядка, такими как лидерство, групповые и организационные процессы. Франк и Маржерисон (Frank, Margerison, 1978) подчеркивают, что люди, занимающиеся тренингом, постепенно идут к тому, чтобы обеспечивать обучающее вмешательство не только в сфере развития индивидуальных навыков и умений, но и на уровне решения организационных проблем.
Этот подход получил название «развитие организации» (Organization Development — OD). Основываясь на определениях, предложенных Бекхардом (Beckhard, 1969), Френчем и Беллом (French, Bell, 1984), развитие организации можно понимать как долгосрочную, спланированную систему мер, осуществляемых на всех организационных уровнях и направленных на укрепление здоровья организации, ее способности к решению различных проблем и способности к обновлению. Эта цель достигается, в частности, путем повышения культуры формальных рабочих групп и посредством использования теоретических и технологических достижений в прикладных науках о поведении.
|
Косвенное воздействие тренинга на организационную культуру
достигается путем умелого сочетания индивидуального и группово
го тренинга. Чиз (Cheese, 1986) дает описание «каскадного тренин
га» и рассказывает о его применении в маркетинге. В этом случае че
рез тренинг проходят работники только одного уровня организации,
например региональные менеджеры по сбыту, после чего они переда
ют содержание тренинга и усвоенные установки своим подчиненным,
а те в свою очередь распространяют их вниз по цепочке. Из этого при
мера видно, что каскадный тренинг представляет форму коммуника
ции, которая, оказывая воздействие на отдельных индивидуумов, в
конечном итоге может повлиять на ценности и установки группы и
организации в целом.
Однако, по сравнению с вышеозначенными прямыми и косвенными эффектами, в определенном смысле более важным можно считать то влияние, которое способны оказать содержание и процесс тренинга на отношение работников к обучению и развитию. В результате подобных изменений может сложиться так называемая «обучающаяся организация» (learning organization), способная гибко и чутко pea-