Приемы управления памятью




 

Память составляет основу познания мира человеком. По признанию С. Рубинштейна, отсутствие памяти превратило бы его в «существо мгновения». К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик.

Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью (последнее очень важно).

Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Как говорится, память развивается только под «нагрузкой»: чтобы научиться петь, надо... петь. И чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память.

Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных знаний по предмету остаются... одни слабые воспоминания.

Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает ее запоминание. По словам французского писателя А. Ривароля, память повинуется сердцу. Поэтому не следует браться за дело с негодованием или отвращением. Надо искренне полюбить его.

Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. Так, в наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства.

Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево ») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени – часов, дней).

Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект – в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала.

Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

Конечно же, весьма эффективным приемом запоминания информации является повторение. При этом следует учитывать, что:

§ запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, трудный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);

§ материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва.

Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. При этом:

§ первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;

§ в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;

§ несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;

§ повторение материала наиболее эффективно при отходе к ночному сну, когда события ушедшего дня перестают «напирать» друг на друга.

Полезно знать и учитывать в повседневных беседах, что:

§ человек, как правило, высказывает 80% из того, что намерен сообщить, а собеседники воспринимают из этого лишь 70%, понимают – 60, в памяти же остается от 10 до 25%;

§ «средний» человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;

§ память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что слышит;

§ лучше всего память работает между 8–12 ч утра и после 21 ч вечера, хуже всего – сразу после обеда.

Главное условие эффективности любых приемов управления памятью – их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии «заиграют» лишь в том случае, когда они соответствуют индивидуально-личностным характеристикам человека, идут в направлении его темперамента и от характера, профессиональных интересов.

 

Нарушения памяти

 

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20% этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти).

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Те сигналы информации, циркулирующие через структуры мозга, которые не успели там закрепиться, исчезают. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что произошло непосредственно до травмы. Например, водитель автомобиля не может вспомнить ситуацию, предшествующую аварии, нокаутированный боксер – ту ситуацию, которая сложилась перед роковым для него ударом.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек после «веселой вечеринки» с трудом вспоминает то, что было накануне такого «веселья», теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события.

Грубые нарушения памяти – амнезия (от а – отрицательная частица и гр. mnёmё – память, воспоминание).

Амнезия - частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется:

§ в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия);

§ в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия);

§ в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия);

§ в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо).

Гипермнезия –явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

В определенных психических состояниях, при крайнем переутомлении возникают явления парамнезии – обмана памяти:

§ псевдореминисценции(иллюзии памяти);

§ явление dёja vu(уже видел) – возникновение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые);

· различные конфабуляции – ложные воспоминания.

С дефектами памяти связаны различные нарушения речи, в частности амнестическая афазия – невозможность речевого определения узнаваемого объекта.

Список рекомендуемой литературы

Блонский П.П. Память и мышление. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 3.: В.В. Нуркова. Память: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Москва: Смысл, 1998. 685 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 582 с.

Марцинковская Т.Д. Общая психология. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. 384 с.

Немов Р.С. Общая психология. Общая психология в 3 т. Т. I. Введение в психологию: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2014. 726 с.

Познавательные психические процессы. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Познавательные процессы и способности в обучении. /под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Просвещение, 1990. 141 с.

Психология памяти хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2002. 816 с

Черемошкина JI.В. Психология памяти. Москва: Академия, 2002. 367 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: