гировать на актуальные и потенциальные требования внутренней и внешней среды.
Обучающаяся организация
Из множества наработок в теории развития организаций, наверное, наибольший восторг вызвал тезис об обучающейся организации. Но он породил также вопрос о том, что такое обучающаяся организация, и сомнения в возможности существования таковой. Сложно найти точное определение для этого понятия; наиболее адекватным и точным можно, пожалуй, считать определение, предложенное Педлером, Бойделлом и Бергойном (Pedler, Boydell, Burgoyne, 1991), — «организация, которая поощряет обучение своих сотрудников и постоянно трансформируется». Способность организации и ее членов к научению выступает как необходимое условие выживания и развития организации. По мнению Сенжа (Senge, 1990), обучающаяся организация «постоянно развивает в себе способность творить свое будущее».
Исходя из этих определений, мы можем нарисовать ориентировочный «профиль» обучающейся организации. Организация, которая называет себя «обучающейся», понимает необходимость изменений и активно стремится к их проведению. Эта позиция находит отражение в корпоративном видении и бизнес-целях, которые разъясняются членам организации и разделяются сотрудниками всех уровней. Чтобы выполнить бизнес-цели — а значит, действовать в русле корпоративного видения, — руководство верхнего звена должно демонстрировать свою приверженность концепций обучающейся организации, умело используя различные стратегии и возможности для обучения сотрудников и предоставляя им необходимые ресурсы, как то: соответствующие вознаграждения за освоение новых умений, учебные материалы, время и моральную поддержку.
Для реализации данной концепции многим сотрудникам потребуется пересмотреть отношение к собственной работе и статусу, перестроить отношения с коллегами и быть более открытыми. Короче говоря, им придется измениться, чтобы соответствовать новой культуре организации.
В этой новой культуре каждый работник должен будет взять на себя большую долю ответственности за собственное развитие — теперь он сам должен выявлять свои слабые стороны, ставить себе цели
Глава 1
по обучению и прилагать все силы к их достижению. Руководители должны побуждать подчиненных к постоянному и энергичному самосовершенствованию на рабочем месте и поиску возможностей для приобретения нового опыта за пределами рабочего места. Такое научение подкрепляется регулярными обсуждениями с начальниками отделов, руководителями рабочих групп и наставниками, — последние отслеживают, как работают и развиваются подчиненные, обеспечивают их обратной связью и помогают им определить и спланировать пути дальнейшего совершенствования. Для полного внедрения концепции обучающейся организации необходимо наладить между сотрудниками и отделами взаимообмен релевантными знаниями и наработками. Это легко сделать, используя современные коммуникационные технологии, если преодолен психологический барьер и люди готовы делиться друг с другом информацией.
Что касается обучения самой организации, то здесь представления отдельных индивидуумов об их собственной роли и роли их отделов, а также их знания об организации в целом, сведенные воедино, могут внести существенный вклад в корпоративное видение, корпоративные цели и стратегии. Можно привести много примеров того, как работники хозяйственно-производственных уровней находили пути усовершенствования тех или иных процессов и процедур, что позволило организации сэкономить деньги и материалы, сократить временные затраты или повысить качество своих товаров или услуг.
Чтобы использовать этот ценный источник идей и инициативы, организация должна побуждать своих работников подвергать сомнению традиционные способы работы и должна быть открыта для предложений и инноваций, поддающихся реализации. Дух открытости создает дополнительные возможности в деле формулирования политики и стратегии организации. Для поддержания и развития такого подхода необходим постоянный и открытый диалог между различными подразделениями и отделами организации, в ходе которого они могли бы обмениваться информацией, идеями и обратной связью относительно полученных друг от друга товаров и услуг. Описанный подход будет успешным только тогда, когда устранены все невидимые барьеры и налажено доверие и взаимопонимание между подразделениями организации.
Из всего сказанного очевидно, что обучающаяся организация должна функционировать как открытая система (во всех смыслах этого понятия) по отношению к факторам внутренней и внешней среды. По