Тренинг и внутренняя среда организации






гировать на актуальные и потенциальные требования внутренней и внешней среды.

Обучающаяся организация

Из множества наработок в теории развития организаций, наверное, наибольший восторг вызвал тезис об обучающейся организации. Но он породил также вопрос о том, что такое обучающаяся организация, и сомнения в возможности существования таковой. Сложно найти точное определение для этого понятия; наиболее адекватным и точ­ным можно, пожалуй, считать определение, предложенное Педлером, Бойделлом и Бергойном (Pedler, Boydell, Burgoyne, 1991), — «органи­зация, которая поощряет обучение своих сотрудников и постоянно трансформируется». Способность организации и ее членов к науче­нию выступает как необходимое условие выживания и развития орга­низации. По мнению Сенжа (Senge, 1990), обучающаяся организация «постоянно развивает в себе способность творить свое будущее».

Исходя из этих определений, мы можем нарисовать ориентиро­вочный «профиль» обучающейся организации. Организация, которая называет себя «обучающейся», понимает необходимость изменений и активно стремится к их проведению. Эта позиция находит отраже­ние в корпоративном видении и бизнес-целях, которые разъясняют­ся членам организации и разделяются сотрудниками всех уровней. Чтобы выполнить бизнес-цели — а значит, действовать в русле кор­поративного видения, — руководство верхнего звена должно демон­стрировать свою приверженность концепций обучающейся организа­ции, умело используя различные стратегии и возможности для обу­чения сотрудников и предоставляя им необходимые ресурсы, как то: соответствующие вознаграждения за освоение новых умений, учеб­ные материалы, время и моральную поддержку.

Для реализации данной концепции многим сотрудникам потребу­ется пересмотреть отношение к собственной работе и статусу, пере­строить отношения с коллегами и быть более открытыми. Короче го­воря, им придется измениться, чтобы соответствовать новой культу­ре организации.

В этой новой культуре каждый работник должен будет взять на себя большую долю ответственности за собственное развитие — те­перь он сам должен выявлять свои слабые стороны, ставить себе цели



Глава 1


по обучению и прилагать все силы к их достижению. Руководители должны побуждать подчиненных к постоянному и энергичному само­совершенствованию на рабочем месте и поиску возможностей для приобретения нового опыта за пределами рабочего места. Такое на­учение подкрепляется регулярными обсуждениями с начальниками отделов, руководителями рабочих групп и наставниками, — послед­ние отслеживают, как работают и развиваются подчиненные, обеспе­чивают их обратной связью и помогают им определить и спланиро­вать пути дальнейшего совершенствования. Для полного внедрения концепции обучающейся организации необходимо наладить между сотрудниками и отделами взаимообмен релевантными знаниями и наработками. Это легко сделать, используя современные коммуника­ционные технологии, если преодолен психологический барьер и люди готовы делиться друг с другом информацией.

Что касается обучения самой организации, то здесь представления отдельных индивидуумов об их собственной роли и роли их отделов, а также их знания об организации в целом, сведенные воедино, могут внести существенный вклад в корпоративное видение, корпоратив­ные цели и стратегии. Можно привести много примеров того, как работники хозяйственно-производственных уровней находили пути усовершенствования тех или иных процессов и процедур, что позво­лило организации сэкономить деньги и материалы, сократить времен­ные затраты или повысить качество своих товаров или услуг.

Чтобы использовать этот ценный источник идей и инициативы, организация должна побуждать своих работников подвергать сомне­нию традиционные способы работы и должна быть открыта для пред­ложений и инноваций, поддающихся реализации. Дух открытости создает дополнительные возможности в деле формулирования поли­тики и стратегии организации. Для поддержания и развития такого подхода необходим постоянный и открытый диалог между различны­ми подразделениями и отделами организации, в ходе которого они могли бы обмениваться информацией, идеями и обратной связью от­носительно полученных друг от друга товаров и услуг. Описанный подход будет успешным только тогда, когда устранены все невидимые барьеры и налажено доверие и взаимопонимание между подразделе­ниями организации.

Из всего сказанного очевидно, что обучающаяся организация дол­жна функционировать как открытая система (во всех смыслах этого понятия) по отношению к факторам внутренней и внешней среды. По




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: