Лекционно-семинарская система обучения.




Альтернативные системы обучения.(Белл-ланкастерская, маннгеймская и др.)

Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения -классно-урочная, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала и при этом основной формой обучения является урок. И несмотря на очевидные преимущества этого метода (четкая организационная структура, возможность коллективных взаимодействий, экономия времени обучения и др.), у неё есть и свои недостатки (трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы и др.), что и являлось главной причиной к попыткам усовершенствовать данную систему, поэтому и появились следующие альтернативные системы обучения:

Белл-ланкастерская система взаимного обучения

Возникновение: возникла в конце XIX — начале XX в. Была предложена независимо друг от друга священником Э. Беллом и учителем Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты, но уже к середине 19 в. утратила популярность. В России школы, работавшие по этой системе, стали открываться с 1818 и хоть широкого распространения они не получили, эту систему обучения использовали декабристы - таким образом они учили письменности своих солдат.

В чём заключалась? Её сущность заключалась в том, что старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. Вместо учебников, использовались различные дидактические материалы. Переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался педагогом. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. Плюсы. При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение.

Минусы. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.

2. Дальтон-план.
Возникновение. Система была предложена в начале XX в. американской учительницей из города Дальтона Еленой Паркхерст.

В чём заключалась? При такой системе обучения опора была сделана на самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Цель данной системы - дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Учащимся предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоятельной проработке определённого задания в намеченное время. Учебные программы по предметам содержали указания, помогающие учащимся самостоятельно работать с различными источниками и пособиями. Вместо классов занятия переносились в лаборатории, снабженные книгами, пособиями, приборами, которыми учащиеся могли пользоваться индивидуально. Учитель давал задание индивидуально, помогал каждому ученику, если нужно, а ученик, изучив материал, сдавал зачет и получал новое задание.

Плюсы. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения.

Минусы. Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.

Мангеймская система

Возникновение. Основана Йозефом Зиккенгером в конце XIX - в начале XX вв. Мангеймская система была названна так по наименованию города Мангейм (Германия), где она впервые была применена. Идея поклассной дифференциации учащихся присутствует в современной организации обучения и в виде коррекционных классов, классов углубленного изучения учебных дисциплин, и в виде реальных и элитарных (по замыслу — для одаренных детей) школ и классов.

В чём заключалась? Система характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся распределялись по классам соответственно своим способностям:

1. Основные классы - для детей, имеющих средние способности.

2. Классы для малоспособных учащихся, которые "обычно не кончают школу".

3. Вспомогательные классы - для умственно отсталых детей.

4. Классы иностранных языков или "переходные" классы для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

Отбор в классы осуществлялся на основе результатов психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. И. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одного типа классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения.

Минусы. Мангеймская система, представлявшая собой форму групповой дифференциации обучения, вызвала справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы классов, ограниченностью социальных перспектив выпускников групп мало- и среднеспособных, возможностью ограничения и сдерживания развития тех детей, которые не попали в элитную группу.

4. Бригадно-лабораторная система обучения Возникновение. Применялась в 20-х годах XX в. в советской школе.

В чём заключалась? Бригадно-лабораторный метод представлял собой разновидность далтон-плана. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной и индивидуальной работой. Бригадой называлась часть класса – группа из нескольких человек. При использовании бригадно-лабораторной системы обучения на общих занятиях обсуждались задания, которые распределялись между бригадам, а также устанавливались сроки выполнения и обязательный минимум работы. Затем каждая бригада работала над выполнением задания, за которое перед учителем отчитывался лидер – бригадир. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Минусы. Переоценка учебных возможностей учеников и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В 1932 г. обучение по этой системе прекратилось.

План Трампа

Возникновение. Возник в 1960-е гг. XX в., назван по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. По этой системе теперь работают отдельные экспериментальные школы, а в массовой практике обучения закрепились лишь некоторые её элементы (например: проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров, введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе).

В чём заключалась? Всё учебное время было поделено на три вида учебной работы.

1. Занятия с большими группами – лекции, которые читались сразу для 100-150 человек наиболее квалифицированными преподавателями с применением современных технических средств. На эти занятия отводилось 40% учебного времени.

2. Занятия в малых группах (10-15 человек) были посвящены более глубокому изучению отдельных тем. На них углублялись знания, полученные на лекции, и приобретались умения их применять на практике. В малых группах использовались разные формы организации учебной деятельности: семинары, дискуссии, практикумы. Занятия в малых группах велись рядовыми учителями или их помощниками из числа студентов или лучших учеников. Такие занятия занимали 20% учебного времени.

3. Индивидуальная работа в лабораториях, мастерских, специально оборудованных кабинетах, библиотеках и т.д. Она также проводилось рядовыми учителями или их помощниками. На индивидуальную работу отводилось 40% всего учебного времени.

Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.

Минусы. При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось на качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ.

В современной практике существуют и другие системы организации обучения. На Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету обучается по программе седьмого класса, а по другому, например, - шестого или пятого. Ведутся эксперименты по созданию открытых школ, где обучение ведется в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, т.е. идет разрушение самого института «школа». Особая форма организации обучения - погружение, когда на протяжении определенного отрезка времени (одной-двух недель) учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах.

Метод проектов.

Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного/под руководством учителя планирования, разработки, и выполнения аспектов проблемы для решения определенной проблемы, значимой для учащихся, которое должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Возникновение. Проектная система обучения возникла в США в конце XIX - начале XX в. Его основателями чаще всего называют американских философа и педагога Джона Дьюи (в методе проектов реализована «инструментальная педагогика», разработанная Дж. Дьюи) и Уильяма Х. Килпатрика (ему принадлежит первое обстоятельное описание этой системы обучения). Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. И причина этого: снижение роли учителя и отсутствие детально разработанного учебного плана оборачивалось ухудшением результатов обучения и воспитания. Однако сама идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников успешно применяется и по сей день. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему. Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.

В чём заключется? Практическая деятельность без использования классно-урочных форм обучения осуществлялась в рамках учебных проектов, которые представляли собой комплекс действий: ученики должны были сами ставить цель, планировать и осуществлять работу, связанную с приобретением новых знаний и умений. Учебно-познавательная деятельность строилась именно вокруг проектов, а не вокруг системы учебных занятий или единого учебного плана.

· Метод проектов всегда предполагает наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.

· Метод проектов имеет практическую, теоретическую значимость предполагаемых результатов

· Метод проектов подразумевает использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов: анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проектов и т.п.)

· Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

· Метод проектов всегда предполагает интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

· Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

· В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

· Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Составляющие. Любой проект должен состоять из:
1) Подготовительного этапа. На данном этапе учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают тему, выделяют в ней микротемы, составляют тезисы и т.п. Учитель проводит организационную работу, участвует в обсуждении тем и микротем, помогает в составлении тезисов, консультирует, корректирует.
2) Реализация проекта.

· выбор методов исследования,

· самостоятельная работа учащихся над микротемами / заданиями проекта;

· промежуточное обсуждение достигнутых результатов;

· оформление полученного творческого продукта / текста

· учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, дает советы.

3) «Тихая презентация» в мини-группе. Учащиеся представляют свои презентации, а учитель редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Отсутствие этого этапа сразу чувствуется при защите проекта: нет чёткости, презентация не соответствует требованиям, не соотнесена с произносимым текстом и т.п.
4) Публичная защита («громкая» презентация). Учащиеся представляют конечный результат своей работы и защищают его. Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленный проект, выступления учащихся.
5) Рефлексия. Учащиеся анализируют своё выступление, роль в процессе создания проекта. Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся.
6) Итог проекта.

Классификация. Современная классификация учебных проектов сделана на основе преобладающей деятельности учащихся:

· практико-ориентированный проект -носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии)

· исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования. Как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

· информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

· творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы (совместная газета, сочинение, видеофильм)

Лекционно-семинарская система обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: