Возникновение. Её развитие начинается с появлением первых университетов. Первые упоминания о лекции как основной форме обучения в средневековых университетах относятся к XII – XIII вв. Однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы, также, как и коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний, в последние годы, однако, элементы лекционно-семинарской системы также широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной:
- в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности
- основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса;
- все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;
- весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
- контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.
Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала.
Лекция. Основная цель лекции — формирование знаний по предмету,она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Лекция может проводиться сразу в большой аудитории (100 и более человек) для целого потока студентов. В потоке могут быть объединены все студенты, изучающие данную дисциплину или её раздел, даже если они обучаются по разным специальностям.
Структура. В структурном отношении лекция обычно включает три части:
· В вводной части лекции формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, объясняется теоретическая и практическая значимость темы.
· В основной части лекции раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития.
· В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы. Даются ответы на вопросы.
Разновидности.
· Вводная лекция предполагает первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки, проводится в начале изучения курса или раздела.
· Мотивационная лекция возбуждает интерес у студентов, создает стимул для всей дальнейшей деятельности.
· Обзорная лекция — завершение изучения определенного объема учебного материала с целью его обобщения, систематизации.
· Установочная лекция ориентирует студентов на источники информации, дает указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделяет наиболее важные и трудные части материала и др.
Минусы. Для лектора не представляется возможным учитывать восприятие каждого обучаемого (у всех оно сугубо индивидуально). На лекции в большинстве случаев отсутствует обратная связь, на основе которой преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени.
Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар проводится в академической группе (обычно – 15-25 человек) или подгруппе (если группа большая или для освоения материала необходима индивидуализация обучения).
· Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература.
· Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы.
· Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.
· В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.
Существует 3 основных типа семинаров:
1. Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.
2. Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.
3. Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.
В высшей школе семинар предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины.
Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагается подготовка к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, которые обсуждаются, дополняются другими выступающими.
Преимущества. Лекционно-семинарская система обучения имеет ряд преимуществ:
· осознанность школьниками процесса обучения
· возможность активного включения в него
· планирования ими своей деятельности
· возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности
· использовать нетрадиционные формы обучения