ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА. Проверим, что у вас получилось




Деятельность учителя   Деятельность обучающихся Методы и приемы работы на этапе урока Планирование контроля, оценки, самооценива-ния, взаимооцени-вания Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуаль-ная, П-парная, Г-групповая) Дидакти-ческие средства, интерак-тивное оборудова-ние на каждом этапе урока Планируемые результаты
Предметные Метапредметные (П- познаватель-ные, Р- регулятив-ные, К-коммуника-тивные) Личностные
1. Мотивация к учебной деятельности.Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»).
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Я проведу у вас урок литературного чтения - Посмотрите на слайд. Прочитайте четверостишие. (слайд 1) «Бродит в роще листопад По кустам, по кленам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном». -О каком времени года идет речь? -Какие ассоциации возникают у вас при слове осень? - Какие стихотворения об осени вы уже знаете?     - Хотели бы узнать ещё стихотворения об этом прекрасном времени года?   Приветствуют учителя. Воспринимают и выражают свое отношение к проблеме.   - Об осени. Высказывают своё мнение. Называют названия неизвестных стихотворений. - Да.   Словесный метод: беседа   Методичес-кий приём: постановка проблемных вопросов.   Самооценивание   Ф   Презента-ция, компьютер, проектор, экран.   П -воспринимает смысл читаемых текстов, передает содержание высказывания устно, осознанно строит речевое высказывание в устной форме, осуществляет анализ. К – включается в диалог с учителем и сверстниками, аргументирован-но выражает своё мнение, проявляет инициативу и активность в стремлении высказаться. Р- контролирует процесс и результаты своей деятельности. Понимает личностный смысл учения, осуществляет нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания высказыва-ний.  
2. Актуализация знаний.Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
- Подготовимся к чтению. - Проведем дыхательную гимнастику. - Представьте, что вы – воздушные шарики. На четыре счета сделайте четыре глубоких вдоха. Шарик надувается постепенно. На 8 счетов медленно выдыхаем воздух. Шарик сдувается. - Выполним упражнение еще раз. - Молодцы, вы отлично справились. - Посмотрите на скороговорку, записанную на слайде. (Слайд 2) Все клены стали рыжие, И не один не дразнится, Раз все равно все рыжие Кому какая разница? - Прочитаем скороговорку медленно, четко проговаривая слова. - Произнесем скороговорку в обычном темпе. - Прочитаем скороговорку быстро. - На слайде строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…». (Слайд 3): Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… - Прочитайте стихотворение с интонацией восхищения. -Удалось ли передать настроение? -Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте вопросительной интонацией. - Прочитайте с интонацией грусти. - Молодцы, вы хорошо подготовились к чтению. - С творчеством какого поэта вы знакомились на прошлом уроке?   - Какое домашнее задание вы выполняли?     - Проверим, как вы подготовили выразительное чтение наизусть стихотворения Дмитрия Кедрина «Бабье лето». - Это стихотворение нам выразительно прочитает … (5-6 человек). Оценочное суждение. Отметка.   Выполняют упражнения дыхательной гимнастики.   Воспринимают, анализируют.     Читают скороговорку в различном темпе.     Воспринимают, анализируют.     Читают стихотворение с различной интонацией.   - С Дмитрия Борисовича Кедрина. - Выразительно читали стихотворение «Бабье лето».     Выразительно читают стихотворение.   Словесные методы: объяснение   Наглядные методы: показ   Самоконтроль выполняемых действий     Оценка деятельности обучающихся     Ф     И   Компьютер, проектор, презентация, скороговорка, стизотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу»   Выполняют упражнения дыхательной гимнастики. С помощью интонации передают различные настроения. Читают скороговорку с разным темпом. Читают выразительно стихотворе-ние С. А. Клычкова «Весна в лесу». П–осуществляет анализ, синтез, сравнение по заданным критериям, осознаёт цель чтения. К – определяет задачи работы, осуществляет взаимный контроль, включается в коллективное обсуждение. Р – принимает учебную задачу.     Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению.  
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) сформировать цель и тему урока; 3) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; 4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.
- Вспомните, о каком времени года мы говорили в начале урока? - Какой раздел мы сейчас изучаем?   - Предположите тему нашего урока.   - Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Рубцова. - Тема нашего урока: Творчество Н. М. Рубцов. Стихотворение «Сентябрь». (Слайд 4) - Сформулируйте задачи нашего урока. - Я сформулировала задачи так: 1) Познакомиться с краткой биографией Н. М. Рубцова. 2) Проанализировать стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь». (Слайд 5) - Как звучит первая задача нашего урока?   - Дмитрий Борисович Кедрин -- русский лирический поэт. Родился в 1936 году в селе Емецк Холмогорского района Северного края. В 1939—1940 годах отец Рубцова Михаил Андрианович работал начальником Няндомского горпо. В январе 1941 года “Михаил Рубцов выбыл из Няндомы в Вологодский горком партии. В Вологде Рубцовых застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и детей распределили в интернаты. Этим летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение. (Слайд 6) - Как звучит вторая задача нашего урока?     - Предположите по названию стихотворения «Сентябрь», о чем оно? - Что такое сентябрь?   -Сентябрь – девятый месяц григорианского календаря, один из четырёх григорианских месяцев с тридцатью днями. Сентябрь – начало осени в северном полушарии Земли и начало весны в южном. Словарная работа - Прочитайте слова на слайде. Объясните их значение. ( Слайд 7) Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах). Бездна – глубина, кажущаяся неизмеримой, не имеющей дна, пропасть. Нагрянул – пришел. Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом. Багряный –ярко-красный Златогривый -золотистый - Послушайте стихотворение и подготовьтесь рассказать, о чем стихотворение. Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «Сентябрь». Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой, С рощей играет багряной, С россыпью ягод в сенях, Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях! Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу, И ничего не желаю, И ничего не хочу! И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесной Ветер и грусть октября… - О чем это стихотворение?     -Почему много восклицательных знаков предложений? - Как вы думаете, с каким настроением писал его Н.М. Рубцов?     - Стихотворение было написано в 1970 году. Автор описывает солнечный осенний день, полный восторга и радости. Он говорит о том, как прекрасна золотая осень, о том, что ничего лучше он не желает. Но заканчивает стихотворение на тревожной нотке, вспоминая, что сентябрь не может продолжаться вечно, и вслед за ним придет более холодный и ветряный октябрь.   - Откройте учебник на странице 119. - Прочитаете стихотворение про себя. - Какие картины возникают при чтении?   - Что помогло поэту нарисовать такие картины?   - Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете? - Что такое олицетворение?     - Что такое эпитет?     - Что такое сравнение?   - Что такое метафора?     Парная работа - Выполните задание в парах. Найдите в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты: Метафоры: Олицетворения: Сравнение:  

 

- Проверим, что у вас получилось. (слайд 8)

 

 

- Какова главная тема стихотворения?

 

 

- Какой образ сентября нарисовал Н. М. Рубцов в своём стихотворении?

 

Физкультминутка

 

- Об осени. - Поэтическая тетрадь. - Стихотворения об осени     Формулируют задачи.     - Познакомиться с краткой биографией Н. М. Рубцова.   Воспринимают. Анализируют.     Проанализировать стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь». Предполагают. Высказывают мнение.   Воспринимают. Анализируют.     Объясняют значение слов.     Воспринимают. Анализируют.     Высказывают своё мнение. - Это стихотворение об осени. - Читать нужно с радостью.   - Настроение радостное.     Воспринимают. Анализируют.   Читают стихотворение. Обмениваются мнениями. - Изобразительно-выразительные средства. Перечисляют.   - Олицетворение-наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа. - Эпитет-образное художественное определение предмета или явления. - Сравнение -уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. - Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Выполняют задание в парах. Эпитеты: поднебесный, радостный, краткий покой, солнечный блеск чудесный, рощей багряной, златогривых конях, бездне небесной. Метафоры: праздник на конях, бездне небесной, ветер и грусть октября. Сравнения:словно бы праздник. Олицетворения: блеск играет, с зимой говоря, таится ветер и грусть.   - Золотой сентябрь очень красив, но за ним следует холодный октябрь. - Солнечный блеск играет с рекой, с багряной рощей, с россыпью ягод, и кажется, что нагрянул праздник. Выполняют физкультминутку. Беседа   Проблемное изложение     Прием антиципации   Прием стилистиче-ского экспери-мента     Прием словесного рисования     Прием стилисти-ческого экспериме-нта     Практи-ческая работа   Словесный метод: бе-седа   Показ     Взаимопро-верка, взаимооце-нивание.   Взаимооценивание   Самоконтроль при выполнении физических упражнений Ф   И   Ф   П     Ф   И     Ф   Компьютер, проектор, экран, презента-ция. Учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.     Знает композици-оннные особенности произведения Умеет находить изобразительно-вырази-тельные средства речи. Совершенст-вует умение выразительно читать     П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения. К-вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе; осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебных задач. Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков; выражает готовность поддержи-вать свое здоровье.
4. Первичное закрепление во внешней речи.Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.
- С какой интонацией нужно читать это стихотворение?     - Как нужно читать: медленно или быстро? - Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к чтению стихотворения вслух. - Прочитаем стихотворение.   - Чье прочтение стихотворения вам больше понравилось?     - Какую задачу урока мы решили.     - Какова главная мысль этого стихотворения?     - В каком четверостишии заключена главная мысль? - Прочитайте его.     - Составим синквейн к слову «сентябрь» - Какими двумя прилагательными можно описать эту пору? - Какие три глагола могут описать этот период?   - Какая фраза из стихотворения Н. М. Рубцова точно описывает эту пору? - Какой синоним подберём к слову «сентябрь»? (слайд 9)   - Сначала с радостной интонацией, а последние 4 строчки с грустной - Медленно.   Читают про себя.     Читают стихотворение. Дают характеристику прочтению стихотворений. - Вторую. Проанализировали стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь» - Золотой сентябрь очень красив, но за ним следует холодный октябрь. - В последнем. - В бездне таится грусть октября… Совсем скоро попрощаемся красотой осени и настанет зима.     - Сентябрь - Желтый, красочный, теплый - Радует, согревает, приходит - Месяц прощального тепла - Начало осени Словесный метод: беседа       Взаимооцени-вание Ф   Ф Компьютер, проектор, экран, презента-ция. Учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.   Знает композици-оннные особенности произведения Совершенст-вует умение выразительно читать   П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.   Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения.   К-вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе; Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков;
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.
- Выполним самостоятельную работу
1. Подбери ассоциации (слова, образы, картины) к слову сентябрь. Запиши. Какое настроение они передают.   2. Придумай своё название стихотворения. Запиши его. 3. Подчеркни олицетворения в четверостишии: И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесной Ветер и грусть октября… 4. Подчеркни эпитеты в четверостишии: Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой

- Проверим задание по эталону. В первых двух заданиях возможны варианты ответов.

Воспринимают. Анализируют.     Оценивают результаты самостоятельной работы. Самостоя-тельная работа   Самоконт-роль Самопроверка по эталону.     И   Карточки с заданиями, Компьютер, проектор, экран, презента-ция Знает композици-оннные особенности произведения   Р- принимает и сохраняет учебную задачу; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения Способен к самооценке своих действий, поступков;
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Образовательные задачи этапа урока: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом; 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
- Прослушайте песню Г. Нуруллина «Сентябрь» на слова стихотворения Н. М. Рубцова. (1:26 с.) - Передаёт ли исполнение песни настроение стихотворения? - Как вы это поняли?   - Какую картину вы представили, слушая песню? Групповая работа - Сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе я дам пазл, собрав пазл, вы получите картинку, покажете её остальным группа, и скажете подходит ли этот пейзаж для иллюстрации к стихотворению Н. М. Рубцова «Сентябрь» 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа Проверка групп Воспринимают. Анализируют.   Высказывают мнение. - По интонации голоса, его повышения, понижения. Обмениваются мнениями.     Словесный: беседа   Групповая работа   Рассказ Взаимоконтроль Ф     Г   Песня Г. Нуруллина «Сентябрь», компьютер, пейзажи осени. Знает композици-оннные особенности произведения Совершенст-вует умение выразительно читать   П- осознает учебную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.   Р- принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; контролирует процесс и результаты деятельности; адекватно оценивает свои достижения.   К-вступает в учебный диалог с учителем, Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; признает для себя общеприня-тые нормы; способен к самооценке своих действий, поступков;
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание.
- Все ли задачи урока мы решили? - С каким стихотворением мы сегодня познакомились? - Кто автор этого стихотворения? - Чему учились? - У кого получилось читать выразительно? - Кому нужно еще потренироваться? - Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Сентябрь».   Участвуют в обсуждении деятельности на уроке.   Записывают домашнее задание.   Беседа Самоконтроль Ф       Проявляет эмоциональ-но нравствен-ную отзывчи-вость; положитель-ное отношение к учению; способен к самооценке своих действий, поступков.

Подпись руководителя практики- ______________________

Подпись учителя- _______________________

Отметка-_______________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь