ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ФИО студентки: Татаренкова Олеся Евгеньевна
Руководитель практики: Хмелевская Екатерина Витальевна
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: Литературное слушание произведения К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Класс: 3 «Б»
Цель урока: ознакомление с произведением К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»
Задачи урока:
Дидактические: познакомить с произведением К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»; учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды;
Развивающие: развивать связную речь, восприятие на слух звучащего текста; обогащать словарный запас; расширять читательский кругозор; развивать память, логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение;
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к учению, к знаниям, трудолюбие, аккуратность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности.Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»). | |||||||||||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. - Посмотрите на слайд и скажите, как вы понимаете данное высказывание. (слайд 1) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Знание - свет. Человек должен учиться на протяжении жизни. Знания необходимы человеку так же, как солнце всему живому. - Начнём наш урок. | Воспринимают и выражают свое отношение к учению, объясняют смысл пословицы. - Человек не может знать всё на свете, и за это не должно быть стыдно. Самое важное – учиться, узнавать новое, не лениться. Стыдно – это когда человек не учится. | Словесные методы: продуктивная беседа; Наглядные методы: показ. | Ф | Пословица, проектор, экран, компьютер, презентация. | Повышение учебно-познавательного интереса к учебному предмету. | Осознанно строит речевое высказывание в устной форме, аргументированно выражает свое мнение. | Уважает иное мнение, понимает личностный смысл. | ||||
2. Актуализация знаний.Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; | |||||||||||
Речевая разминка: а) Дыхательная гимнастика. - Проведем дыхательную гимнастику. Встаньте, пожалуйста. Сделайте глубокий вдох через нос, надуйте «щёчки – пузырики» и медленно выдыхайте через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. - Молодцы, вы отлично справились. б) Работа со скороговоркой. Посмотрите на слайд (слайд 2): «От топота копыт пыль по полю летит». -Прочитайте скороговорку: -по слогам; -в пол голоса; -все вместе; -в быстром темпе. в) Работа с четверостишием. Чтение с различной интонацией. На слайде строки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна». (Слайд 3): Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! - Прочитайте четверостишие с различной интонацией. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с радостной интонацией. - Прочитайте с печальной интонацией. - Я прочитаю вам отрывки из произведений. Вы попробуйте определить их названия. 1)…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались… 2)…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами… 3)…Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная… 4) …Это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки… 5) Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чащу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. | Выполняют дыхательную гимнастику. Читают скороговорку. Читают четверостишие с различной интонацией. - Стальное колечко. - Барсучий нос. - Растрёпанный воробей. - Кот-ворюга. - Какие бывают дожди. | Проблемная беседа, моделирование, наблюдение. | Контроль педагога. | Ф Ф И Ф | Презентация, компьютер, интерактивная доска. | Осознают потребность в необходимости получения предметных знаний. | Осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; использование последовательных действий, контроль выполненной работы; осознание уровня и качества усвоенного; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | Самоанализ и взамоконтроль результата. | |||
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; | |||||||||||
- Кто автор этих произведений? - Предположите тему нашего урока. - Тему сегодняшнего урока я сформулировала так: Произведение К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». (слайд 4) - Сформулируйте задачи урока. - Задачи урока я сформулировала так: 1) Познакомиться с произведением К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»; 2) Учиться работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды. (слайд 5) - Сейчас послушайте ещё одно произведение К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» в аудиозаписи, но прежде обратите внимание на слайд и запомните новые слова, они нам встретятся в рассказе. (слайд 6) Аудиозапись рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» - Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? - Почему автор так озаглавил своё произведение? - Откройте учебник на странице 101, найдите рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». - С кем мы знакомимся в первой части рассказа? - Что Ваня делал в селе? Как он относился к зайцу? - Найдите и прочитайте строки, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо. - Куда отправился Ваня с больным зайцем? - Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар. - Почему ветеринар отказался лечить зайца? - Могла ли бабка Анисья помочь Ване и больному зайцу? Что она посоветовала? - Как аптекарь отнёсся к больному зверьку? - Почему Карл Петрович взялся лечить зайца? - Как дед разговаривал с Карлом Петровичем? Прочитайте. Физминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад | - Константин Георгиевич Паустовский. Предполагают тему урока. Формулируют задачи урока. Воспринимают. Слушают рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». - Испытали такие чувства, как: милосердие, сострадание, жалость, доброту. - Заяц в рассказе не простой, а героический. Заяц спасал самого себя, помогали ему именно его лапы. У животных есть особое чутье, инстинкт. И спал он не только себя, но и деда. - Ваня не просто жалел зайца, а делал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу. - Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами. - К ветеринару. - Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец! -Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу. - Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе! Это мне замечательно нравится! - Ещё через минуту Карл Петрович, старик с седыми взъерошенными бровями, волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда. - Что ребёнок, что заяц – всё одно, - упрямо пробормотал дед. – Всё одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Выполняют физминутку. | Наблюдение, рассказ, работа с произведением. | Контроль педагога. | Ф | Презентация, компьютер, интерактивная доска. | Воспринимает смысл читаемых текстов, выделяет суще-ственную информацию из текстов художе-ственного вида, находит языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий, осуществляет анализ, синтез, сравнение, осознанно строит речевое высказывание в устной и письменной форме. | Способность регуляции собственной деятельности; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. | Проявление учебно-познавательного интереса к учебному предмету. | |||
4. Первичное закрепление во внешней речи.Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | |||||||||||
Выборочное чтение. - Какое страшное явление природы описано в рассказе? - Найдите и прочитайте описание пожара. - Как вы думаете, отчего случился пожар? - Почему дед Вани обрадовался, встретив зайца во время пожара? Найдите ответ в тексте и прочитайте. | - Лесной пожар. - Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи… - Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает. | Выборочное чтение произведения. | Самооценивание | Ф | Учебник | Выборочное чтение вслух, находят заданные эпизоды, ищут ответ на вопрос. | Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; строить рассуждение по теме урока; формулировать ответы на вопросы | Мотивация к творческому труду, работе на результат | |||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. | |||||||||||
-Откройте рабочую тетрадь на с.58 и выполните задание 1, 2 и 3. (слайд 7): Сравните свое выполнение задания с эталоном на доске. | Выполняют самостоятельную работу. | Практическая работы, сравнение с эталоном. | Самооценивание. | И | Рабочая тетрадь, компьютер, презентация, интерактивная доска, эталон. | Применять на практике полученные знания. | Оценивать правильность выполнения задания, осуществлять самоконтроль. | Понимают личную ответственность за результат. | |||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Образовательные задачи этапа урока: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом. | |||||||||||
- Откройте рабочую тетрадь на с. 59 и выполните задание 5. Составьте план рассказа. Запишите или зарисуйте. (слайд 8): Сравните свое выполнение задания с эталоном на доске. - Найдите задание 6 на с. 60. Найдите в данном тексте ответ на вопрос и подчеркните. (слайд 9): Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните взаимопроверку по эталону. | Выполняют самостоятельную работу. | Практическая работы, сравнение с эталоном. | Самооценивание. Взаимооценивание. | И | Рабочая тетрадь, компьютер, презентация, интерактивная доска, эталон. | Применять на практике полученные знания. | Адекватно оценивать себя и свою работу, проводить взаимоконтроль и самоанализ. | Возложение на себя определённой меры ответственности. | |||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 3) обсудить и записать домашнее задание. | |||||||||||
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: р.т. с. 59 задание 4. - Ребята, какова тема сегодняшнего урока? - Какие задачи мы сегодня ставили перед собой? - Все ли задачи мы решили? (слайд 10): Продолжите фразу: 1. На этом уроке я похвалил бы себя за… 2. После урока мне захотелось… 3. Сегодня я сумел… | - Произведение К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1) Познакомиться с произведением К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»; 2) Учиться работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды. - Да, все задачи решили. Высказывают своё мнение. | Беседа. | Самооценивание. | Ф | Речь педагога. | Закрепить знания. | Самоконтроль (сравнение, анализ, умение делать выводы); осознание и самостоятельное построение речевого высказывания. | Самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке. | |||
Подпись руководителя практики_________________________
Подпись учителя___________________
Отметка___________________