В целях повышения эффективности расходования средств бюджета на предоставление мер социальной помощи и поддержки было принято решение о разработке и внедрении единой автоматизированной информационной системы персонифицированного учета получателей социальной помощи - ЕАИС «Социальный регистр населения».
В основу принятия такого решения лег ряд объективных предпосылок:
• Функциональная раздробленность программного обеспечения органов социальной защиты. (В органах социальной защиты населения области функционировало множество различных программных продуктов, обеспечивавших задачи учета социозащитных категорий и оказания социальной помощи.)
• Отсутствие единой системы учета и единой базы данных (как следствие, дублирование персональной информации в различных базах данных);
• Отсутствие средств контроля достоверности сведений о льготополучателях.
• Недостаточный уровень автоматизации деятельности
• Ограниченные возможности развития существующих разрозненных информационных систем
• Отсутствие обмена информацией между органами социальной защиты.
Реализация проекта решила следующие задачи:
• Обеспечение персонифицированного учета расходов бюджета отрасли при реализации нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление мер помощи, поддержки, социального обслуживания отдельным категориям населения
• Информационная поддержка принятия решений при разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере предоставления гарантий социальной защиты населению Пермского края
• Обеспечение обобщенного и единообразного учёта и контроля результатов деятельности Министерства социального развития Пермского края на основе единой базы данных «Социальный регистр населения»
• Информационно-технологическая поддержка процесса предоставления мер социальной помощи и поддержки
• Обеспечение органов социальной защиты населения Пермского края полной, оперативной и достоверной информацией
ЕАИС «Социальный регистр населения» реализуется как набор взаимосвязанных модулей, каждый из которых обеспечивает определенный аспект функционирования системы.
Основными модулями системы являются:
• База данных, хранящая информацию обо всех объектах, обрабатываемых системой.
• Модуль регистрации льготополучателей, предоставляющий возможности ввода и редактирования информации о льготниках, их адресных данных, сведений о составе семьи, предоставляемых мерах социальной поддержки.
• Модуль выплат, реализующий расчет пособий, компенсаций и прочих выплат, обеспечивающий начисление налогов, а также сборов в пользу осуществляющих выплаты организаций (банков и предприятий почтовой связи).
• Модуль учета и анализа оказания социальными службами социального обслуживания населения (государственный заказ и государственное задание).
• Модуль формирования отчетов, позволяющий на основе данных, хранящихся в БД, и выбранных пользователем параметров получать отчеты в формате Microsoft Word и Microsoft Excel.
• Модуль фильтров, являющийся универсальной системой выборки данных на основе заданных пользователем параметров и ограничений.
• Модуль интеграции с внешними информационными системами, предназначенный для подготовки данных для передачи во внешние системы, а также импорта данных из внешних систем.
• Подсистема полномочий, позволяющая обеспечить контроль доступа пользователей к различным функциональным возможностям системы
• Подсистема справочников, обеспечивающая централизованное ведение и использование единых справочников и классификаторов.
ЕАИС «Социальный регистр населения» - многопользовательская распределенная информационная система, обеспечивающая технологическую и информационную поддержку предоставления мер социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи отдельным категориям населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЕАИС «Социальный регистр населения» позволяет исключить большую часть дальнейших бюджетных расходов на информатизацию за счет текущего обеспечения соответствия программных разработок федеральным и региональным стандартам и типовым решениям.
ЕАИС «Социальный регистр населения» позволяет решать следующие задачи:
· ведение регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной помощи и поддержки;
· назначение, расчет и перечисление региональных периодических и единовременных выплат пособий и компенсаций, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
· назначение, расчет и поддержка перечисления федеральных периодических выплат;
поддержка расчета и предоставления необходимой информации в Государственную налоговую инспекцию и Пенсионный фонд РФ по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и единому социальному налогу (ЕСН);
· контроль предоставления социальных услуг в государственных и негосударственных социальных учреждениях в соответствии с государственными заданиями и заказами;
· распределение мест в стационарных социальных учреждениях;
· контроль неблагополучных детей и семей с детьми, включая нахождение детей в специальных социальных учреждениях;
· оформление и контроль осуществления опеки над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами и несовершеннолетними;
· формирование необходимой федеральной, региональной, муниципальной и внутренней отчетности.