109
последовательный процесс разбивки заданий на операции и подоперации. В результате такого анализа мы получаем нечто вроде генеалогического древа, в котором работа или основное задание расчленены на составляющие их обязанности, задания и подзадания (рис. 5.3).
Не обязательно придерживаться той же терминологии, которая используется на рис. 5.3. Гораздо важнее — понять сам принцип поуровневой разбивки заданий, с тем чтобы четко описать составляющие их операции. Пример на рис. 5.4 подтверждает, что данная аналитическая техника допускает гибкое применение и потому является ценным подспорьем для тренера.
Примечательно, что операции на каждом уровне иерархии описаны «поведенческими» словами, которые дают нам не просто общее название операции, а сообщают, что делает оператор. Формулировка «Поменять масло в моторе» гораздо конкретнее и полезнее, чем формулировка «Моторное масло». Разумеется, в последнем случае мы можем догадаться, что требуется от оператора, но лучше все-таки использовать глаголы, чтобы не возникло путаницы. Нижеприведенный пример анализа канцелярской работы показывает, что отсутствие глаголов может породить много неясностей.
Входящая почта
Фотокопия
Ежедневник
Что делает клерк с этой самой «входящей почтой»? Открывает ее? Сортирует? Регистрирует? Должен ли он ответить на письмо или подготовить набросок ответа? Что он делает с «фотокопией»? Снимает ее? Отправляет? Проверяет? и т. д. Легко представить, сколько недоразумений возникнет в команде тренеров, если один из них проанализирует работу подобным образом.
Другая особенность иерархии заданий состоит в том, что она позволяет обозначить, если это необходимо, последовательность действий. Очевидно, что такая операция, как замена масла в двигателе (рис. 5.4), подразумевает вполне определенную последовательность действий.
|
Таким образом, ценность иерархического анализа для тренера определяется возможностью представить работу во всей ее полноте, получить четкую картину заданий с указанием простых и сложных моментов, выявить общие черты разных видов работ и заданий (например, для выполнения некоторых работ и целого ряда заданий
Глава 5
требуется умение управлять копировальной машиной), а также тем, что расписанная последовательность действий может определить последовательность подачи учебного материала.
Главное при использовании данной техники — понять, когда прекратить анализ. Замечено, что задание можно разбивать на уровни почти до бесконечности. Во многих случаях момент, когда следует остановиться, очевиден; для некоторых заданий достаточно обозначить уровень подзаданий, тогда как другие требуют более глубокого анализа. В последнем случае важно вовремя «подвести черту», каким-то образом показать, что анализ завершен, чтобы в дальнейшем не возвращаться к этому вопросу.
Весьма вероятно, что в процессе такого анализа у тренера появятся какие-то дополнительные замечания и наблюдения по поводу анализируемых заданий. Чтобы не перегружать диаграмму множеством деталей, которые неизбежно создадут путаницу, советуем оформлять заметки как отдельные документы, присваивая им номера или буквы и указывая последние в диаграмме. Диаграмма может отсылать к различного рода руководствам, законодательству, рабочим средствам, результатам других аналитических техник и т. д.
|
Аннетт и Дункан предлагают руководствоваться двумя критериями при определении необходимой степени глубины анализа. Критерии сформулированы в виде вопросов:
• Какова вероятность неадекватного исполнения задания/элемента задания без тренинга?
• Во что обойдется системе неадекватное исполнение конкретного задания/элемента задания?
Обозначим вероятность плохого исполнения конкретного задания или операции буквой В, а издержки, связанные с плохим исполнением, — буквой Ц (цена). Решение должно приниматься исходя из произведения В х Ц. Если результат неприемлем, то следует продолжить анализ.
Процедурный анализ. В предыдущем разделе было показано, как посредством иерархического анализа можно расписать последовательность выполнения заданий и подзаданий. Однако не все задания характеризуются строго определенной последовательностью действий, и случается, что при анализе некоторых операций в иерархии задания тренеру приходится применять другую аналитическую технику. Такая необходимость возникает, когда не существует жесткой последо-