Физкульт-привет! На Дзене появилось много статей про безопасность велосипедистов. Многие из них написаны молодыми людьми, катающими по набережной от кафе до пивной. Некоторые статьи очень похожи на рекламу шлемов и другой экипы. Поэтому решил изложить свой опыт.
Об опыте. Наездил около 100 000 км. Сколько ездил в детстве посчитать не могу, счётчика не было. С 21-го до 58-ми лет ездил в год от провальных 700 км до 3500-3800 в лучшие годы. За 2020 г. уже 2150 км. Максимальный суточный пробег в автономном походе на дорожном байке 362 км. Сбил 5 собак и 5 человек - все на проезжей части, сами нарушали. Зацепил 2-х кошек, переехал 2-х ужей и ворону обоими колёсами "Туриста", вероятно не выжила. Зверушек жаль. Людям - полезный опыт. Если научатся смотреть по сторонам прежде, чем ступить на проезжую часть, не попадут под авто. С автомобилями сталкивался не менее 10 раз (не в лобовую). Несколько раз сталкивался с велосипедистами. После серьёзных столкновений любители ездить по встречке покупали мне детали велосипеда, в том числе раму, и платили за работу и др. издержки.
Все ситуации описывать долго. Важно уяснить, что неожиданности могут случиться на любом повороте, а иногда и на прямой. С российскими дураками на дорогах - обычное дело.
Фара и фонарь. Многие велосипедисты включают их в мигающем режиме. Слабовидящий водитель сказал мне, что мигающий фонарь он принимает за блики. Участники дорожного движения с хорошим зрением увидят фонарь в любом режиме. Но, местоположение, скорость и направление движения всегда точнее определяется у постоянного источника света. В этом любой может убедиться, наблюдая за ездой своих товарищей с фонарями в различных режимах в полной темноте. Кроме этого, при езде в группе, мигание красного фонаря заставляет часто сужаться и расширяться зрачки того, кто следует за вами. Мигающая фара издевается над вашими зрачками. Очень вредно.
|
Шлем. Знакомые мотоциклисты говорят: "без шлема умрёшь сразу, а в шлеме будешь лежать как живой". Теперь теория. Габариты шлема больше габаритов головы. Во-первых, вероятность задеть что-либо шлемом больше, чем головой. Во-вторых, при касательном ударе по шлему (как раз в тех случаях, когда череп могло и не задеть) плечо силы приложенное к шее больше, чем плечо силы при ударе по черепу. Следовательно, вероятность сломать шею при одинаковой скорости удара в шлеме выше, чем без него. Я считаю, что лучше умереть сразу от пробитого черепа, чем годами гнить от пролежней с переломаным позвоночником. Тем, кто вынужден одевать шлем, подчиняясь правилам соревнований, рекомендую тренировать шею для смягчения последствий возможных происшествий. О тренировке шеи на нашем канале несколько статей. Для начального уровня опубликованы раньше, для продвинутых - позже.
Из практики. Однажды зацепил рулём зеркало стоявшей на светофоре лекговушки. Падал вдоль другой машины. Прижал голову к груди и благополучно проскользил спиной по её борту. Если бы я был в шлеме, то "затылок" шлема задел бы борт. Если бы я был в шлеме с вытянутым "затылком", то получил бы удар в затылок. До перелома вряд-ли дошло бы, но растяжение получить мог запросто. В лучшем случае, только заплатил бы за покраску авто.
Очки. Необходимый элемент защиты. Глаза очень уязвимы. Восстановлению и замене не подлежат. Иногда подростки спрашивают меня, почему я еду в очках. Отвечаю, чтобы мухи не попали. Они смеются. Глаза дело серьёзное, придётся объяснить подробно. При скорости 25 км/ч попадание крупного насекомого в лицо весьма чувствительно. На спуске при 50 км/ч такое попадание болезненно для щеки или губы. Что будет с глазом не знаю, не пробовал. Если добавить скорость встречного ветра или скорость самого насекомого, получится под 100 км/ч. Сомневаюсь, что ваш глаз выдержит столкновение с шершнем. А ещё летают камушки из под колёс, ветки свисают над дорогой. Маленькая мошка, попав в глаз, не лишит вас зрения. Но этого достаточно для создания аварийной ситуации. Очки защитят ваши глаза от пыли на 80-90% и частично от холода. Берегите глаза.
|
Вожу с собой до 3 очков: тёмные, жёлтые и прозрачные. Использую в зависимости от освещённости. Защитные очки из "рабочей одежды" закрывают большую площадь, крепко сидят и не бьются. Кроме очков - козырёк. Защищает от солнечных лучей на закате (любимое время) и от встречных фар ночью.
Козырёк с вентиляцией
Шипы на педалях. Соскальзывание ноги с педали может привести к печальным последствиям. Контактные педали не подходят мне по многим причинам. Главная - зимой в велотуфлях ноги замёрзнут. Вероятность соскальзывания больше как раз в снег и грязь. Точу шипы через каждые тысячу-полторы км.
Шипы на педалях часто важнее шипов на покрышках.
Ширина руля. Распространённые сейчас прямые рули по 75 см - повышенный риск контакта с автомобилями и др. участниками дорожного движения. Кроме этого, широкий руль осложняет проезд между деревьями, в калитки и др. препятствия. Даже если вы ездите исключительно по полям и степям, широкий руль создаёт неудобства в дверях подъезда и квартиры, а также при хранении на ограниченных площадях (хотя это к безопасности не относится). 45 см вполне достаточно для уверенного управления велосипедом.
|
Одна из удобнейших конфигураций руля 55 см
Баран 46 см
Перчатки и др. защита. Если заниматься экстримом и падать еженедельно - защита нужна. Если байк используется как транспорт, таскать на себе защиту - излишество. За зиму обычно приходится упасть 3-4 раза. Но зимой скорости меньше и падать мягче - не голый ездишь и в перчатках однозначно. Летом приходится падать далеко не каждый год и для меня лучше получить лишние царапины, чем таскать на себе что-либо. От большинства ссадин при падении на гравий могут защитить обычные штаны с футболкой. Но любая одежда изолирует тело от солнца и ветра. Поэтому, когда позволяет погода - езжу в одних велотрусах. Тактильные ощущения от воздуха и солнечных лучей значительно увеличивают удовольствия от езды.
Неприятно. Заживает быстро.
Торможение. Большинство теоретиков учат тормозить передним колесом. Пробовал. На льду получается неконтролируемый занос, в глубоком снегу - переворот через голову, на неровностях - риск сломать вилку (это без экспериментов ясно), на ровном асфальте терпимо, но однозначно хуже торможения задним колесом. Возможно, на спортивных велосипедах теория торможения передним колесом работает по причине большой загрузки переднего колеса. У меня на дорожном, при высокой посадке, на заднее может приходится до 2/3 веса, а при гружёных мешках ещё больше. Поэтому, для меня задний тормоз однозначно эффективнее. Никому не верьте на слово, проверяйте на своих байках.
Падение. Падать с велосипедом, крепко держась за руль или спрыгивать и катиться отдельно от велосипеда? Вопрос очень важный и на него нет однозначного ответа. Если вы держитесь за прямую часть "барана" или ваш руль похож на прямую трубу, можно лечь на бок достаточно безопасно. С контактными педалями и пухлыми мешками на багажнике, при таком падении, можно обойтись минимальным касанием асфальта или гравия. Если вы держитесь за рога "барана", за рога, установленные на прямом руле или за "ласточку" с сильным изгибом, ваша нижняя кисть при падении запросто может стереться до кости, перчатка не поможет. В добавок, можно получить перелом мелких костей кисти.
При падении отдельно от байка, вероятность повредить его значительно меньше. Это имеет большое значение, когда вы находитесь далеко от дома.
Наушники. Не всякая псина перед нападением лает. Особо хитрые - догоняют молча. Шелест травы или топот лап в наушниках не услышите. Про защиту от собак планируется отдельная статья. Но, для любого способа обороны, необходимо вовремя услышать приближение четвероногих "друзей".
Однажды, сели батарейки в переднем фонаре (в те времена ещё не торговали фарами с аккумуляторами). Впереди ехали два велосипедиста совсем без фонарей. Луны не было. От столкновения спасло то, что я услышал их разговор за несколько метров. Вывод: всякой музыке однозначно нет! Слух поможет не только избежать аварийных ситуаций, но и заменить поломку на раннем этапе по малейшим звукам. Например, трещина в раме сообщает о себе скрипом, ослабленное резьбовое соединение - дребезжанием.
О цвете одежды
Прицепы. Не всегда видны за автомобилем. Когда оглядываешься назад, то прицеп может быть закрыт автомобилем. Грузовик может буксировать генератор на колёсах, маленькую цистерну или полевую кухню. Многие из них имеют колею уже, чем грузовик. Пытаясь сесть на колесо этому авто, можно угодить под прицеп. Собираясь перестроиться влево сразу за авто, необходимо убедиться в отсутствии прицепа.
Один мой приятель ехал на мотоцикле. Справа из двора медленно выезжала легковушка. Вдоль дороги была густая растительность. Мотоциклист собирался проехать сразу после проезда авто и не стал притормаживать. И тут из кустов показался прицеп... Время на торможение уже не осталось. Точно также можно влететь и на велосипеде. Ситуации могут быть самые разные. Чтобы уберечь себя от ДТП, необходимо помнить: за любым автомобилем может оказаться прицеп.
Всем приятных поездок!
велосипед
велосипеды
велотуризм
пвд
Комментарии
Денис Козлов
3 месяца
В целом, согласен с автором, но по поводу шлема - не совсем. Пару раз он меня хорошо выручил. И ещё, предполагаю, что забыто про зеркала заднего вида. Без них на дороге ездить гораздо сложнее.