Глава 1. НАЧАЛО ПРИКЛЮЧЕНИЙ




Михаил Булгаков. Театральный роман

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предупреждаю читателя, что к сочинению этих записок я не имею

никакого отношения и достались они мне при весьма странных и печальных

обстоятельствах.

Как раз в день самоубийства Сергея Леонтьевича Максудова, которое

произошло в Киеве весною прошлого года, я получил посланную самоубийцей

заблаговременно толстейшую бандероль и письмо.

В бандероли оказались эти записки, а письмо было удивительного

содержания: Сергей Леонтьевич заявлял, что, уходя из жизни, он дарит мне

свои записки с тем, чтобы я, единственный его друг, выправил их, подписал

своим именем и выпустил в свет.

Странная, но предсмертная воля!

В течение года я наводил справки о родных или близких Сергея

Леонтьевича. Тщетно! Он не солгал в предсмертном письме - никого у него не

осталось на этом свете.

И я принимаю подарок.

Теперь второе: сообщаю читателю, что самоубийца никакого отношения ни

к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, оставаясь тем, чем он и

был, маленьким сотрудником газеты "Вестник пароходства", единственный раз

выступившим в качестве беллетриста, и то неудачно - роман Сергея Леонтьевича

не был напечатан.

Таким образом, записки Максудова представляют собою плод его

фантазии, и фантазии, увы, больной. Сергей Леонтьевич страдал болезнью,

носящей весьма неприятное название - меланхолия.

Я, хорошо знающий театральную жизнь Москвы, принимаю на себя

ручательство в том, что ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в

произведении покойного, нигде нет и не было.

И наконец, третье и последнее: моя работа над записками выразилась в

том, что я озаглавил их, затем уничтожил эпиграф, показавшийся мне

претенциозным, ненужным и неприятным.

Этот эпиграф был:

"Коемуждо по делом его..."

И, кроме того, расставил знаки препинания там, где их не хватало.

Стиль Сергея Леонтьевича я не трогал, хотя он явно неряшлив. Впрочем,

что же требовать с человека, который через два дня после того, как поставил

точку в конце записок, кинулся с Цепного моста вниз головой.

Итак...

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

Глава 1. НАЧАЛО ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то

смягчилась, и жить захотелось.

В сером новом моем костюме и довольно приличном пальто я шел по одной

из центральных улиц столицы, направляясь к месту, в котором никогда еще не

был. Причиной моего движения было лежащее у меня в кармане внезапно

полученное письмо. Вот оно:

 

1Глубокопочитаемый Сергей Леонтьевич!

 

1До крайности хотел бы познакомиться с Вами, а равно также

1переговорить по одному таинственному делу, которое может быть очень и

1очень небезынтересно для Вас.

1Если Вы свободны, я был бы счастлив встретиться с Вами в здании

1Учебной сцены Независимого Театра в среду в 4 часа.

 

1С приветом К. Ильчин

 

Письмо было написано карандашом на бумаге, в левом углу которой было

напечатано:

 

1Ксаверий Борисович Ильчин

1режиссер Учебной сцены

1Независимого Театра

 

Имя Ильчина я видел впервые, не знал, что существует Учебная сцена. О

Независимом Театре слышал, знал, что это один из выдающихся театров, но

никогда в нем не был.

Письмо меня чрезвычайно заинтересовало, тем более что никаких писем я

вообще тогда не получал. Я, надо сказать, маленький сотрудник газеты

"Пароходство". Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в седьмом

этаже в районе Красных ворот у Хомутовского тупика.

Итак, я шел, вдыхая освеженный воздух и размышляя о том, что гроза

ударит опять, а также о том, каким образом Ксаверий Ильчин узнал о моем

существовании, как он разыскал меня и какое дело может у него быть ко мне.

Но сколько я ни раздумывал, последнего понять не мог и наконец остановился

на мысли, что Ильчин хочет поменяться со мной комнатой.

Конечно, надо было Ильчину написать, чтобы он пришел ко мне, раз что

у него дело ко мне, но надо сказать, что я стыдился своей комнаты,

обстановки и окружающих людей. Я вообще человек странный и людей немного

боюсь. Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит

пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из

кухни доносится ругань Аннушки.

Я вошел в резные чугунные ворота, увидел лавчонку, где седой человек

торговал нагрудными значками и оправой для очков.

Я перепрыгнул через затихающий мутный поток и оказался перед зданием

желтого цвета и подумал о том, что здание это построено давно, давно, когда

ни меня, ни Ильчина еще не было на свете.

Черная доска с золотыми буквами возвещала, что здесь Учебная сцена. Я

вошел, и человек маленького роста с бородавкой, в куртке с зелеными

петлицами, немедленно преградил мне дорогу.

- Вам кого, гражданин? - подозрительно спросил он и растопырил руки,

как будто хотел поймать курицу.

- Мне нужно видеть режиссера Ильчина, - сказал я, стараясь, чтобы

голос мой звучал надменно.

Человек изменился чрезвычайно, и на моих глазах. Он руки опустил по

швам и улыбнулся фальшивой улыбкой.

- Ксаверия Борисыча? Сию минут-с. Пальтецо пожалуйте. Калошек нету?

Человек принял мое пальто с такой бережностью, как будто это было

церковное драгоценное облачение.

Я подымался по чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и

грозные мечи под ними на барельефах, старинные печи-голландки с отдушниками,

начищенными до золотого блеска.

Здание молчало, нигде и никого не было, и лишь с петличками человек

плелся за мной, и, оборачиваясь, я видел, что он оказывает мне молчаливые

знаки внимания, преданности, уважения, любви, радости по поводу того, что я

пришел и что он, хоть и идет сзади, но руководит мною, ведет меня туда, где

находится одинокий, загадочный Ксаверий Борисович Ильчин. И вдруг потемнело,

голландки потеряли свой жирный беловатый блеск, тьма сразу обрушилась - за

окнами зашумела вторая гроза. Я стукнул в дверь, вошел и в сумерках увидел

наконец Ксаверия Борисовича.

- Максудов, - сказал я с достоинством.

Тут где-то далеко за Москвой молния распорола небо, осветив на

мгновение фосфорическим светом Ильчина.

- Так это вы, достолюбезный Сергей Леонтьевич! - сказал, хитро

улыбаясь, Ильчин.

И тут Ильчин увлек меня, обнимая за талию, на такой точно диван, как

у меня в комнате, - даже пружина в нем торчала там же, где у меня, -

посередине.

Вообще и по сей день я не знаю назначения той комнаты, в которой

состоялось роковое свидание. Зачем диван? Какие ноты лежали растрепанные на

полу в углу? Почему на окне стояли весы с чашками? Почему Ильчин ждал меня в

этой комнате, а не, скажем, в соседнем зале, в котором в отдалении смутно, в

сумерках грозы, рисовался рояль?

И под воркотню грома Ксаверий Борисович сказал зловеще:

- Я прочитал ваш роман.

Я вздрогнул.

Дело в том...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: