Ход занятия.
-Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. На улицах и дорогах все еще происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. Одна из причин происшествий - незнание или несоблюдение правил безопасности движения. - Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД?
(-Сейчас я хочу вас познакомить с историей правил дорожного движения. Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. Слайд № 1,2.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
|
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха. Слайд № 3,4
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
Какие средства помогают регулировать дорожное движение?
(Конечно, это дорожные знаки). Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
|
Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить.
Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Слайд № 5
Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Слайд № 6
Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Слайд № 7
Указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные. Слайд № 8
- Давайте с вами проверим как вы запомнили дорожные знаки.
Презентация «Дорожные знаки».
А сейчас, отгадаете загадку и узнаете о чем мы будем говорить дальше.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)
А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Слайд № 8
Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали. Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Слайд № 9
|
Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением. Слайд № 10
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный. Слайд № 11
В России первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет. Слайд № 12
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор. Слайд № 13
- Сейчас познакомьтесь с отрывком из исторического документа и попробуйте догадаться о чём идет речь « С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.» Слайд №14.
- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.
· - Правило 1: пешеходы должны ходить только по …тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.
· - Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут …навстречу транспорту.
· - Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала …налево, а потом направо.
· - Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?... по пешеходным переходам.
· - Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» …светофор