ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 9 глава




Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются по невнимательности, что может быть исправлено путём совершения дополнительного земного поклона после завершения молитвы [102], то они носят название “ваджиб” (обязательное). К их числу относят­ся такие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда, произнесение слов “ Аллах велик ” во всех случаях, кроме произне­сения их перед началом молитвы, произнесение слов “ Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу ”, имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов “ Господь наш, хвала Тебе ” каждым молящимся, однократное произнесение слов “ Cлава моему Великому Господу ” во время совершения поясного поклона и слов “ Слава моему Высочайшему Господу ” во время совершения земного поклона, а также произнесение слов “ Господь, прости меня! ” между двумя земными поклонами.

Если же говорить обо всём прочем, то это относится уже к числу того, что делает молитву более совершенной и является желатель­ным, и в первую очередь это имеет отношение к духу и самой сути молитвы, а именно – к присутствию сердца во время её совершения, размышлению над теми аятами Корана, которые будет читать моля­щийся, а также произносимым им словам поминания и обращения к Аллаху с мольбами, его действиям, когда он стоит, сидит и совер­шает поясные и земные поклоны, и, наконец, проявлению молящим­ся смирения и покорности по отношению к Аллаху.

К этому же имеет отношение старание избегать того, что запре­щал делать во время молитвы посланник Аллаха, . Здесь имеются в виду такие вещи, как смех, разговоры и множество не вызванных никакой необходимостью движений. Всё это обяза­тельно нужно принимать во внимание по той причине, что молит­ва может считаться действительной лишь в том случае, если моля­щийся выполнит все необходимые условия и совершит всё то, что относится к столпам (аркан) и обязательным элементам (ваджиб) молитвы. Кроме того, ему следует исключить всё, что делает мо­литву недействительной и может быть связано либо с неисполне­нием обязательного, либо с совершением запретного, например с разговорами и тому подобными вещами.

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

О том, что было присуще только
нашему пророку,

عن جابربن عبدالله رضي الله عنه أَنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم قال: ] أُعْطِيتُ خَمساً لم يُعْطَهُنَّ أحدٌ قبلي: نُصِرْتُ بالرُّعْب مَسِيرَةَ شَهرٍ ، وجُعِلَتْ ليَ الأرضُ مَسجِداً وطَهوراً ، فأَيُّما رَجُلٍ من أُمَّتي أدرَكَتْهُ الصلاةُ فلْيُصَلِّ ، وَأُحِلَّتْ ليَ المَغانِمُ ولم تَحِلَّ لأحَدٍ قَبْلي ، وأُعْطِيتُ الشفاعَةَ ، وَكَانَ النَّبِيُّ يُبْعَثُ إِلَى قَوْمِهِ خَاصَّةً ، وَبُعِثْتُ إِلَى النَّاسِ عَامَّةً .

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Ал­лах ими обоими, сказал:

– Пророк, , сказал: «Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) зем­ля была сделана для меня [103] местом совершения молитв и сред­ством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, при­надлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте) [104]; военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества [105], и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям». Аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, нашему пророку Мухаммаду, , было от­дано предпочтение во многих отношениях, благодаря чему он пре­взошёл всех остальных пророков. В основе каждого похвального свойства лежат полезное и истинное знание и праведные дела, а во всём этом наш пророк достиг высочайших вершин и от­личался совершенством. Вот почему, упоминая о других благород­ных пророках, Аллах сказал Своему пророку Мухаммаду:

{Они [106] - те, кого Аллах вёл прямым путём, следуй же их ру­ководству}. “Скот”, 90.

Под прямым путём в данном случае подразумеваются их явные и скрытые достоинства.

И он, , выполнил то, что ему было повелено, и превзошёл всех остальных людей. Вот почему Аллах наделил нашего пророка тем, чего ни у одного другого пророка не было, и среди прочего Он даровал ему вышеупомянутые пять вещей, что принесло его общине всевозможные блага, благословение и пользу.

К числу этих вещей относится оказание ему помощи в виде внушения страха перед ним всем, кто находился от него на рас­стоянии месяца пути. Эту помощь вместе со Своим небесным во­инством Господь направлял Своему посланнику и его общине, члены которой следовали правильным путём, и вследствие этого враг пророка, , оказывавшийся от него на расстоянии меся­ца пути или менее того, начинал испытывать перед ним страх, ведь если Аллах желает оказать кому-нибудь помощь, Он внушает сердцам врагов такого человека страх перед ним.

Аллах Всевышний сказал:

{И Мы внушим страх сердцам тех, которые не уверовали, за то, что наряду с Аллахом они поклонялись тому, относительно чего Он не ниспосылал никаких доводов}.

“Семейство Имрана”, 151.

Что же касается сердец верующих, то Он наделил их силой, стойкостью и спокойствием, а это является одним из важнейших средств оказания помощи. Аллах Всевышний пообещал нашему пророку, , и членам его общины, что Он окажет им вели­кую поддержку и поможет им различными средствами, приведя их к единству, согласию, терпению, готовности дать отпор врагу все­ми силами и прочим подобным вещам, к которым, равно как и к другим, укажет им путь. И Всеблагой и Всевышний Аллах дейст­вительно сделал это, о чём нам известно из сообщений о жизни пророка, , последовавших за ним праведных халифов и других праведных правителей, которым Он в течение самого ко­роткого времени оказал такую поддержку и даровал такую власть, какой не даровал никому иному.

Затем пророк, , сказал: «…и вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения…», а под­тверждением этого стали другие его слова: «И где бы ни застало время молитвы любого из членов моей общины, он всегда сможет найти место для её совершения и средство очищения».

Ахмад и аль-Байхаки.

Это значит, что любая часть земли является таким местом, на котором можно совершать молитву, исключение же составляют лишь те места, на которых молиться запрещено по шариату. Так, например, точно известно, что запрещено молиться на могиле, в бане и в загонах для верблюдов, а также на земле, захваченой у другого, и там, где есть нечто нечистое, поскольку непременным условием действительности молитвы является чистота тела и оде­жды молящегося, а также чистота того места, где он намеревается совершить свою молитву.

Что же касается тех, у кого нет воды или кому использование её может принести вред, то они могут заменить омовение очище­нием песком, землёй или пылью, взяв это с любого чистого места на поверхности земли. Ясным указанием на это является не только данный хадис, но и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:

{…очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и ру­ки.} “Трапеза”, 6.

Использованное здесь слово "са‘ид ", служит для обозначения любого вида почвы.

Данный аят указывает на то, что в случае необходимости обти­рание песком или иным видом чистой почвы лица и рук может за­менить собой омовение с помощью воды и позволяет совершать молитву, обходить Каабу, прикасаться к Корану и совершать про­чие дела, непременным условием допустимости или действитель­ности которых является предварительное омовение. Таким обра­зом, в случае невозможности использвания воды шариат позволяет заменять её песком, а это значит, что если человек совершит очи­щение песком и состояние его ритуальной чистоты после этого не будет нарушено, то ему будет позволено делать всё то, что позволяется совершившему омовение водой.

Далее пророк, , сказал: «…и для меня была сделана дозволенной военная добыча, которая не была дозволена ни­кому (из пророков) до меня…» Объясняется это тем, что Господь почтил пророка, , и этим Он почтил также членов его об­щины за их достоинства и полную преданность. Благодаря этому мусульманская община приобрела множество богатств, что было использовано для осуществления всевозможных мирских и рели­гиозных дел, количество которых неисчислимо.

Далее пророк, , сказал: «…и мне было дано право за­ступничества…» Здесь речь идёт о величайшем заступничестве, от которого станут уклоняться все великие посланники и на осущест­вление которого будет уполномочен последний из них – Мухам­мад, . Аллах позволит ему ходатайствовать за людей, и ему достанется место достохвальное, после занятия которого ему ста­нут воздавать хвалу первые и последние, обитатели небес и земли, а удел его общины благодаря этому станет ещё более великим и совершенным. И он обратится за членов своей общины с особым ходатайством, на что Аллах Всевышний предоставит ему право, ведь посланник Аллаха, , сказал:

]لِكُلِّ نَبِيٍّ دَعْوَةٌ مُسْتَجَابَةٌ، فَتَعَجَّلَ كُلُّ نَبِيَ دَعْوَتَهُ، وَإِنِّي اخْتَبَأْتُ دَعْوَتِي شَفَاعَةً لأِمَّتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَهِيَ نـَائِلَةٌ - إِنْ شَاءَ الله - مَنْ مَاتَ مِنْ أُمّتِي لاَ يُشْرِكُ بِالله شَيْئاً 

«У каждого пророка была мольба, на которую он непре­менно получал ответ и с которой он уже поспешил обратиться к Аллаху, я же не стал торопиться обращаться со своей моль­бой, которой станет ею заступничество за мою общину, а (право) на него, если захочет Аллах, получат те, кто умрёт, не поклоняясь ничему, кроме Аллаха» [107].

Сообщается также, что пророк, , сказал:

] أَسعدُ الناسِ بشفاعتي يومَ القيامةِ من قال لا إلهَ إلا اللهُ خالِصاً مِن قَلبِه

«В День воскресения счастливейшим из людей благодаря мо­ему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём» [108]. Аль-Бухари и Муслим.

И, наконец, пророк, , сказал: «…и если раньше про­рок [109] направлялся только к своему народу, то я был направлен ко всем людям…» Причиной этого стало совершенство, универ­сальность и обширность данного ему религиозного закона (шари­ат), то, что он заключает в себе абсолютное благо, а также то, что он подходит для любого места и времени. Благо можно обрести, только благодаря соблюдению установлений шариата, и когда лю­ди поняли, что в мирских делах, как и в религии, шариат приведёт их к благу, это стало для них великой основой.

 

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ

Наказ пророка,

عن أبي هريرةَ رضيَ اللهُ عنه قال: ] أَوْصَانِي خَلِيلِي بِثَلاثٍ لا أَدَعُهُنَّ حَتَّى أَمُوتَ: صَوْمِ ثَلاثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ ، وَصَلاةِ الضُّحَى ، وَنَوْمٍ عَلَى وِتْرٍ 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мой самый любимый друг [110] посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнитель­ную утреннюю /духа [111] / молитву и отходить ко сну (только) после совершения витра. Аль-Бухари и Муслим.

Каждый наказ пророка, , и все его слова, обращённые к любому из членов его общины, рассматриваются как обращение ко всей его общине в целом, если не имеется указаний на то, что они были адресованы только одному конкретному лицу.

Три вышеупомянутых наказа имеют отношение к тем дополни­тельным молитвам и постам, которые, как сообщается, посланник Аллаха, , совершал неуклонно [112].

Что касается трёхдневного ежемесячного поста, то он равноси­лен соблюдению поста в течение целого года, поскольку каждое благое дело записывается человеку как десять благих дел, а это значит, что трёхдневный пост равносилен соблюдению поста в те­чение целого месяца. В основе шариата лежит лёгкость, и весь он указывает на широту милости Аллаха, а такой пост лёгок для тех, кому Аллах облегчает его соблюдение. Он не создаёт для человека никаких трудностей и не мешает ему выполнять никакие другие его обязанности, но вместе с тем приносит ему огромную пользу, ибо, чем больше покорности Господу проявляет раб, совершая то или иное действие, и чем больше пользы оно приносит ему само­му, тем выше достоинство такого действия. Достоверно известно также, что пророк, , побуждал людей добровольно пос­титься в течение шести дней месяца шавваль, в день Арафата [113], в девятый (тасу‘а) и десятый (‘ашура) дни месяца мухаррам, а также по понедельникам и четвергам [114].

Что касается утренней молитвы (салят ад-духа), то на её дос­тоинство указывает множество достоверных хадисов, однако уле­мы разошлись во мнениях о том, как желательно её совершать – постоянно или только периодически. Правильно считать, что при­водимый нами хадис, как и ряд других хадисов, указывает на же­лательность постоянного совершения этой молитвы для всех за ис­ключением тех людей, которые обычно молятся по ночам, но если кто-нибудь иногда и пропустит эту молитву, в этом не будет беды. Посланник Аллаха, , сообщил людям, что

]يُصْبِحُ عَلَىَ كُلِّ سُلاَمَىَ مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ ، فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ ، وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ ، وَنَهْيٌ عَنِ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَىَ

« (С наступлением) утра каждый сустав любого из вас должен давать садаку [115]: каждое прославление Аллаха есть садака [116], и каждое восхваление Аллаха есть садака, и каждое произнесе­ние слов “Нет бога, кроме Аллаха” есть садака, и каждое воз­величивание Аллаха – садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) – садака, и удержание от порицаемого (им) – сада­ка, но всё это могут заменить собой два раката дополнитель­ной утренней молитвы, совершаемые (человеком) ». Улемы рас­сказывали, что количество ракатов такой молитвы может коле­баться от двух до восьми, а совершать её можно, начиная с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и почти до самого полудня.

Что же касается дополнительной ночной молитвы (витр), то совершение её относится к категории действий, именуемых “сун­на муаккада” [117], и посланник Аллаха, , побуждал совер­шать эту молитву других [118] и сам постоянно совершал её как во вре­мя пребывания в городе, так и во время своих поездок и походов.

Наименьшее количество ракатов такой молитвы равно одному, а желающий может совершить три, или пять, или семь, или девять, или одиннадцать ракатов, произнеся таслим [119] только один раз в са­мом конце молитвы или же произнося его после совершения каж­дых двух ракатов.

Витр совершается в любое время после завершения вечерней молитвы и до появления зари, но наилучшим временем для этой молитвы является последняя треть ночи, если человек желает бодрствовать в этот период. В противном случае он может со­вершить витр и в начале ночи, о чём и говорится в этом хадисе.

 

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ

Неспешность и облегчение

عنْ أبي هُرَيرةَ رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ] إِنَّ الدِّينَ يُسْرٌ ، وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينَ أَحَدٌ إِلاّ غَلَبَه ، فسَدِّدوا وقارِبوا وأبْشِروا ، واسْتَعِينوا بالغَدْوَةِ والرَّوْحةِ وشيءٍ منَ الدُّلْجة  رواه البخاري ، وفي لفظ: ] والقَصْدَ القَصْدَ تَبلُغُوا .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неиз­менно побеждает его [120], так придерживайтесь же правильно­го [121], и приближайтесь [122], и радуйтесь 4, и обращайтесь (кАллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи 5 ».

В одной из версий этого хадиса сообщается, что пророк, , также сказал: «…и мало-помалу вы достигнете (своей цели) ». Аль-Бухари.

Сколь важен этот хадис и сколь много блага, полезных настав­лений и всеобъемлющих основ он содержит в себе!

В начале его посланник Аллаха, , говорит: «Поистине, религия эта легка…», и эти слова являются великой основой. Это значит, что для людей облегчено усвоение догматов этой религии, следование её нравственным принципам и исполнение религиоз­ных обязанностей, как облегчено и понимание всего, что следует делать и от чего необходимо воздерживаться. В основе догматов этой религии лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день, а также в предопределён­ность всего дурного и хорошего. Эти догматы верны, и сердца уве­рены в них, а тех, кто им следует, они приведут к достижению высшей и наилучшей цели. Нравственные принципы этой религии являются наиболее совершенными, а дела, к которым она побуж­дает, – самыми благими. Совершение этих дел приводит к обрете­нию блага в религии, в мире этом и в мире вечном, а если они не совершаются, то блага не будет ни в чём. Совершение этих дел также облегчено, и каждый человек, обязанный исполнять предпи­сания религии, видит, что он может делать это без особых затруд­нений. Эти догматы являются правильными и простыми, люди, обладающие здравым умом и сохранившие свои врождённые свойства в неприкосновенности, признают их, а обязанности, ис­полнения которых требуют эти догматы, совершенно несложны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: