Анализ социальных умений




При исследовании межличностных, или социальных, умений может возникнуть необходимость в проведении той или иной формы поведенческого анализа, который подразумевает классификацию текущих социальных взаимодействий по дискретным вербальным и невербальным блокам или элементам. Эта разновидность анализа позволяет установить, какие формы поведения являются эффек­тивными в конкретной ситуации, а какие препятствуют эффек­тивному исполнению. Рэкхам и Морган (Rackham, Morgan, 1977) описывают методологию выявления этих критичных форм пове­дения.

Применение их методологии начинается с разработки системы анализа поведения, соответствующей изучаемой социальной ситу­ации. Типичный набор категорий, лежащий в основе подобных сис­тем, приведен на рис. 5.13. Следует, однако, заметить, что Рэкхам и Морган не включили в свой перечень невербальные формы пове­дения. После разработки системы анализа необходимо выработать критерии, по которым будет оцениваться исполнение индивидуу­мов и которые позволят выявить сильных и слабых исполнителей. Приведенная схема анализа поведения может быть использована как для регистрации частоты, так и для описания различных пове­денческих проявлений двух групп исполнителей, в результате чего будут выявлены те параметры поведения, которые отличают силь­ных исполнителей от слабых. Рэкхам и Карлисл (Rackham, Carlisle, 1978), например, установили, что для умелых «переговорщиков» характерны следующие приемы: маркировка поведения, проверка понимания, суммирование, поиск информации, вербализация чувств и т. п. И напротив, менее умелые переговорщики часто при­бегают к возражениям, контрзаявлениям, защитному и атакующе­му поведению.

Вышеописанная разновидность анализа применима и к ситуаци­ям, где взаимодействуют два человека, и к ситуациям группового вза­имодействия, таким как интервьюирование при приеме на работу, беседа руководителя с подчиненным, обучение и тренинг (включая телефонные продажи), поиск решения в группе, межгрупповые пере­говоры, ведение собраний.



Глава 5


 

Поведенческая категория
Вербальное поведение Описание
Выдвижение Предлагает идею или план действий в форме неоспоримого утверждения, например «Мы должны...», «Это нужно делать так...»
Предложение Схоже с выдвижением, но сделано в более робкой форме или в виде вопроса, например «Может быть, мы должны...», «А что, если...»
Поиск предложений Побуждает других участников вносить предложения
Построение Развивает идеи других участников, вносит добавления
Поддержка Выступает в поддержку чужой идеи, выражает согласие с точкой зрения другого
Уточнение Задает уточняющие вопросы или повторяет чужую идею своими словами во избежание недопонимания
Поиск информации Задает вопросы, стремясь выяснить факты и мнения
Суммирование Суммирует или переформулирует мнения, высказанные участниками дискуссии
Предоставление информации Информирует других о фактах, высказывает свои соображения
Вовлечение Прилагает усилия к тому, чтобы вовлечь других в обсуждение проблемы
Вербализация чувств Сообщает, какие чувства он испытывает в связи с происходящим
Несогласие Заявляет о несогласии с мнением другого, критикует чужую точку зрения
Защита/нападение Нападает на собеседника или настаивает на своем мнении; в этом поведении нередко проглядывает эмоциональный подтекст
Блокирование Оспаривает мнение другого или отвергает чужое предложение, не предлагая альтернативы
Исключение Не дает возможности другому участвовать в обсуждении: перебивает, пытается перекричать или просто игнорирует его
Указание на трудности Указывает на препятствия или трудности, связанные с реализацией чужого предложения (отлично от несогласия)

Виды анализа для тренинга



 

Поведенческая категория
Невербальное поведение Описание
Телесный контакт Поглаживания/похлопывания — прикоснове­ния — рукопожатия и другие жесты приветствия и прощания
Пространственная близость Расстояние, на котором люди рассаживаются или останавливаются друг от друга; указывает на степень близости
Поза Положение тела (сидит ссутулившись или расслабленно)
Жесты и мимика Движения рук, гримасы и т. п.; индикаторы эмоций и отношения к происходящему
Направление взгляда Визуальный контакт — используется для установления доверительных отношений

Рис. 5.13. Поведенческие категории (по Rackham, Morgan, 1977 и Argyle, 1969).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: