Виды анализа для тренинга





 

141


о критериях, ибо существует реальная опасность тренингового «пе­рекоса», когда тренер, сам того не замечая, начинает подгонять учеб­ный план под доступные или модные методы и средства. Тренер, жаж­дущий произвести впечатление на скептичное руководство организа­ции, легко может стать жертвой какого-нибудь новомодного подхода. В этой главе мы рассмотрели различные формы анализа. Каждая являет собой метод, позволяющий тренеру определить объекты и со­держание тренинга и в последующем сформулировать цели тренин­га. Очевидно, что один проект вряд ли сможет вместить в себя все описанные формы анализа. Тренер должен выбрать наиболее адек­ватный способ получения информации, чтобы избежать соблазна чрезмерного анализа, который неминуемо ведет к «аналитическому параличу».


 

Глава 6

цели тренинга

 


Сформулировать цели тренинга — значит четко изложить, какие зада­ния сумеют выполнить ученики по окончании тренинга (или по завер­шении отдельных стадий обучения), при каких условиях они проде­монстрируют свои умения и каким стандартам будет соответствовать их исполнение. Хорошо сформулированные цели могут служить сред­ством валидизации и оценки тренинга, ориентиром при выборе мето­дов и содержания тренинга и обеспечивают учеников ясной задачей. Следующие два примера показывают, сколь важно иметь ясные цели.

1. По окончании тренинга ученик сможет распилить лесоматериал
на части различной длины.

Когда читаешь это утверждение, в воображении возникает карти­на лесоповала, где ученики, орудуя цепными пилами, валят деревья и распиливают их на части, пригодные для транспортировки. Это было бы прекрасно, если бы речь шла о подготовке лесничих, но ко­гда речь идет об обучении столяров-краснодеревщиков, очевидно, что такая формулировка неприемлема. Более адекватным представляет­ся второе утверждение.

2. При наличии пилы, угольника под 45°, карандаша и линейки уче­
ники сумеют распилить доску трехметровой длины размерами
3 х 5 см на заготовки любой длины, выраженной в метрах, санти­
мерах и миллиметрах, с точностью до 2 мм.


Цели тренинга


 

143


Хотя и это утверждение оставляет место для уточнений, в нем бо­лее ясно изложена задача, стоящая перед тренером и учениками, и оно дает достаточно точную картину работы, которой будут заняты уче­ники.

Прежде чем приступить к обсуждению композиции и формата це­лей, полезно прояснить различные категории, используемые при опи­сании целей тренинга.

Цели тренинга

Мы сказали, в чем состоит назначение тренинговых целей, однако та­кие слова, как «учебные», «поведенческие» и «конечные», часто ис­пользуемые в качестве префиксов к понятию «цель», требуют пояс­нения. «Учебные» означает то же самое, что тренинговые цели. Опре­деление «поведенческие» подчеркивает, что исполнение учеников должно быть описано в поведенческих терминах, т. е. таким образом, чтобы у наблюдателя были очевидные ориентиры, по которым он мог бы судить о том, чему научились ученики. Термин «конечная цель» употребляется, когда необходимо подчеркнуть, что заявленный уро­вень исполнения должен быть достигнут в конце или по завершении тренинга, и отделить эту, конечную, цель от промежуточных.

Вспомогательная цель После того как конечная цель определена и сформулирована, обычно обнаруживается, что ее можно разбить на ряд промежуточных целей, которые называют вспомогательными. Достижение промежу­точных целей помогает ученику достичь конечной цели.

Цель урока

Последующая разбивка вспомогательных целей помогает опреде­лить конкретные знания и умения, подлежащие освоению на отдель­ных уроках, — их принято называть «целями урока».

На рис. 6.1 приведен пример разбивки тренинговой/учебной цели. Из этого примера видно, что конечные, вспомогательные цели и цели урока организованы иерархически и что все три типа целей можно назвать «поведенческими», так как они описывают конкретные дей­ствия, ожидаемые от учеников.

Данный пример не только обеспечивает тренера ясной картиной будущих умений учеников, но и подсказывает, каким должно быть содержание тренинга. Однако эта таблица не содержит всей необхо-



Глава 6


 


Конечная цель Вспомога­тельная цель

Цели

урока

Вспомога­тельная цель

Цели

урока

и т. д.


Заварить чай.

Взять электрический чайник и наполнить его

холодной свежей водой.

Отличить чайник от других кухонных приборов.

Отличить кран холодной воды от крана горячей воды.

Открыть кран холодной воды.

Объяснить важность использования свежей воды.

Вскипятить воду в чайнике.

Найти розетку и включить чайник.

Дать перечень индикаторов, свидетельствующих

о закипании воды.

Объяснить правила безопасного обращения

с электрочайником.


Рис. 6.1. Пример разбивки конечной цели на вспомогательные цели

и цели урока

димой информации, так как остаются необговоренными условия при­готовления чая и стандарт, или качество, заварки.

Структура целей

Правильно сформулированная цель состоит из трех частей — из опи­сания действий, которые должны демонстрировать ученики в Конце обучения, и описания условий и стандартов исполнения. Для удоб­ства эти три составляющие обычно разносят по трем колонкам (рис. 6.2).

Другой формат изложения цели предложен Ромицовским (Romis­zowsky, 1981). Подчеркивая важность объективной оценки исполне­ния учеников, он вводит специальную колонку, в которой описыва­ется, каким образом производится измерение или проверка испол­нения. Другое отличие заключается в том, что в качестве заглавий колонок используются не отдельные слова, а фразы, вместе составля­ющие законченное утверждение. Это обеспечивает плавность чтения и в конечном итоге способствует лучшему пониманию цели (рис. 6.3).

Во многих случаях разные цели предполагают одинаковые условия и/или стандарты исполнения. Например, каменщик использует одни


Цели тренинга



 

Исполнение Условия Стандарты
Выгладить пару брюк. Дано: электроутюг с отпаривателем. Гладильная доска. Пара брюк. За 10 минут. Хорошо отутюженные и пра­вильно направленные складки. Без повреждения ткани

Рис. 6.2. Примерный формат изложения цели тренинга

 

При наличии следующих внешних условий ученик сумеет в соответствии со следующим стандартом и его исполнение будет оцениваться посредством
       

Рис. 6.3. Формат целей по Ромицовскому (1982)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: