Следующие условия и стандарты применимы ко всем целям, за исключением тех, где они обговариваются отдельно.
Условия Тренинг проводится в учебном классе, оборудованном следую-
щими моделями приборов центрального отопления: Mark II, Mark IV, Mark IVB, Mark BVI, Mark 2L.
Стандарты Все задания по ремонту и обслуживанию должны быть выполнены в соответствии с процедурами, изложенными в Manual GM (Dот).
Исполнение | Условия | Стандарты |
Рис. 6.4. Альтернативный формат целей
Глава 6
и те же инструменты или применяет одну и ту же технику, выполняя кладку разных сооружений. Точно так же инспектор по технике безопасности в разных ситуациях принимает одни и те же меры, предусмотренные законодательством. Ясно, что и в том и в другом случае нет необходимости сопровождать описания действий повторяющимся изложением условий и стандартов их выполнения; в целях экономии времени, места и сил лучше изложить условия и стандарты исполнения один раз, в начале документа (рис. 6.4).
Если условия и стандарты совершенно одинаковы для всех видов исполнения без исключения, то можно и вовсе обойтись без этой колонки. Это значительно упрощает работу с документом.
Изложение целей — это рабочий инструмент тренера; документ должен иметь ясное и точное содержание, но его формат, может меняться.
Источники информации
Для формулирования целей тренинга
Очевидно, что ранее описанные формы анализа позволяют тренеру собрать большое количество информации о различных работах и заданиях, а также умениях, необходимых для их выполнения.
Анализ заданий и умений позволяет распределить по категориям знания, умения и установки, которые должны приобрести или развить ученики. Разбивка заданий на подзадания и элементы помогает сформулировать вспомогательные цели и цели урока. Наблюдение за работой квалифицированных исполнителей, интервью и опрос их непосредственных начальников обеспечат тренера всей необходимой информацией о стандартах и условиях исполнения. Если тренер располагает этим объемом информации, ему не составит труда детально и точно сформулировать цели тренинга.
Цели исполнения
Первым шагом в изложении целей тренинга является точное определение целей исполнения, т. е. того, что смогут делать ученики к концу тренинга, Ранее проведенный анализ работы и заданий позволяет
Цели тренинга
147
идентифицировать три главных параметра исполнения — знания, умения и установки. Классификация поведения по этим трем параметрам и список конкретных глаголов дают возможность тренеру сформулировать характер исполнения, на основе чего будут выбраны стратегии обучения. Самая общая классификация поведения представлена на рис. 6.5.
Существуют и более детальные классификации поведения в рамках той или иной «сферы» — когнитивной (Bloom et al., 1954), аффективной (Krathwohl et al., 1964) и психомоторной (Simpson, 1966).
Тренер может воспользоваться уже имеющимися классификациями или при необходимости разработать собственную классификацию, приложимую к той области, в которой он работает. Например, если тренинг направлен на развитие социальных умений, тренеру может понадобиться подробный перечень поведенческих проявлений в сфере группового обсуждения или консультирования и т. п.
Формулировка цели должна содержать слово или фразу, описывающую, что именно должны продемонстрировать ученики, чтобы показать, что они достигли цели. Например:
• «Измерить давление в шине».
• «Выгладить рубашку».
• «Измерить и записать температуру тела взрослого пациента».
Слова «измерить», «выгладить», «записать» — это глаголы действия, ясно указывающие, каким образом ученики могут продемонстрировать приобретенные ими знания и умения; очевидно, что при проверке результатов обучения учеников могут попросить выполнить эти действия. Собственно говоря, одной из характеристик цели является возможность ее использования в качестве контрольного задания.
Однако многие ментальные действия, такие как размышление, анализирование и т. п., не поддаются прямому наблюдению и точному описанию. В связи с этим Мейджер (Mager, 1973) проводит важное различие между явным и скрытым исполнением/Явное исполнение — это действия, поддающиеся непосредственному наблюдению, например, «управлять автомобилем». Примерами скрытого исполнения могут служить:
• «Идентифицировать кости человеческого скелета».
• «Вспомнить алгоритм проверки газового оборудования на предмет утечки».
Глава 6
Знание | Запоминание | Воспроизведение в памяти фактов и источников Узнавание Постижение Понимание |
Умения | Интеллектуальные | Применение Анализ Синтез Оценка |
Физические | Физические действия и движения Координация: визуально-моторная, моторно-слуховая и т. п. Невербальное поведение | |
Социальные | Вербальное и невербальное поведение в группе и наедине с другими (напр., на собраниях, в интервью и т. п.) | |
Установки | Принятие | Реагировать с готовностью |
Признание ценности | Выказывать приверженность | |
Рецептивность | Следовать правилам и процедурам |
Рис. 6.5. Базовая классификация знаний, умений и установок
• «Распознать правильные ответы среди неправильных».
Процессы идентификации, воскрешения в памяти и распознавания, составляющие суть соответствующих целей исполнения, происходят внутри индивидуума, и значит, необходим некий индикатор, который показывал бы, что эти процессы действительно имеют место.
Индикатор должен быть представлен в заявленной цели, чтобы показать, какого исполнения ожидают от ученика. Например:
• «Идентифицировать (прикрепив ярлыки с напечатанными назва
ниями) кости человеческого скелета».
Роль индикатора здесь выполняет фраза «прикрепив ярлыки с напечатанными названиями». Она указывает, какие действия будут свидетельствовать о том, что ученики способны «идентифицировать». Две другие цели могут иметь, например, такие индикаторы:
Цели тренинга
• «Вспомнить алгоритм (путем устного воспроизведения последовательности) проверки газового оборудования на предмет утечки».
• «Распознать (пометив галочкой) правильные ответы среди неправильных».
Иногда, если смысл заявленного исполнения очевиден, фраза может включать в себя только индикатор.
Очень часто цели исполнения формулируются с помощью глаголов «знать» и «понимать». В таких случаях содержание исполнения остается неясным и возникает вопрос — что должен сделать ученик, чтобы продемонстрировать, что он знает или понимает? Прояснить содержание исполнения помогают такие глаголы, как «перечислить», «изложить», «описать» и т. п.
Фраза «Понимать значение тренинга» будет звучать понятнее, если переформулировать ее следующим образом «Дать определение тренинга» или «Описать основные стадии тренингового цикла», — все зависит от того, что подразумевается под словом «понимать».
Фразу «Знать, как присоединить 13-амперный штепсель» можно истолковать двояко, и остается непонятным, что на самом деле требуется от ученика — уметь «описать процедуру присоединения 13-амперного штепселя» или уметь «присоединить 13-амперный штепсель».
Установление стандартов