После того как сформулированы цели исполнения, необходимо решить, каким образом будут проверять и оценивать исполнение учеников. Однако зачастую руководство организации склонно игнорировать эту стадию или стремится возложить ответственность за проведение контрольных испытаний на тренера. Следует также учитывать, что такая проверка может быть не предусмотрена нормами организационной или национальной культуры.
Нередко такое положение дел связано с внутриорганизационной политикой: во многих организациях оценки, полученные работниками во время тренинга, составляют строго конфиденциальную информацию и остаются неизвестными даже руководителям отделов, в которых работают эти люди. Такой подход подразумевает, что факт
150
Глава 6
прохождения через тренинг служит гарантией компетентности работника, и нам не остается ничего иного, как просто пожать плечами.
Скорее всего, тренер еще на стадии исследования с помощью супервайзеров и компетентных работников выяснил, какой уровень исполнения ожидается от высококвалифицированного исполнителя. Однако принимать этот уровень исполнения за стандарт обучения не всегда целесообразно. Например, опытный, компетентный токарь может за определенное время обработать с высоким качеством большое количество заготовок. Но было бы неразумно обучать ученика до тех пор, пока он не достигнет уровня опытного токаря. Скорее следует стремиться к тому, чтобы научить его производить заготовки, соответствующие некоему приемлемому стандарту качества, полагаясь на то, что впоследствии он отточит свои умения и выйдет на уровень квалифицированного токаря.
При установлении критериев важно определить минимальный стандарт исполнения, по достижении которого ученик считается подготовленным к работе. Но это не значит, что нужно занижать стандарты. Очевидно, что солдат, которого обучают управлению миноискателем, должен выйти на уровень 100 %-й точности, прежде чем его пошлют на расчистку путей для наступающих войск.
|
Оценка исполнения ученика по окончании тренинга должна производиться с помощью практических тестов, которые показывают, способен ли ученик успешно применить на практике полученные знания и умения. Хорошо сформулированные цели исполнения подсказывают, каким должно быть содержание теста. Например, следующие фразы можно использовать в качестве контрольных заданий.
• «Перечислить страховые вознаграждения, предусмотренные пенсионным полисом».
• «Рассортировать (разложив по двум стопкам) правильно и неправильно заполненные формы».
• «Произвести обрезку розового куста».
Если на данной стадии не разработаны критерии оценки, велика вероятность использования неадекватных тестов. Вышеприведенная фраза — «Произвести обрезку розового куста» — предполагает, что при проведении контрольного испытания ученик должен будет с помощью секатора обрезать розовый куст, чтобы продемонстрировать свои умения. Если же вместо практического задания ученика просят устно или письменно «описать, как производится обрезка розового
Цели тренинга
куста», это не помогает оценить, может ли ученик выполнить обрезку на практике.
При выборе методов оценки тренер должен учитывать и адекватность теста и установленный стандарт исполнения. Во многих случаях установление стандарта не представляет особой трудности; за стандарт могут быть приняты определенное число правильных ответов, степень отклонения в рамках допустимого, время выполнения задания и т. п. В других случаях, когда установить точный стандарт исполнения невозможно, приходится полагатьсяна суждения тренеров или инструкторов.
|
Так происходит, например, при оценке навыков межличностного взаимодействия, когда группа тренеров или асессоров выносит суждение о степени компетентности ученика исходя из собственного опыта и ожиданий. В этом случае в колонке «Стандарты» обычно пишут «Удовлетворенность тренера-супервайзера». Кому-то может показаться, что в такой оценке велик элемент случайности, однако она может быть гораздо точнее, чем представляется, если тренеры и супервайзеры тщательно продумали, какие параметры поведения подлежат оценке, и совместно разработали лист наблюдений и оценки (check-list). Исследования показывают, что со временем оценки асессоров становятся все более согласованными.
Отношение и установки
До сих пор мы говорили о целях тренинга, связанных с развитием знаний и умений. Цели тренинга в отношении установок — это гораздо более сложный вопрос. Главная проблема состоит в том, что в области установок цель, условия и стандарты исполнения не поддаются точному определению. Практически невозможно в краткосрочной перспективе объективно измерить и оценить изменение или развитие установок. Более того, эти изменения не поддаются прямому наблюдению. Единственное, что мы видим, это поведение, которое может свидетельствовать о той или иной установке или отношении человека, и многие тренеры считают это достаточным для того, чтобы сделать вывод об установке. Так, например, если мы обучаем продавцов универмага и одна из целей тренинга в плане установок звучит «Ценить каждого клиента и понимать, что от последнего зависит существование и развитие организации», будет довольно сложно, а может быть, невозможно, измерить, имеет ли персонал такую установку.
|
Глава 6
Вместе с тем есть ряд поведенческих показателей, которые могут говорить о том, что персонал действительно «ценит» каждого клиента. К таковым могут относиться любезное, доброжелательное и быстрое обслуживание, улыбки на лицах продавцов и т. п. Зачастую подобная ситуация представляет для тренера неразрешимую дилемму: с одной стороны, он видит, что персонал демонстрирует поведение, которое как будто свидетельствует о наличии определенного отношения, а с другой стороны, он понимает, что в действительности персоналу может быть глубоко безразличен клиент. Однако на самом деле никакой дилеммы здесь нет. Если покупатели чувствуют, что их ценят, и продолжают покупать товары в этом универмаге, то можно считать, что цель достигнута. Кроме того, замечено, что описанное поведение со временем начинает приносить удовольствие субъекту, и в результате его отношение может измениться в нужную сторону. Поэтому при измерении установок нужно заниматься не «душеведением», а оценкой поведения людей.
Другая проблема, возникающая при постулировании целей в области установок, связана с тем, что эти цели, в отличие от целей в сфере знаний и умений, не могут быть обособлены. Установка, или отражающее ее поведение, обычно разворачивается в контексте других целей. Человек не может быть дружелюбным, участливым или вежливым, бездействуя. Эти формы поведения вписаны в контекст деятельности, они проявляются в рамках конкретного вида исполнения, например при обслуживании клиента, консультировании покупателя, приеме пациента, при установке или починке электроприбора. Эти формы поведения даже могут служить стандартами исполнения, хотя оценка уровня компетентности исполнителя по этим параметрам скорее всего будет субъективной («удовлетворенность тренера/ супервайзера»). Зачастую именно такой подход является единственно возможным при определении целей в области установок. Проиллюстрируем применение данного подхода следующим примером:
Тренинг работников бухгалтерии
Исполнение
Ответить по телефону на вопросы клиента относительно расчетов.
Стандарт
Назвать себя и отдел согласно установленной формуле представления.
Сообщить запрашиваемую информацию — без ошибок.
Быть вежливым, доброжелательным и терпеливым при разговоре с клиентом.
Цели тренинга
153
К, сожалению, далеко не все установки можно расписать и оценить с такой же легкостью, как в вышеприведенном примере. При обучении тренеров, например, одной из целей тренинга является организация и планирование учебных сессий или уроков. Даже если ученик демонстрирует способность к организации и планированию, в плане развития установок к нему могут предъявляться более высокие требования, допустим, он должен «понимать необходимость тщательной организации и планирования».
Ясно, что наблюдению поддается только сам процесс организации и планирования, тогда как «понимание» проследить невозможно. Но и здесь мы можем рассчитывать или по крайней мере надеяться на то, что со временем ученик убедится в важности организации и планирования и «поймет» их необходимость. Несмотря на то что «понимание» является долгосрочной задачей и необходимость постулирования подобной цели остается под сомнением, люди, занимающиеся подготовкой тренеров, должны иметь ее в виду. Если тренер собственным примером будет подтверждать ценность организации и планирования, он, несомненно, внесет существенный вклад в развитие соответствующих установок учеников. Поэтому есть все основания для того, чтобы постулировать отдельно цели, связанные формированием и развитием установок, чтобы тренеры четко осознавали, какие установки им следует демонстрировать в своем поведении и развивать у учеников.
Определение условий
Информация об условиях труда, к каковым относятся инструменты, оборудование, материалы и документы, необходимые для выполнения работы, а также физические условия труда и помощь и поддержка со стороны непосредственных руководителей, может быть получена посредством различных форм анализа заданий и умений.
Чтобы тренинг был реалистичным, необходимо продумать, насколько реальные условия труда должны быть воспроизведены при обучении. Ясно, что в тех случаях, когда обучение происходит на рабочем месте или частично на рабочем месте, то будут воспроизведены все или многие условия труда. Чем более приближены условия обучения к реальным условиям труда, тем больше времени и средств отнимает тренинг. Поэтому требование реалистичности должно относиться только к критическим характеристикам работы. Например,
Глава 6
трудно оспорить необходимость использования дорогостоящих тренажеров при подготовке летчиков, особенно когда речь идет об отработке действий пилота в аварийных ситуациях. Однако вряд ли целесообразно использовать сложные телефонные сети при тренинге базовых навыков ведения телефонных переговоров, — в этом случае достаточно просто посадить двоих учеников по разные стороны ширмы.
При написании целей тренинга тренеру приходится решать, какие из реально существующих условий работы следует воспроизвести при обучении. Поэтому он должен хорошо ознакомиться с реальными условиями труда путем непосредственного выполнения работы или посредством наблюдения за исполнителями.
Однако воспроизведение реальных условий труда при обучении — это не единственное основание для определения и написания условий тренинга. Другая причина состоит в том, что детализация условий может коренным образом изменить постулированную цель и последующую проверку исполнения. Поясним эту мысль на следующем примере. Одна из целей для конторских служащих, работающих в образовательных учреждениях, была сформулирована так:
• «Перечислить дисциплины, предварительная сдача экзамена по ко
торым освобождает претендента на Advanced Certificate1 от прохож
дения тестирования по 1, 2 и 3 частям Теста на Advanced Certificate.
Служащие усердно заучивали список дисциплин и положения об освобождении, чтобы выполнить упражнения и тесты, которые им давали во время тренинга. Однако при внимательном изучении условий их работы обнаружилось, что в их распоряжении имеются справочные таблицы, на основании которых они могли консультировать претендентов о правилах освобождения. Таким образом, цель исполнения было бы правильнее сформулировать так:
• «Консультировать претендентов на Advanced Certificate о поряд
ке освобождения от тестирования по отдельным дисциплинам».
Или:
• «Решить какие льготы полагаются претенденту на Advanced
Certificate, имеющему подтверждение об успешной сдаче экзаме-
нов по всем дисциплинам».
Цели тренинга
155
В колонке «Условия обучения» следовало написать:
• «Дано: справочные таблицы по порядку освобождения от тестирования по отдельным дисциплинам и образцы анкет, заполненных претендентами».
Все это меняет наше представление о роли конторского служащего и соответственно подход к его обучению.
Еще одно требование при определении условий обучения — это единообразие условий. Далеко не всегда тренинг проводится в одном и том же месте. В крупных организациях тренинг может осуществляться в форме курсов, проводимых в отдаленных друг от друга центрах. Четкое изложение условий обучения обеспечивает более высокую степень их единообразия. Например, при обучении операторов текстовых процессоров необходимо оговорить, какой пакет программ должен быть использован, характер текстов, подлежащих диктовке и набору, наличие технических терминов и иностранных слов, длину отрывков и т. п.
Значение целей тренинга
Из всего вышесказанного видно, что время, потраченное на написание целей тренинга, с лихвой окупается теми выгодами, которые обеспечивают эти цели.
• Наличие целей позволяет избежать как избыточного, так и недостаточного тренинга. Избыточный тренинг связан с большими затратами; если программа содержит не относящийся к делу материал, это может породить путаницу в умах учеников. Недостаточный тренинг не устраняет недостатки исполнения и порождает необходимость дополнительных вложений для исправления ситуации.
• Конечные цели служат ориентиром при разработке содержания учебных курсов и основой определения вспомогательных целей.
• Ясно сформулированные цели тренинга помогают тренеру/преподавателю и ученикам понять, на что должны быть направлены их усилия.
• Цели тренинга, определяющие параметры (знания, умения, установки), стандарты и условия исполнения, служат основой измерения эффективности тренинга.
Глава 6
• Они обеспечивают связь между объектами тренинга, с одной стороны, и содержанием и методами тренинга — с другой, что открывает возможность для валидизации тренинга.
• Цели служат первоочередным ориентиром при исследовании организационной политики в области обучения персонала.
Возражения
Безусловно, есть здравый смысл и логика в том, чтобы потратить некоторое время и силы на изложение целей тренинга, и вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что тренер только выигрывает, располагая четко сформулированными целями, исходя из которых он может проектировать программу тренинга.
Первые приверженцы систематичного подхода быстро поняли, сколь полезно иметь точно сформулированные цели, руководствуясь которыми можно было очистить содержание существующих учебных программ от «сухостоя» или заменить их более современными и менее дорогостоящими программами. Такое применение целей иногда порождало необходимость продления и расширения или введения новых тренинговых проектов. И по иронии судьбы это обстоятельство открыло дорогу первым возражениям против использования целей. В целом ряде организаций затраты на расширение учебных программ никак не сопоставлялись с конечным результатом тренинга, который трудно оценить в денежном выражении.
Систематичный подход оказался не по душе некоторым тренерам. И особенно сильные возражения вызывало положение о формулировании целей. Рекомендация о письменном изложении целей, в соответствии с которой результаты тренинга должны быть расписаны в терминах исполнения, условий и стандартов, показалась им необоснованно жесткой, и это породило обвинения в том, что подобный формат изложения целей отдает холодным клиницизмом и «обесчеловечивает» процесс тренинга.
Изложение целей тренинга предполагает, что исполнение, ожидаемое от учеников в конце обучения, должно быть описано в терминах поведения, которое «поддается наблюдению и измерению». Это положение, несомненно, подкрепляет вышеназванные обвинения, но, кроме того, оно означает, что учебная программа должна быть максимально конкретной и из нее должны быть изъяты чисто познаватель-
Цели тренинга
ные или общеобразовательные элементы. Некоторые тренеры истолковали это как призыв к отказу от креативного подхода и инноваций в угоду унифицированной подаче учебного материала и предсказуемости результатов.
Многие тренеры жалуются, что им трудно сформулировать цели. Одна из проблем состоит в том, что поиск подходящего слова, которое наиболее точно описывало бы ожидаемое поведение учеников, отнимает слишком много времени. Другая трудность связана с оценкой и измерением этого поведения. Эти проблемы усугубляются необходимостью компактной подачи информации и разнесения ее по колонкам «Исполнение», «Условия» и «Стандарты», тогда как информация не всегда может быть втиснута в столь жесткие рамки.
Вопрос о том, как сформулировать цели, нередко вызывает так много дебатов и дискуссий, что изложение целей превращается в самоцель. И здесь нужно отметить, что в этой проблеме отчасти повинны люди, ответственные за подготовку тренеров: некоторые упражнения по написанию целей и последующее обсуждение этих целей грешат таким академизмом, что возводят вопрос в ранг неразрешимых научных проблем.
Если говорить конкретно, то многие тренеры находят скучным и бессмысленным расписывать цели исполнения в сфере знаний. Они не находят других слов для описания ожидаемого исполнения ученика, кроме «изложить» и «перечислить».
Ценность такого описания вызывает сомнения, если нет адекватного инструмента оценки, который измерял бы, насколько хорошо могут ученики «изложить» или «перечислить» данные им знания. Поэтому тренерам часто приходится просто полагаться на то, что ученики усвоили знания, и они вполне закономерно задаются вопросом: зачем писать?
Проблема приобретает еще большую остроту, когда речь идет о написании целей, связанных с формированием и развитием установок. Относительно просто описать нужное поведение, но оценка и измерение установки считается в высшей степени субъективным занятием, если только не использовать в этих целях ролевые игры. Может пройти очень много времени, прежде чем работник начнет демонстрировать указанное поведение, и только тогда можно будет оценить эффективность тренинга. Те же возражения вызывает необходимость изложения целей в тренинге по развитию управления; утверждается, что пройдет, дескать, несколько лет, прежде чем у тре-
Глава 6
нера появится возможность наблюдать в поведении бывшего ученика те качества и установки менеджера, на развитие которых был направлен тренинг.
Что касается психомоторных навыков и процедурных умений, то здесь написание целей обычно не вызывает больших затруднений, поскольку результат довольно легко поддается наблюдению и оценке. По-видимому, именно это обстоятельство объясняет распространенное утверждение, что цели уместны при тренинге умений, но неприменимы в других видах тренинга и обучения.
Эти возражения практического свойства поддерживаются и дополняются критикой теоретиков, оспаривающих правомерность использования поведенческих и учебных целей в деле образования.
Они заявляют, что механическая, или техническая, модель тренинга и обучения, имплицитно подразумеваемая поведенческим подходом, является манипулятивной и противоречит демократической концепции обучения, в соответствии с которой человек сам управляет своим обучением и сам выбирает цели. Поэтому утверждается, что учебный план, разработанных на основе поведенческих целей, не оставляет возможности для личностного развития. Кроме того, считается, что поведенческая модель тренинга и обучения не способствует развитию гибкости установок и поведения, столь необходимой в многонациональном и изменчивом мире.
Теоретики образования утверждают, что сторонники поведенческого подхода недооценивают важность преподавания теоретических основ. Если учебный план базируется на поведенческих целях, это означает, что тренинг направлен на достижение только этих целей, — если эти цели не достигнуты, значит, ученики ничему не научились. Иными словами, при поведенческом подходе общеобразовательный опыт, опыт научения в широком смысле этого слова либо полностью игнорируется, либо имеет второстепенное значение.
Теоретики-оппоненты допускают, что поведенческие цели уместны, когда речь идет о механическом запоминании, но оспаривают целесообразность их использования для развития понимания или способности к применению знаний и умений в новых ситуациях. По их мнению, требование изложения целей серьезно ограничивает тренера, лишая его возможности быть креативным. Кроме того, оппоненты утверждают, что перенос акцента на конечный результат означает недооценку важности самого процесса или опыта обучения, тогда как последние имеют фундаментальное значение.
Цели тренинга
159
Ответ на возражения
Спор о целях тренинга может быть отчасти разрешен рассмотрением различий между тренингом и образованием, о которых говорит Глейзер (Glaser, 1962). Первое различие относится к степени специфичности конечного продукта. Глейзер пишет:
«<...> в тех случаях когда конечный продукт научения можно специфицировать совершенно конкретными примерами желаемого поведения ученика, то возможно разработать обучающие процедуры, направленные на тренировку или формирование такого поведения».
Если же речь идет о том, чтобы дать человеку некое комплексное умение, которое трудно расчленить на отдельные составляющие и проиллюстрировать конкретными примерами исполнения, то необходимо более широкое обучение, при котором ученика вооружают общим подходом к ситуации, ожидая, что он генерализует его и сумеет воспользоваться им в аналогичных или новых ситуациях.
Разницу между тренингом и образованием Глейзер анализирует и с точки зрения минимизации-максимизации индивидуальных различий. Он считает, что тренинг как обучение узкоспецифичным формам поведения подразумевает определенную степень единообразия в рамках существующих индивидуальных различий. Образование же, напротив, подразумевает поощрение индивидуальных особенностей ученика; «обучение ведется таким образом, что каждый ученик в результате вырабатывает свои собственные способы выполнения той или иной деятельности».
Эти различия помогают в самом общем виде обосновать правомерность использования поведенческих целей при разработке тренинга. Однако можно привести и целый ряд конкретных аргументов, подтверждающих необходимость целей.
Возражая против использования поведенческих целей, наши оппоненты тем самым возражают против необходимости планирования. Отсутствие четко сформулированных целей чрезвычайно затрудняет процесс планирования учебной программы и координации различных ее аспектов. Кроме того, изложение целей полезно еще и тем, что позволяет тренеру проверить и скорректировать свои исходные предположения и допущения.
Постановка целей организует мышление и побуждает тренеров v четким, однозначным формулировкам при общении друг с другом.
Глава 6
На основе целей производится выбор методов обучения и определяется последовательность подачи учебного материала.
В отношении других аспектов систематичного подхода следует сказать, что наличие ясно сформулированных целей позволяет разбить цели и задачи отдельных тренинговых мероприятий на отдельные элементы, что, по мнению ряда специалистов, переводит процесс оценки в более рациональную плоскость. Тесно связано с этим аргументом и замечание о том, что наличие конкретных целей побуждает тренера мыслить трезво, вместо того чтобы питать возвышенные, но смутные надежды и ожидания. Впрочем, даже принимая все эти аргументы, многие тренеры могут спросить: так ли уж нужно следовать всем правилам написания целей?
«Правила», о которых мы говорили выше, — это не столько правила, сколько ориентиры, и они допускают возможность отступлений.
Документ «Цели тренинга» является рабочим инструментом тренера, и если он громоздкий, то им невозможно пользоваться. Совершенно ни к чему каждый раз пытаться втиснуть цели в знакомые колонки «исполнение», «условия» и «стандарты», если они не могут быть изложены в этой форме. Во многих случаях подобный формат изложения является идеальным, однако в рамках целого ряда профессий и работ существуют процедурные и канцелярские задания, подразумевающие одни и те же условия и единый стандарт — «без ошибок».
Как уже говорилось выше, в таких случаях лучше постулировать условия и стандарты в начале документа, а затем уже описать ожидаемое исполнение.
Если стандарты определены процедурами и нормами, оговоренными в руководствах, справочниках, инструкциях и других нормативных актах, в колонке «Стандарты» достаточно сделать ссылку на соответствующий параграф или страницу, нежели покорно переписывать длинные пассажи из текста.
Когда ожидаемое исполнение связано с использованием навыков межличностного общения и качеств руководителя, приходится смириться с тем фактом, что иногда даже во время тренинга разные тренеры по-разному оценивают уровень компетентности ученика. Вероятность расхождения оценок возрастает, когда ученик приступает к работе и его компетентность оценивает начальник. В подобных случаях заявленный стандарт исполнения часто звучит как «удовлетворенность тренера/преподавателя» или «удовлетворенность началь-
Цели тренинга
ника и соответствие нормам отдела». Такие формулировки вполне приемлемы при условии, что цель исполнения дает достаточно наглядное представление о желаемом диапазоне поведения. Это не значит, что мы игнорируем необходимость получения точной и объективной оценки, — мы просто устанавливаем пределы допустимого отклонения, как это принято, например, при определении стандартов выполнения заданий, включающих применение физических умений.
Когда тренинг направлен на развитие осведомленности (приобретение знаний), может быть, и нет особого смысла детализировать все цели исполнения с помощью слов «перечислить» и «изложить» или еще менее точных «описать» и «объяснить», если нет адекватного теста для оценки исполнения. Однако все тренеры согласны с тем, что содержание «познавательного» тренинга и обучения должно быть структурировано. Очевидно, что сделать это можно, только сформулировав цели, — пусть даже при этом нам приходится просто надеяться на то, что ученики способны «изложить», «перечислить» и т. п.
Наличие целей, точно определяющих конечный результат и содержание тренинга, не препятствует включению материала, дополняющего или обогащающего обучение. Важную роль играют визиты бывших учеников, способных рассказать о том, как применить полученные знания и умения на практике, или предостеречь коллег о трудностях и ошибках. Такого рода материал может быть представлен также в форме текстов или видеороликов. Фактически, для использования подобного материала не нужны расписанные цели, ибо он обладает внутренней ценностью, которую невозможно определить в поведенческих терминах, но которая тем не менее существенно обогащает и процесс и результат обучения.
Как видите — и как прочувствовали на себе многие из нас, — изложение целей тренинга это непростая задача; иногда она становится настоящим камнем преткновения, и тренеру порой кажется, что можно обойтись и без целей. Те из тренеров, кто попробовал обойтись без целей, скорее всего признают, что, несмотря на все сложности их написания и частую расплывчатость формулировок, невозможно спроектировать или оценить тренинг на профессиональном уровне, если не знаешь, чего ты пытаешься достигнуть. Пройдя через такого рода опыт, особенно хорошо начинаешь понимать мораль, которой Роберт Мейджер (Mager, 1975) сопровождает часто цитируемую им басню о морском коньке: «...если ты не знаешь, куда идешь, ты можешь попасть не туда — и даже не будешь знать об этом».
ПРИНЦИПЫ |
И УСЛОВИЯ НАУЧЕНИЯ
Сердцевиной тренинга является процесс научения. При выборе или разработке методов и средств обучения, а также при составлении программы тренинга, тренеру следует стремиться к тому, чтобы сделать как можно более легким для целевой аудитории процесс освоения знаний и умений. Для того чтобы создать такую учебную среду, которая будет способствовать быстрому и легкому научению, тренеру нужно знать принципы и условия научения. И данная глава призвана помочь ему в этом. Ниже приводится краткий обзор тем и вопросов, составляющих содержание главы.
• Последовательность подачи учебного материала.
Несмотря на очевидную важность этого момента, его часто упускают из виду при разработке программы тренинга. Последовательность подачи материала определяет легкость его усвоения и в конечном итоге эффективность тренинга.
• Готовность ученика.
Готовность ученика к обучению зависит от ряда факторов. Важнейшие из них — это базовая способность к научению, или обучаемость, и наличие специальных способностей, обусловливающих легкость усвоения различных видов учебного материала. Большую роль играет также исходная и текущая мотивация. Уровень мотивации зависит от потребностей, образования, опыта и эмоционального и физического состояния индивидуума.