Итоговый зачёт по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая экономику и право)




2 вариант

Выберите правильный вариант ответа

1. Чертой (-ами) общества как системы является(-ются)

1) саморазвитие; 2) безальтернативность развития; 3) предсказуемость развития; 4) все перечисленные.

2. К общественным отношениям не относится

1) оформление документов при приеме на работу; 2) прогула по лесу с собакой; 3) проведение забастовки работниками предприятия; 4) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации.

3. Определите, что не относится к субкультурам

1) классовая культура; 2) общенациональная культура; 3) профессиональная культура

4) молодежная культура.

4. Укажите, что относится к определению: «Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества» относится к понятию

1) общедоступная культура; 2) народная культура; 3) светская культура; 4) доминирующая культура.

5. Установите истинность или ложность суждений об особенностях искусства?

А. Искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес.

Б. Искусство должно воздействовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. Определите, что не относится телесно-анатомическим особенностям человека, отличающим его от животных?

1) наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.);

2) особое строение позвоночника, таза (прямохождение);

3) наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки;

4) наличие объемного мозга.

7. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, представляет собой

1) понятие; 2) представление; 3) восприятие; 4) ощущение.

8. Утверждение: «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером

1) гипотезы; 2) представления; 3) умозаключения; 4) суждения.

9. Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части называется

1) уподоблением; 2) абстрагированием; 3) анализом; 4) формализацией.

10. Установите истинность или ложность суждений об особенностях социального познания?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического

материала над теоретическими обобщениями.

Б. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

11. Понятие «экономика» первоначально означало

1) управление сельским поместьем; 2) искусство ведения домашнего хозяйства; 3) натуральный обмен; 4) денежное обращение.

12. Определите, что составляет основу экономической сферы жизни общества

1) регулирование социальных отношений; 2) производство материальных благ; 3) разработка ресурсосберегающих технологий; 4) взаимодействие государства и политических партий.

13. Определите, что отражает ситуацию роста спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру, сложившуюся на

1) рынке сырья и материалов; 2) рынке товаров и услуг; 3) фондовом рынке; 4) рынке труда.

14. Укажите, что финансируется(-ются) из государственного бюджета

1) независимые СМИ; 2) проекты индивидуального строительства; 3) судебная система;

4) маркетинговые исследования предприятий

15. Установите истинность или ложность суждений о рыночной экономике

А. Рыночная экономика создает возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

16. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется

1) поступком; 2) конфликтом; 3) кооперацией; 4) конкуренцией.

17. Укажите признак, который лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане

1) политический; 2) территориальный; 3) профессиональный; 4) социально-классовы.

18. Решите задачу. Взрослая внучка ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продуты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) воспитательную; 2) социального контроля; 3) хозяйственно-бытовую; 4) социально- статусную

19. Ирина уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Ирины является миграцией?

1) она уехала в командировку; 2) она поменяла место жительства; 3) она уехала за границу по туристической путевке; 4) она уехала родственникам на юбилей.

20. Установите истинность или ложность суждений об основаниях выделения социальных групп?

А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.

Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

21. Установите истинность или ложность суждений о политике?

А. Политику характеризует связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества).

Б. Политику отличает властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

22. Политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка, называется

1) политическим движением; 2) профсоюзом; 3) государством; 4) политической партией.

23. Укажите, что относится(-ятся) к формам прямого действия в рамках непосредственного политического участия

1) встречи с политическими лидерами; 2) обращения и письма во властные структуры;

3) участие в пикетированиях; 4) участие в политических дискуссиях.

24. Определите, что относится(-ятся) к принципам правового государства

1) разделение властей; 2) верховенство государства в жизни общества; 3) приоритет общества и государства над личностью; 4) все перечисленные.

25. Укажите истинность или ложность суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность»

Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время а свобода — это и средство, в некотором смысле и цель в себе».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

26. К дисциплинарным проступкам не относится(-ятся)

1) нарушение правил уличного движения; 2) нарушение правил внутреннего распорядка; 3) нарушение воинской дисциплины; 4) все перечисленные.

27. Определите, какие правовые отношения регулируются нормами гражданского права?

1) вынесение приговора; 2) установление авторства произведения; 3) предоставление ежегодного отпуска; 4) присвоение звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

28. К видам административных правоотношений не относятся

1) правоотношения, возникающие в связи с жалобами и обращениями граждан в органы государственного управления;

2) правоотношения внутри органов государственного управления;

3) правоотношения, возникающие в связи с совершением правонарушений в области общественного порядка;

4) правоотношения между коммерческими юридическими лицами.

29. Определите, что относится к полномочиям Правительства РФ

1) утверждение изменений границ между субъектами РФ;

2) одобрение законопроектов, принятых Государственной Думой;

3) обеспечение исполнения федерального бюджета;

4) объявление амнистии.

30. Укажите истинность или ложность суждения о праве?

А. Право — это официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации.

Б. Право — это применение мер государственного принуждения нарушителю за совершение противоправного деяния.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

31. Запишите слово, пропущенное в схеме

КАПИТАЛ

 

Основной …?

Ответ: __________________.

32. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «методы денежной реформы».

Дефляция; деноминация; диверсификация; девальвация; ревальвация.

Ответ: ________________.

33. Установите соответствие между социальными слоями современного общества и их представителями: каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ
А) врачи 1) верхний класс
Б) крупные бизнесмены 2) средний класс
В) безработные 3) низший класс
Г) квалифицированные служащие  
Д) политические лидеры  

34. Найдите в приведенном списке принципы демократии и запишите цифры, под которыми они указаны

1) принцип суверенитета народа

2) принцип монополизации власти

3) принцип представительства

4) принцип господства одной правящей идеологии

5) принцип большинства

6) принцип неограниченности власти

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________.

35. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

(1) Переход от государственной экономики через ее разгосударствление к смешанной экономике рыночного типа не означает исключение государства из экономической жизни общества. (2) В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. (3) Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику. (4) Эти различия, на наш взгляд, обусловлены многими факторами объективного материального порядка.

 

36. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«К каналам, или «_________ » (1), социальной мобильности относят следующие социальные ____________ (2): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную _________ (3). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ___________ (4), — социальный _____________(5) семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ______ (6)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите

внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) статус Г) лестница Ж) лифт

Б) селекция Д) институт З) стиль

В) карьера Е) классификация И) стратификация

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

37. Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

«Основным значением слова «частный» является не «индивидуальный», а многие считают, как «юридически независимый, суверенный». Это означает, что ни одна внешняя неэкономическая сила, сажем, правительство, не может навязывать частному собственнику определенное поведение. Таим образом, юридически частная собственность означает, что ее субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству. <...>

У индивидуальных частных собственников в целом присвоение характеризуется индивидуализмом, отчужденностью и безразличием по отношению внешнему миру («каждый за себя, один Бог за всех»), корыстью, стремлением обратить все в свою пользу (это часто вызывается их беспомощностью, незащищенностью перед слепой рыночной стихией). <...>

Присваивая средства производства, все частные собственники преследуют свой узкокорыстный интерес, стремятся к обогащению. Последнее возможно на пути безграничного расширения хозяйственной деятельности, которая в результате носит все более общественный характер (растут ее масштабы, степень влияния на другие объекты и общество в целом). <...>

Если общество допускает возникновение и длительное существование какого-то социального института, значит, несмотря на все его недостатки, он полезен, необходим для него. В чем же польза частной собственности, в том числе и по сравнению с государственной?

Она является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности...» (Веснин В. Р. Собственность: научная категория, политические мифы и реальность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 132, 133, 136.).

С1. На основании теста определите, что означает юридически понятие «частная собственность».

С2. Какими чертами, по мнению автора, характеризуется присвоение у индивидуальных частных собственников?

С3. В тесте анализируются особенности частной формы присвоения. К какому противоречию частное присвоение может привести? Используя обществоведческие знания, выскажите предположение о последствиях данного противоречия.

С4. Автор утверждает, что частная собственность является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три подтверждения данного суждения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: