Итоговый зачёт по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая экономику и право)




1 вариант

Выберите правильный вариант ответа

1. Определение: «Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей» относится к понятию

1) общество; 2) цивилизация; 3) класс; 4) формация.

2. К функциям общества относится (-ятся)

1) производство материальных благ и услуг; 2) воспроизводство и социализация человека;

3) распределение продуктов труд; 4) все перечисленные.

3. Какая черта не относится к обществу как системе?

1) статичность развития; 2) альтернативность развития; 3) незавершенность развития;

4) непредсказуемость развития

4. К духовной культуре не относится

1) мифология; 2) архитектура; 3) религия; 4) искусство.

5. Установите истинность или ложность суждений о массовой культуре.

А. Массовая культура — порождение технического прогресса.

Б. Массовая культура не связана с коммерческой прибылью.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. Укажите, что обозначает понятие «человек»

1) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

2) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

3) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды;

4) любого, что принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами.

7. Определите, что называется индивидуально устойчивыми свойствами человека, определяющими его успехи в различных видах деятельности

1) характером; 2) эмоциями; 3) способностями; 4) темпераментом.

8. Форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений, представляет собой

1) восприятие; 2) эмоциями; 3) понятие; 4) суждение.

9. К формам чувственного познания не относится

1) понятие; 2) представление; 3) восприятие; 4) ощущение.

10. Укажите истинность или ложность суждений об особенностях познания мира средствами искусства?

А. Особенностью познания мира средствами искусства является использование художественных образов.

Б. Особенностью познания мира средствами искусства является теоретическое обобщение реальности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

11. Укажите, что является предметом изучения экономии и науки

1) обмен продуктами питания; 2) оформление трудового договора; 3) разработка принципов распределения ресурсов; 4) изобретение ресурсосберегающих технологий.

12. Решите задачу. Известный профессор-биолог передал в дар университетской библиотеке свою коллекцию книг о бабочках. Данный пример иллюстрирует право собственника

1) владеть; 2) пользоваться; 3) потреблять; 4) распоряжаться.

13. Доход, получаемый собственником от использования земли, называется

1) пошлиной; 2) прибылью; 3) рентой; 4) дивидендом.

14. Инфляция представляет собой

1) повышение всех цен; 2) сознательное завышение цен на товары и услуги; 3) неравномерное поднятие цен; 4) повышение общего уровня цен.

15. Укажите истинность или ложность суждения о путях развития производства.

А. Увеличить объемы производства в стране возможно, если расширить объемы использования экономических ресурсов.

Б. Увеличить объемы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

16. Определите, какой институт относится к социальной сфере жизни общества

1) производство; 2) государство; 3) религии; 4) семьи.

17. Социальное неравенство выражается в

1) изменении социального статуса человека; 2) разном доступе к социальным благам;

3) многообразии социальных норм; 4) особенностях поведения людей.

18. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

1) традициям; 2) этическим нормам; 3) эстетическим нормам; 4) правилам этикета.

19. Определите, что является примером вертикальной социальной мобильности

1) переезд на новое место жительства; 2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином; 3) получение рабочим водительских прав; 4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк.

20. Укажите истинность или ложность суждения о социальных отношениях.

А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения — это политические и экономические отношения между социальными группами.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

21. Укажите истинность или ложность суждения о политике.

А. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Б. Политика — это особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

22. Главным институтом политической системы общества является (-ются) 1) политические партии; 2) государство; 3) профсоюзы; 4) различные общественные организации

23. Определите, что является важнейшим принципом идеологии либерализма

1) справедливое перераспределение плодов рыночной экономики в пользу нуждающихся;

2) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного труда;

3) абсолютная ценность человеческой личности;

4) нежелательность резкого переустройства общества.

24. К общим принципам, лежащим в основе гражданского общества, не относится

1) равенство всех перед законом и судом; 2) легитимность и демократический характер власти;

3) свобода слова и печати; 4) единая форма собственности.

25. Укажите истинность или ложность суждения о политической партии.

А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть.

Б. Все партии делятся только по классовому признаку.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

26. Определите, как называется отрасль права, которая регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере деятельности различных государственных органов

1) государственным правом; 2) гражданским правом; 3) административным правом

4) гражданско-процессуальным правом.

27. Нормы гражданского права применяются

1) если необходимо определить размеры алиментов; 2) если нарушены правила поведения в общественных местах; 3) в случае забастовки шахтеров; 4) в случае обмена жилой площади.

28. Гражданской дееспособности гражданин может быть лишен

1) местной администрацией; 2) районным отделом внутренних дел; 3) судом; 4) психоневрологическим диспансером

29. К полномочиям Правительства РФ не относится

1) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил России за пределами страны;

2) разработка федерального бюджета;

3) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

30. Укажите истинность или ложность суждения о праве.

А. Право — это совокупность всех правовых явлений, то есть правовая система.

Б. Право — это система правовых (юридических) норм.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

31. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

… ПРОИЗВОДСТВА

 

 


труд земля капитал предпринимательские способности

 

Ответ: ___________________________

 

32. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «гражданское общество»

Убеждение; свободный индивид; власть; церковь; традиция.

Ответ: __________________.

33. Установите соответствие между видами проступков и их примерами: каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫПРОСТУПКОВ ВИДЫПРОСТУПКОВ
А) неисполнение договора аренды 1) административный проступок  
Б) несоблюдение правил дорожного движения 2) гражданско-правовой проступок  
В) оскорбление чести и достоинства человека 3) дисциплинарный проступок
Г) нарушение правил внутреннего трудового распорядка  
Д) нарушение авторского права  

 

34. Найдите в приведенном списке элементы политической культуры и запишите в порядке возрастания

1) правосознание

2) ресурсы власти

3) эмоциональное отношение человека к политике

4) субъекты и объекты политических взаимодействий

5) тип электорального поведения

6) знания о политической системе общества

Ответ: ________________.

35. Прочитайте приведенный ниже тест, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения теста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

(1) Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре.

(2) Скорее всего, они являются необходимым условием общественного развития.

(3) Весь процесс развития общества, по мнению многих, состоит из конфликтов и консенсусов.

(4) Сама социальная структура общества с ее жестокой дифференциацией социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов.

36. Прочитайте приведенный ниже тест, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать________ (1), является групповая______________ (2). Каждой группе присущ социально-психологический___________ (3) — качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы также являются ее ценностно-личностные_________ (4) — свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой___________ (5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые_________ (6) выполняют регулятивную функцию по отношению совместной деятельности ее членов».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите

внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сплоченность Е) совместимость

Б) норма Ж) взаимоотношение

В) разобщенность З) лидерство

Г) ориентация И) лимат

Д) традиция

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

37. Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

«Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупка товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело — продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело — продажа самолетов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело — мелкие предприниматели. И другое дело — промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок — сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономии общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.

В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления — свободную конкуренцию и препятствование <...>, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчет и авантюристический риск, взлеты и банкротства, прибыли и убытки, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение. <...>

Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам... <...> Рынок постоянно находится под неусыпным

оком общества и власти» (Авторская страница Александра Зиновьева. Логическая социология. Западнизм // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 211—212.).

С1. Что, по мнению автора, представляет собой рынок?

С2. Выпишите из теста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.

С3. Автор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обществоведческого курса, приведите примеры видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.

С4. Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая знания обществоведческого курса и фаты общественной жизни, укажите любые три основные направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: