173
шению к предстоящему учебному событию. Восприимчивость тренера, манера и стиль его поведения на протяжении всего учебного процесса, и тем более на подготовительной стадии, имеют огромное значение для устранения и смягчения эмоциональных преград, препятствующих обучению. Если беспокойство и тревога ученика вызваны внешними факторами, например семейными или супружескими проблемами, то в этом случае можно посоветовать ученику проконсультироваться у специалиста или пройти тренинг позже.
Итак, мы обсудили интеллектуальный, мотивационный и эмоциональный компоненты готовности ученика. Но не менее важное значение имеет физическая готовность. Отчасти этот вопрос может быть решен на стадии отбора учеников. В документе «Должностные требования», которым надлежит руководствоваться при отборе учеников на тренинг, должно быть четко изложено, каким основным физическим требованиям должны отвечать люди, чтобы их признали годными к выполнению данной работы. Однако физическая готовность определяется также рядом дополнительных факторов, таких как состояние здоровья, наличие физических увечий, усталость и др., — последние могут обусловить необходимость исключения претендента из тренинговой программы. Еще один физический фактор, подлежащий учету при работе с определенным контингентом людей, — это так называемый «суточный ритм активности», который обусловливает суточные колебания физиологических процессов. Этот фактор особенно важен, когда на тренинг приходят люди, привыкшие к посменному режиму работы. Им требуются время и помощь, чтобы перестроить свой суточный ритм и войти в «нормальный» режим обучения (Folkard, 1987). О возможном влиянии «суточных эффектов» на продуктивность научения мы поговорим в разделах «Общие условия» и «Индивидуальные различия».
Способы научения
Данная глава призвана ответить на вопросы: «Почему люди учатся?» и «Как они учатся?». Последний вопрос отчасти проясняется рассмотрением физических и умственных активностей, способных вызвать относительно устойчивые изменения в поведении людей. Продолжая линию рассуждений Басса и Вохэна (Bass, Vaughan, 1966), мы предполагаем, что существует по меньшей мере пять базовых разно-
Глава 7
видностей подобных активностей, ассоциированных с процессами видения, слушания, мышления и с моторными реакциями. Ниже приводится их краткое описание.
Экспериментирование, или метод проб и ошибок. Это, наверное, самая простая форма научения. Ученик совершает некие действия или демонстрирует некое поведение, желая добиться определенного результата. Каждое действие, приближающее ученика к цели, получает подкрепление, и поэтому, при прочих равных условиях, он будет повторять эти действия. Если какое-то действие или поведение оказывается безуспешным или вызывает неблагоприятные последствия, вероятность его повторения крайне мала — скорее всего, ученик попробует альтернативное действие. Таким образом, путем активного экспериментирования или методом проб и ошибок ученик в конце концов «находит» правильную последовательность действий.
Перцептивная организация. Ученик воспринимает стимульную ситуацию целиком — сигналы, условия, вознаграждения и т. п. — и затем определенным образом организует ее, получая доступную его пониманию «перцептивную карту», которая будет направлять его поведение.
Моделирование поведения. Человек научается тому или иному поведению, сначала наблюдая за тем, как ведут себя другие люди и как их поведение получает вознаграждение или наказание, и впоследствии пытаясь сымитировать правильные или наиболее уместные в конкретной ситуации модели поведения.
Опосредование. Огромная доля человеческого научения опосредуется языком и речью, как устной, так и письменной. Коммуникация происходит не только с помощью слов, но также посредством символов, диаграмм и цифр.
Рефлексия. Этот способ научения тесно связан с перцептивной организацией и нередко следует за экспериментированием, поведенческим моделированием или языковой коммуникацией. Как указывают Бут и Боксер (Boot, Boxer, 1980), это «процесс обдумывания, умственной проработки или осмысления прошлого опыта»; или, как пишут другие авторы (Boud, Keogh, Walker, 1985), «активный процесс исследования и обнаружения», предполагающий «тихое раздумье и осмысление опыта».
Тренинг в промышленности, торговле и общественном секторе использует все перечисленные формы научения. Они могут взаимодействовать и дополнять друг друга, способствуя развитию знаний,