173
шению к предстоящему учебному событию. Восприимчивость тренера, манера и стиль его поведения на протяжении всего учебного процесса, и тем более на подготовительной стадии, имеют огромное значение для устранения и смягчения эмоциональных преград, препятствующих обучению. Если беспокойство и тревога ученика вызваны внешними факторами, например семейными или супружескими проблемами, то в этом случае можно посоветовать ученику проконсультироваться у специалиста или пройти тренинг позже.
Итак, мы обсудили интеллектуальный, мотивационный и эмоциональный компоненты готовности ученика. Но не менее важное значение имеет физическая готовность. Отчасти этот вопрос может быть решен на стадии отбора учеников. В документе «Должностные требования», которым надлежит руководствоваться при отборе учеников на тренинг, должно быть четко изложено, каким основным физическим требованиям должны отвечать люди, чтобы их признали годными к выполнению данной работы. Однако физическая готовность определяется также рядом дополнительных факторов, таких как состояние здоровья, наличие физических увечий, усталость и др., — последние могут обусловить необходимость исключения претендента из тренинговой программы. Еще один физический фактор, подлежащий учету при работе с определенным контингентом людей, — это так называемый «суточный ритм активности», который обусловливает суточные колебания физиологических процессов. Этот фактор особенно важен, когда на тренинг приходят люди, привыкшие к посменному режиму работы. Им требуются время и помощь, чтобы перестроить свой суточный ритм и войти в «нормальный» режим обучения (Folkard, 1987). О возможном влиянии «суточных эффектов» на продуктивность научения мы поговорим в разделах «Общие условия» и «Индивидуальные различия».
|
Способы научения
Данная глава призвана ответить на вопросы: «Почему люди учатся?» и «Как они учатся?». Последний вопрос отчасти проясняется рассмотрением физических и умственных активностей, способных вызвать относительно устойчивые изменения в поведении людей. Продолжая линию рассуждений Басса и Вохэна (Bass, Vaughan, 1966), мы предполагаем, что существует по меньшей мере пять базовых разно-
Глава 7
видностей подобных активностей, ассоциированных с процессами видения, слушания, мышления и с моторными реакциями. Ниже приводится их краткое описание.
Экспериментирование, или метод проб и ошибок. Это, наверное, самая простая форма научения. Ученик совершает некие действия или демонстрирует некое поведение, желая добиться определенного результата. Каждое действие, приближающее ученика к цели, получает подкрепление, и поэтому, при прочих равных условиях, он будет повторять эти действия. Если какое-то действие или поведение оказывается безуспешным или вызывает неблагоприятные последствия, вероятность его повторения крайне мала — скорее всего, ученик попробует альтернативное действие. Таким образом, путем активного экспериментирования или методом проб и ошибок ученик в конце концов «находит» правильную последовательность действий.
Перцептивная организация. Ученик воспринимает стимульную ситуацию целиком — сигналы, условия, вознаграждения и т. п. — и затем определенным образом организует ее, получая доступную его пониманию «перцептивную карту», которая будет направлять его поведение.
|
Моделирование поведения. Человек научается тому или иному поведению, сначала наблюдая за тем, как ведут себя другие люди и как их поведение получает вознаграждение или наказание, и впоследствии пытаясь сымитировать правильные или наиболее уместные в конкретной ситуации модели поведения.
Опосредование. Огромная доля человеческого научения опосредуется языком и речью, как устной, так и письменной. Коммуникация происходит не только с помощью слов, но также посредством символов, диаграмм и цифр.
Рефлексия. Этот способ научения тесно связан с перцептивной организацией и нередко следует за экспериментированием, поведенческим моделированием или языковой коммуникацией. Как указывают Бут и Боксер (Boot, Boxer, 1980), это «процесс обдумывания, умственной проработки или осмысления прошлого опыта»; или, как пишут другие авторы (Boud, Keogh, Walker, 1985), «активный процесс исследования и обнаружения», предполагающий «тихое раздумье и осмысление опыта».
Тренинг в промышленности, торговле и общественном секторе использует все перечисленные формы научения. Они могут взаимодействовать и дополнять друг друга, способствуя развитию знаний,