175
понимания, умений и установок. Однако, как будет показано ниже, продуктивность различных способов научения зависит от склонностей, способностей и прошлого опыта учеников.
Общие условия научения
Чтобы вызвать необходимые изменения в знаниях, умениях и установках учеников, тренер должен сделать учебный процесс как можно более активным. Прежде чем мы рассмотрим конкретные действия, которые могут предпринять тренер и ученик для активизации учебного процесса, необходимо обсудить общие условия, благоприятствующие научению в тренинговой ситуации.
Одним из таких условий, как уже отмечалось выше, является создание оптимального мотивационного уровня. Однако помимо стимулирования мотивации учеников тренеру следует подумать об организации учебной среды — последняя должна способствовать пробуждению и поддержанию заинтересованности учеников. Для этого полезно вкратце рассказать ученикам, что будет происходить на трениге, раскрыв им в емких образах и на конкретных примерах целесообразность и пользу курса. Эффективность данной Тактики объясняется тем, что она задействует и мотивационную систему ученика, и его мыслительные процессы. На протяжении всего тренинга, и особенно во время индивидуальных тренинговых сессий, тренер должен стимулировать интерес учеников.
Существует целый ряд техник, позволяющих разнообразить стимуляцию и внести в нее элемент новизны. Одна из проблем, с которой придется столкнуться тренеру, это колебания группового внимания, проиллюстрированные на рис. 7.5.
Опытные тренеры минимизируют падение внимания учеников, используя наглядные пособия, меняя интонацию, темп и высоту голоса и речи, периодически меняя свою позу, прибегая к юмору и умело варьируя деятельность группы. Та же проблема возникает, когда ученики изучают предмет самостоятельно, например сидя за компьютером или с помощью учебного пакета. Помимо взаимодействия с учебным средством им должна быть предоставлена возможность периодически взаимодействовать с преподавателями, непосредственными начальниками и другими учениками для совместного решения проблем, получения необходимой помощи и подтверждения прогресса, что способствует повышению уровня внимания.
|
Глава 7
100 % |
75% |
50% |
25% |
ВРЕМЯ |
Мин 20 мин 30 мин 40 мин
Рис. 7.5. Колебания группового внимания (по Mills, 1967)
Разумное варьирование методов обучения и содержания учебного материала, несомненно, оказывает благотворный эффект на уровень заинтересованности и внимания учеников. Однако этот эффект ограничен таким фактором, как феномен «времени дня».
Традиционная рекомендация, в соответствии с которой новый материал должен быть пройден с утра и закреплен после полудня, поставлена под сомнение результатами последних исследований. Обнаружено, что первая половина дня более благоприятна только для кратковременного запоминания, тогда как долговременное запоминание для некоторых заданий выше во второй половине дня и вечером (Folkard, 1987). Это удивительное открытие может объясняться несколькими причинами.
• Тренеры, замечая «падение» умственной активности учеников, прилагают больше усилий к тому, чтобы стимулировать их внимание и интерес.
|
• Ученики замечают, что их внимание ослабло, и стараются сконцентрироваться на материале.
• Определенные группы людей, в силу природной предрасположенности или выработавшейся привычки, демонстрируют более высокий уровень умственной активности и более высокие результаты во второй половине дня.
По-видимому, есть «утренние» и «вечерние» типы людей, так называемые «жаворонки» и «совы». Первые рано просыпаются и быст-
Принципы и условия научения
ро восстанавливают способность к умственному труду, однако уже ранним вечером чувствуют усталость. У вторых все происходит наоборот: они долго «раскачиваются», медленно втягиваются в умственную активность, но остаются бодрыми и работоспособными до позднего вечера.
Не отрицая возможности первых двух причин, Фолкард (Folkard, 1987) тем не менее пишет, что результаты исследований индивидуальных различий в выполнении различных заданий заставляют воздержаться от однозначных рекомендаций относительно временной организации учебного процесса. Несмотря на то что мы знаем, как влияет характер задания на показатели исполнения, в отношении большинства заданий мы не можем с уверенностью сказать, какое время дня является наилучшим для их выполнения. По-видимому, это вывод применим и к тренингу. Однако что может сделать тренер, чтобы минимизировать падение внимания или усталость учеников? Нам кажется разумным ограничиться следующими рекомендациями.
• Независимо от особенностей целевой аудитории, тренер должен стараться разнообразить методы обучения.
|
• Расписание занятий должно предусматривать «естественные» перерывы, время для отдыха и релаксации.
• Необходимо учитывать потенциальную проблему «перегруза», особенно при работе с малоодаренными учениками и теми, кто продолжительное время оставался вне тренинга/обучения.
• Использовать различные стратегии подкрепления.
Помимо обеспечения вышеназванных условий тренер должен позаботиться о том, чтобы гигиенические факторы, как физические, так и психологические, не оказывали негативного эффекта на мотивацию и работоспособность учеников. Очевидно, что неадекватные физические условия, например плохое освещение, духота, жара или холод, неудобное рабочее место, могут отвлекать внимание учеников и тормозить процесс научения. Важное значение имеет также эмоциональный климат, и тренеру следует приложить все усилия к тому, чтобы создать позитивный психологический настрой у учеников уже в самом начале тренинга.
Одним из показателей психологической атмосферы является сте-
пень соперничества между учениками. В определенных ситуациях
элемент здоровой состязательности может способствовать прогрессу
учеников, но чаще всего соперничество имеет обратный эффект — оно
Глава 7
не только снижает показатели учеников, но, что гораздо хуже, негативно сказывается на их отношении к настоящему и последующим учебным событиям. Хотя нельзя отрицать, что дух веселой, дружелюбной состязательности может привнести в некоторые виды тренинга, например в групповой тренинг, элемент возбуждения или волнения, что нередко помогает оживить внимание и интерес учеников в периоды «спада».
Такие спады зачастую неизбежны, они вызваны либо большой продолжительностью, либо содержанием тренинга. Однако тренер должен хорошенько взвесить все «за» и «против», прежде чем вводить в тренинг ту или иную форму конкуренции. Пусть лучше каждый ученик стремится превзойти самого себя, нежели товарищей по обучению.
Нам представляется гораздо более разумным стремиться к созданию в группе атмосферы взаимопомощи и сотрудничества. Такая атмосфера более соответствует стандартам, установленным для тренинговой среды.